Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса
«Выбор профессии – дело серьезное».
Цель: Дать учащимся представления об основах профессионального самоопределения, расширить знания учащихся о профессиях.
Задачи:
1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;
2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;
3) Расширить знания учащихся о мире профтруда;
4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.
Ход классного часа.
1.Вступительное слово.
Я рада приветствовать вас, уважаемые коллеги и учащиеся!
Начнем наш классный час с разгадывания кроссворда «Загадки о профессиях»
(Слайд 1)
Отгадки будем записывать по горизонтали. Можно предложить поучаствовать гостям.
(Загадки загадывают учащиеся и классный руководитель)
Катя С.:
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)
Женя У.:
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
Витя С.:
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров,- разрешит погулять. (Доктор)
Полина С.:
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)
Валера М.:
Он учит детишек читать и писать.
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
Витя С.:
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (Артист)
Миша П.:
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник)
Я.:
Встаем мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить
по утрам на работу. (Водитель)
Артем Ш.:
Шью я куртки и штаны
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я …. (Портниха)
Какое слово получилось по вертикали?
(Ребята отвечают)
Правильно, это слово «профессии».
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные,
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
Трудно сделать выбор порою.
-Ребята, сегодня на классном часе мы поговорим о выборе профессии, узнаем условия необходимые для правильного выбора профессии, постараемся выявить ваши склонности к тем или иным профессиям. Ведь выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Уже очень скоро и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в этом выборе. Тема нашего классного часа «Выбор профессии – дело серьезное» (на доске). Эпиграфом урока являются слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет.»
2. Что же такое профессия? (4 слайд)
Профессия - это трудовая, полезная для общества деятельность, требующая определённой подготовки и являющаяся обычно источником существования.
Основная часть.
Учитель: Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в ее основном законе - Конституции РФ. Статья 37 Конституции гласит: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
3. Тренинговое упражнение «Рука судьбы».
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Классный руководитель предлагает взять, не глядя, из коробочки листочек, на котором написано название какой-то профессии. Далее участник разворачивает листочек и с уверенностью говорит: «Я хочу стать…» и читает, что написано на листочке.
Классный руководитель. Совпали ваши желания с тем, что вы вытянули? Почему?
Учащиеся отвечают на вопрос и должны прийти к выводу, что выбор профессии не должен быть случайным.
Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии. Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:
слайд "хочу» профессия должна приносить радость и доход;
слайд "могу» у человека должны быть способности и возможности;
слайд «надо», профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда
Обращение внимания к надписи: «Хочу»
Хочу, что это? (ответы) Это: интересы, мечты о профессии, склонности.
Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы учеников).
Классный руководитель. Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».Делаем вывод: профессия должна приносить радость и доход (читают вслух).
Обращение к надписи «Могу»
Что же такое «могу»?
Могу - это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.
Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. (Ответы учеников).
Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь. Значит: у человека должны быть способности и возможности.
Обращение к надписи «Надо»
Как вы думаете?
Надо – это потребность общества в данной профессии.
Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников).
Учитель: Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее. Получается:
профессия должна быть востребована на рынке труда.
Я предлагаю послушать вот такой разговор, который часто можно услышать от выпускников школы.
Инсценировка "Выбор профессии":
Валера: Скоро заканчиваем школу. Вы уже решили, кем хотите стать?
Катя С.: Я, наверное, стану поваром. Моя лучшая подруга любит готовить и решила учиться на повара. И я с ней за компанию. А ты, Полина?
Полина: А я пойду дальше учиться в многопрофильный техникум - он рядом с домом, рано вставать не надо, чтоб куда-то ехать.
Витя: Я вообще не знаю. Куда возьмут, туда и пойду.
Женя: А мои родители хотят, чтоб я стала, как и они, строителями. А у тебя как, Валера?
Валера: А я давно мечтаю стать плотником. Правда, надо ехать в другой город. Но мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень этого хочется!
(Учащиеся обсуждают ситуацию).
Классный руководитель.
Вопросы-подсказки: все ли ребята, выбирая профессию, выполняют условия? Какое условие выполняют все? (надо). Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, условие «надо» у всех одинаковое, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
Знает ли Катя, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Кати в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
У Полины? Почему? Если она переедет в другой город?
А знает, ли чего хочет Женя? Чей это выбор?
А что вы можете сказать про Валеру? Правильно, он соблюдает все 3 условия: хочу, могу, надо.
Чтобы вы посоветовали Кате, Полине и Жене?
Примерные ответы детей:
— Им нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
Вопрос к ученикам: - Ребята, скажите пожалуйста как называют человека, отлично знающего свою работу и мастерски ее выполняющего?
Профессионал! (на доске)
-Молодцы! А какими качествами должен обладать профессионал?
На доске: Высокая работоспособность Исполнительность
Ответственность Организованность
Дисциплинированность
(Ответы детей).
Государству нужны грамотные специалисты, профессионалы? (да). Почему?
Дети приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».
От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Послушайте маленькую историю:
«Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: "Мешаются тут всякие".
Обсуждение ситуации:
Заслуживает ли профессия "дворник" неуважения со стороны "престижных" профессий?
(Ответы детей)
Обратимся к цитате Л.Н. Толстого, приведенной на доске: "Любой труд, если он нужен людям, почетен и уважаем".
Недаром государство относится уважительно разного рода профессиям всех людей России. Примером такого уважения и внимания являются профессиональные праздники, например День милиции, День рыбака. А еще какие? (Ответы детей.) (день учителя, , день водителя, день металлурга, день работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства — третье воскресенье марта, российской печати-13 января, день заповедников- 11января, день бармена – 6 февраля и т.д.)
В дни профессиональных праздников люди труда награждаются за добросовестный труд, их поздравляют министры, члены правительства, Президент РФ, для них организуются концерты, на которых людей чествуют. Во всем этом выражается уважение к людям труда, к людям определенных профессий.
Я предлагаю поиграть в игру «Изобрази профессию»
Сейчас вы получите карточки с названиями профессий. Вам необходимо объяснить без слов, жестами, профессию так, чтобы другие ребята поняли, что за профессию вы изобразили. (предлагаются профессии: повар, парикмахер, маляр, шофёр, уборщица, швея, врач, доярка, дворник)
Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
«Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством
«Человек-техника» - все технические профессии
«Человек-человек»- все виды профессий, предполагающие взаимодействие людей
«Человек - знаковая система»- использование различных знаковых систем
«Человек - художественный образ» - различные виды художественно - творческого труда
Давайте назовём профессии, относящиеся к каждому типу.
Примерные ответы детей:
1.Растениеводы, животноводы, кролиководы, пчеловоды, цветоводы, лесники, работники зоопарков и т. п.
2. Водитель, слесарь, строитель, автослесарь, сантехник., обувщики, работники текстильной промышленности (швеи, портные, закройщицы) и т. п,
3. Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, социальные работники.
4. Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус, почтальон, телеграфист и т. п.
5. Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф, резчик по дереву и т. п.
Итак, кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности - это индивидуально - особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.
веселая игра “Правильно, неправильно. Он – она”.
1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик, а слово “балерун” носит ироничный, шутливый характер.)
2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)
3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)
4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)
5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)
6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)
7. Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, она тоже стречница.)
8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)
9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)
10.Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)
Подведение итогов:
- Наш классный час подошел к концу. Что же вы узнали сегодня? (ответы детей).
-Какие три условия надо соблюдать при выборе профессии?
-Профессионал – это…?
- Какими качествами должен владеть профессионал?
- вы познакомились с профессиями, узнали какие условия необходимо соблюдать для правильного выбора
Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
Правильный выбор — необходимое условие профессионального и социального роста личности. Если человек любит свою профессию, переживает радость труда, творчески относится к ней, он имеет возможность проявить и развить в труде все свои способности, лучшие черты своего характера, совершенствовать свои знания и умения.
Профессий много есть на свете
Но выбрать мы должны лишь ту
Что всех дороже нам на свете
Чтоб посвятить себя труду.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет - тропинка твоя
Это тебе предсказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.