Классный час

Поступаем правильно
Цель классного часа:
формирование культуры потребления у учащихся
Задачи:
сформировать систему потребительских знаний;
научить умению ориентироваться на потреби- тельском рынке ;
показать необходимость применения Закона « О защите прав потребителя» в реальной жиз- ни.
Оборудование:
Закон РК « О защите прав потребителей»;
образцы сопроводительных документов к; различным товарам
потребительские товары – образцы.

Классный час
«Вы покупатель. Поступаем правильно»
Учитель: Умеете ли вы покупать? Чем вызван этот вопрос? Тем, что на практике быть настоящим покупателем очень не просто. Какую бы вещь вы не хотели приобрести, вас интересует её цена, качество, срок служ-бы, удобство в применении. Меньше всего мы размышляем над тем, что, покупая товар, становимся участниками отношений с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом, Федеральным законом о защите прав потреби-телей и иными федеральными законами и правовыми актами РК. В действующем Гражданском кодексе договор розничной купли-продажи относится к отдельному виду договора куп-ли-продажи и регулируется как самостоятельный договор.
Договором розничной купли-продажи называется договор, по ко-торому продавец осуществляющий предпринимательскую деятельность
по продаже товара в розницу, обязуется передать покупателю товар предназначенный для личного, семейного, домашнего и иного исполь-зования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а поку-патель обязуется принять и оплатить оговоренную цену товара.
Потребитель – гражданин, который не связывает приобретение товара, предназначенного для бытовых нужд, с извлечением прибыли. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Совершая покупку, вы вступаете в отношения «продавец – поку-патель». Об обязанностях этих субъектов права и пойдёт речь на нашем классном часе.
С подготовленными сообщениями выступают учащиеся.
1-й ученик.
Вы хотите что-то купить? Ваш выбор зависит от того, какой товар вы приобретаете и при каких обстоятельствах вы его выбираете. Если это стационарный магазин, супермаркет, универмаг, прежде всего обратите
Внимание на информацию о режиме работы торговой организации. В помещении магазина вы увидите лицензию, подтверждающую права продавца предлагать покупателю именно этот товар, информацию о заводе –изготовителе, его юридический адрес и адрес его фактического места расположения, информацию о сертификации товара. Данная информация должна быть доступна для каждого покупателя и вывешена на видном месте.
Согласно положению по применению контрольно – кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением, денежные расчёты с населением при осуществлении торговых операций должны производиться с применением ККМ. На выдаваемом покупателям чеке должно быть отражены следующие реквизиты:
Учитель: Сегодня вы принесли на классный час разные чеки из разных магазинов. Изучите и сравните их содержание с правильными реквизитами. Учащиеся выступают с результатами сравнения.
2-й ученик.
Регулирование отношений, возникающих при продаже товаров между потребителями и продавцами (изготовителями), определяет Закон о защите прав потребителей. В статье 10 этого закона говориться о том, что изготовитель (исполнитель), продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую информацию о товарах, обеспечивающую возможность правильного выбора. Указанная информация о товарах (работах, услугах), помимо иных сведений, должна в обязательном порядке содержать сведения о цене в рублях и условия приобретения товаров (услуг). Что же касается Правил торговли, то они предупреждают нас, что информация в обязательном порядке должна содержать:
наименование товара;
фирменное наименование и место нахождения изготови-теля товара;
место нахождения организации, уполномоченной изгото-вителем на принятие претензий от покупателя и произво-дящей ремонт и техническое обслуживание товара;
обозначение стандартов, которым должен обязательно со-ответствовать товар;
сведения об основных потребительских свойствах товара;
правила безопасности и эффективного использования товара;
гарантийный срок;
срок службы или срок годности, действия покупателей по истечении этих сроков.
Учащиеся работают с принесёнными документами и инструкциями к электро – бытовым товарам.
3-й ученик.
Я вам расскажу о маркировке товара и его сертификации. Маркировка – это информация, наносимая изготовителем непосредственно на кон-кретные товары, тпру, этикетки и ярлыки.
Вопрос маркировки товара регулируется Правилами продажи отдельных видов товаров, утверждёнными постановлением Правительст-ва РК Требования к маркировке товара: месту её нанесения (непосредственно на товаре, на ярлыках, на этикетках, таре и т.п.), её содержанию, - устанавливаются государственными стандар-тами. Требования государственных стандартов в соответствии с Федеральным закоом « О техническом регулировании…», обязательны для соблюдения изготовителями товаров.
Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности, качества продукции, технической и информационной совместимости.
В соответствии с данным законом к обязательным требованиям к государственных стандартов относятся требования, необходимые для обеспечения безопасности продукции.
ГОСТы информируют покупателя о наименовании продукта, наи-меновании и местонахождении изготовителя ( юридический адрес, включая страну, и, при совпадении с юридическим адресом, адрес про-изводства) и организации в РК, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на её террито-рии ( при наличии такой организации).
На упаковках товаров должны быть обозначены:
товарный знак, наименование предприятия – изготовителя и его подчиненность;
наименование продукта;
дата выработки;
вес нетто;
способ приготовления ( для мелкого развеса);
срок хранения.
Учащиеся изучают упаковку принесённых на классный час продуктовых товаров: печенья, вафель, глазированных сырков, вермишели и т.п.
4-й ученик рассказывает о сертификации.
Понятие «сертификация» более жесткое, чем «маркировка». Позднелатинское слово сертифико – «удостоверяю» - говорит о том, что сертификат- это письменное свидетельство, документ, выдаваемый компетентным органом и удостоверяющий качество товара.
Что же это за определённые факты, которые надо удостоверить?
Оконные стеклопакеты покупаются часто. Их предназначение – избавить нас от назойливого свиста сигнализации соседского автомоби-ля, оградить от пыли, которая летит в наши окна, и, что самое главное.
- обеспечить нам тепло зимой. Такая продукция должна быть сертифицирована. В сертификате оконных и дверных блоков удостове-рен орган по сертификации, название продукции, серийный выпуск, удостоверено то, что продукция соответствует требованиям норматив-ных документов, удостоверен изготовитель продукции, а также основа-ния по которым выдаётся сертификат. В сертификат может быть внесена дополнительная информация. Остаётся удостоверить только один факт: а именно то, что качество товара и данные сертификата со-ответствуют.
В любом случае сертификат, как и марка, ярлык, этикетка, несёт информацию о приобретаемом нами товаре.
^ Учащиеся изучают сертификаты различных товаров.
5-й ученик.
Я расскажу вам об информации о товаре. Согласно ст.8 Закона о защите прав потребителя, потребитель вправе потребовать от продав-ца предоставления необходимой и достоверной информации о реализу- емых им товарах. Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке.
Достоверность информации предполагает соответствие содержа-щихся в ней сведений о товаре его действительным параметрам. Если перевод на русский язык недостоверен, то это следует понимать как предоставление ненадлежащей, недостоверной недостаточно полной информации, а для продавца (изготовителя) наступают правовые по-следствия, предусмотренные ст.12 Закона о защите прав потребителей.
По законодательству РК информация о товаре должна содержать:
наименования стандартов, обязательным требованиям ко-торых должны соответствовать товары;
перечень основных потребительских свойств товаров, а в отношении продуктов питания – состав, вес и объём со-держимого, калорийность, содержание вредных для здо-ровья веществ в сравнении с обязательными требования-ми стандартов и противопоказания к применению при от-дельных видах заболеваний;
цену и условия приобретения;
гарантийные обязательства изготовителя;
правила и условия эффективного и безопасного использо-вания;
срок службы ( годности) и сведения о необходимых дейст-виях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях при выполнении указанных действий;
адреса изготовителя и предприятий, уполномоченных из-готовителем на принятие претензий от потребителя.
Учитель : Сегодня нам удалось получить важные знания для потребителя – покупателя. Хотелось бы надеяться, что вы не забудете рекомендации нашего классного часа, когда будете совершать покупки в магазине и на рынке. В следующий раз мы поговорим о требованиях к качеству товаров.