Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щекинская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий классного часа по теме:
«Загадочный мир русских народных сказок»
для 3 класса
Составил:
Шинкарева Кристина Павловна,
Учитель начальных классов
2022г.
Тема: «Загадочный мир русских народных сказок».
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; приобщать детей к народному творчеству; способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива; развивать воображение, сообразительность, мышление, речь обучающихся.
Дидактическое оснащение: презентация, карточки с заданиями, аудиозапись сказок.
Ход занятия.
I. Самоопределение к деятельности.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
-Как вы думаете о чем мы будем сегодня разговаривать?
-Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего занятия, тема которого «Загадочный мир русских народных сказок».
II. Работа по теме занятия.
-Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
- Ребята, а что такое сказки? (Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.)
- Какие сказки называют народными? (Ответ детей)
-Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение.
- А какие русские народные сказки вы знаете? (Ответ детей)
-Вот мы и в сказочном лесу.
-Ребята, посмотрите, кто нас встречает? (Лисичка-сестричка).
Она приготовила нам первое испытание. Нам нужно с вами восстановить последовательность события в сказке «Заюшкина избушка». Но для начала давайте послушаем эту сказку.
4 Зайчик встретился с медведем.
6 Петушок выгнал лису.
1 У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.
3 Зайчик встретился с собакой.
2 Лиса выгнала зайца.
7 Зайчик живёт с петушком.
5 Зайчик встретил петушка.
-Молодцы, хорошо знаете сказку. Мы отправляемся дальше, передвигаться мы будем не совсем обычно, а на сказочном транспорте. Первым нас выручит КОВЕР – САМОЛЕТ (дети встают около своих столов, раздвигают руки в стороны, и совершают плавные движения, эмитируя самолет).
Ну что ж, в добрый путь!
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко
Мы летаем близко
-Ребята, посмотрите, куда мы прилетели?
-Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)
-Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание.
Сказочная викторина.
- Нам нужно будет ответить на вопросы её сказочной викторины.
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)
-Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы отправляемся дальше. -Нас встречает колобок. Колобок просит нас помочь ему исправить ошибки в сказках. Поможем? Для этого вы поработаете в группе.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».
«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
III. Подведение итогов.
- Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
- А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
- А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».