СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Заповедники нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 3 классе по теме "Заповедники нашего края" к 100-летию заповедной системы в России.Ознакомление с заповедниками и заказниками республики Бурятия в игровой форме, с растениями и животными. занесёнными в Красную Книгу.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Заповедники нашего края"»

Министерство образования и науки республики Бурятия

Администрация г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 17"









Классный час

по теме " Заповедники нашего края"

к 100-тию заповедной системы в России

3 класс









Составил:

учитель начальных классов

МАОУ "СОШ № 17"

Будажапова Сэсэг Викторовна









Улан-Удэ,2017

Классный час

по теме " Заповедники нашего края"

Цели занятия: познакомить детей с заповедниками Бурятии, растениями и животными, занесёнными в Красную книгу

Задачи: рассказать детям о том, что делается в нашей стране для охраны природы; создать обстановку, в которой дети сами высказывают свои мнения о том, что они сами могут сделать конкретно для охраны природы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: плакаты, запись с голосами птиц, книги, открытки, различные иллюстрации, Красная книга Республики Бурятии..

Ход занятия:

1. Сообщение темы и целей:

Учитель:

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. (слайд 2)


- А может вы сами скажете, о чём у нас сегодня будет идти речь? Кто догадался?(Ответы детей)

Учитель: Ребята, вы любите природу?

-Конечно, да и как не любить, солнце и воду и небо, цветы и бабочек. Зимой и летом, весной и осенью, в солнечный или пасмурный дождливый день красива наша природа. Природа нас успокаивает, радует, волнует. (слайды 3-4 )

-Вся наша жизнь тесно связана с природой. Природа даёт нам жилище...

-Что ещё даёт нам природа?(Ответы детей)(слайд 5)

-Природа нашей Родины богата, но её богатства не бесконечны. Природа нам даёт всё необходимое для жизни, поэтому её нужно охранять и беречь. Охрана природы - это одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. В нашем государстве многое делается для охраны воздуха, водоёмов, почвы, растений и животных. Особо охраняемые территории - государственные заповедники.

Ребята, кто-либо из вас знает, что такое заповедник?(ответы)

Заповедник - это такое место, где заповедано, запрещено охотиться, рубить деревья, косить траву и даже ловить бабочек.(слайд 6)

-Что можно делать в заповедниках?

-Чего нельзя делать?(слайд ).

В этом году заповедная система России отмечает 100 лет.

- И сегодня ребята мы с вами узнаем какие заповедники есть в нашей республике Бурятия, побываем в удивительном мире природы, который живёт рядом с нами. Побываем в гостях у животных, птиц, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.(слайд 8)

-Что изображено на карте?( ответы) (слайд 9)

-Правильно .Что выделено зелёным цветом?

-Белым цветом?

-Мы хотим стихами поздравить заповедники России со 100-летием.(стихи читают дети)

-А для начала разделимся на команды"Защитники леса", "Чистый родничок", "Экологи".

2)Знакомство с Байкальским заповедником

- Для того, что бы узнать чтобы узнать название этого заповедника, давайте попробуем отгадать загадку.

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки перед ним

Поправляют прически.

И месяц и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется? (озеро)

-Назовите самое глубокое и чистое озеро на планете? (Байкал)

-Правильно, вокруг самого глубокого на нашей планете озера Байкал — одного из крупнейших источников пресной воды в мире — раскинулся сказочно красивый Байкальский заповедник. В настоящее время леса вокруг Байкала и само озеро являются заповедной зоной и охраняются государством. Там запрещена охота и любая деятельность человека. Основная часть охраняемой территории находится на южном побережье озера в центральной части хребта Хамар-Дабан. (слайд 10)

-Что вы знаете об озере Байкал?

- Это самое древнее, самое большое и самое глубокое озеро в мире. Его называют колодцем планеты, потому что в нем находится чистая, пресная, питьевая вода. И если представить, что если вдруг с планеты исчезнет вся вода, это озеро еще полвека будет поить все население.

Вокруг озера раскинулись леса, в которых живет много разных животных.

Мы на 1станции - "Царство животных"(слайд 11)

- Давайте угадаем, кто живет в этих лесах. За правильный ответ команда получает 1 балл. Начнём с 1 команды.

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул как огонек? (Белка) (слайд 12)



В перевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны? (Медведь) (слайд13)



Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной....... (Лиса) (слайд 14)

- А теперь очень сложная загадка.

Хищный маленький зверек,

Но не норка, не хорек.

Белочка в дупле боится

Что найдет ее……………. (Куница)(слайд 15)

Вы когда -нибудь слышали про такое животное?

Куница – это красивый, ловкий и хищный зверь. Шубка у него пушистая, теплая, густая. Куница славится своим замечательным мехом.

В снежном логове родится.

Простудится не боится.

Подрастет – начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет-

Лет 50 он проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами. (нерпа)

-Это уникальное животное – Байкальская нерпа. Она живет рядом с водой, питается рыбой и любит играть в воде. Детеныша нерпы зовут – белёк за его чудесную мягкую, блестящую, белую шубку.(слайд 16)

-Слово «Байкал» не простое, оно переводится как «богатое озеро».

-А как вы думаете, чем богато это озеро? Кто живет в озерах? (Рыбы)(слайд 17)

Назовите названия рыб? (Ответы детей)

- В озере Байкал очень много рыбы: щука, карась, осетр, налим. Так же как и в любом другом озере. Но не только рыбы там живут. Есть несколько обитателей, которые живут только на Байкале и нигде больше. Но прежде, чем мы о них узнаем, давайте немножко отдохнем.



Физкультминутка.

-Мы сейчас немножко разомнемся, повторяйте движения за мной.

Быстро к озеру спустились, (шаги на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны)

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

3)Беседа о защите природы. Мы узнали с вами, кто живет на Байкале, познакомились с удивительными животными. Скажите мне пожалуйста, что необходимо этим животным для того, чтобы быть здоровыми и долго жить? (Вода, солнце, тепло)

А какой должна быть вода? А воздух? (Чистыми)

Всем этим животным угрожала и сейчас угрожает опасность. Долгое время озеро Байкал загрязнялось, потому что на его берегах был построен завод. Грязную, ядовитую воду с завода сливали прямо в озеро.

-А ведь такие заводы есть не только на Байкале, но и по всему миру.

-Еще одна опасность для животных – это браконьеры. Вы знаете кто такие браконьеры? Люди, которые отлавливают и убивают животных ради своей выгоды. Например, охотятся за байкальской нерпой, а точнее за ее детенышами, потом что у них очень ценный мех.

-А как вы думаете, браконьеры охотятся только на Байкале? (нет, они есть везде)

-А как защитить животных от браконьеров? (ответы детей)

-Браконьерство запрещено законом и наше государство следит за этим. Браконьеров ловят и сажают в тюрьму.

4)Знакомство с Баргузинским заповедником.А сейчас мы познакомимся с самым первым заповедником в России и Бурятии- Баргузинский заповедник (слайд 18)

- Баргузинский заповедник богат не только животными, но и растениями.

-Назовите этих животных.(соболь, лось, кабарга, заяц, медведь)(слайды 20-23)

-В реках Баргузинского заповедника разные виды рыб. Назовите их.(слайды 24-25)

-Баргузинский заповедник охраняется ЮНЕСКО.(слайд 26)

Станция «Царство РАСТЕНИЙ».(слайд 27)

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

1. На каких деревьях растут шишки? (На елке, сосне.)

2. У ёлки шишки (еловые), а у сосны (сосновые).

3.     Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света.(Одуванчик).

4.     Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

5.     Какие деревья с белой корой? (Береза, осина)

6.     Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

7.     На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

8.     Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

9.     Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

10.  Какое дерево дает сладкий сок? (Берёза)

11.  Как называется растение которое жжётся?

12. Загадка: много рук, а ног одна? (Дерево.)



5)Знакомство с Джергинским заповедником.

-«Джергинский» заповедник расположен в верховьях реки Баргузин. Для заповедника характерны горные ландшафты, высокие хребты, узкие и глубокие речные долины.(слайды 27-30)

-Разнообразен животный мир заповедника(слайды 31-32)

Учитель: Ребята, давайте вспомним, кто живет в лесу? (Животные, птицы и насекомые.)

Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».

О птицах много знаем мы

И в то же время мало.

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

личинки насекомых.

И поредеют все сады.

Без наших птиц знакомых!

Станция "Царство Птиц"(слайд 33)

Конкурс «Четвертый лишний»(слайды 34-36)


1. «Чистый родничок» Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Грач, дятел, синица, снегирь.)

2. «Защитники леса» Три птицы дикие, одна домашняя. Укажите её. (Воробей, голубь, синица, петух.)

3. «Экологи" Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, воробей.)


6)Тункинский национальный заповедник(слайды 37-39)

Чтение стихотворения "Защитники полей".

В долинах, на пригорках,

Шумят они весёлою листвой.

Стоят они в зелёных гимнастёрках,

Как-будто на поверке боевой,

Спроси их, путник, чем они богаты,

Они ответят - верностью своей.

В зелёных гимнастёрках, как солдаты,

Стоят они, защитники полей.

- Кого называют "защитниками" полей?

- Велико значение леса в нашей жизни. Лес даёт древесину, необходимую для народного хозяйства. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Леса украшают землю и очищают воздух. Вот почему его надо так охранять и беречь. И хоть лесов на Земле много, надо помнить: ни одно деревце нельзя срубить зря, тем более ломать его просто так:



У взрослых деревьев - большие стволы

И крон облака величавы.

Товарищи, люди, не нужно пилы

Для зелени, счастья и славы.

Самый опасный враг для леса - это пожар!

ПОМНИТЕ! Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев!

Будьте осторожны с огнём!

Берегите лес от пожара!


Станция "Лесные загадки"


Команды по очереди отвечают на вопросы. 
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).


7) Знакомство с Алтачейским заказником .

Алтачейский заказник создан в 1966 году и является старейшим заказником в Республике Бурятия. Расположен в пределах Мухоршибирского района. Флора заказника насчитывает порядка 520 видов высших растений, в том числе редких для Бурятии и России. 3 вида занесены в Красную книгу Бурятии, 2 из них – в Красную Книгу РФ: надбородник без-листный и гнездоцветка кло-бучковая. В заказнике охраняются и такие редкие животные как изюбрь, волк, косуля, кабан, кабарга, лисица, заяц-беляк, соболь и т. д. (слайд 40)

Станция "Царство грибов"

Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).

Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

1.    Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

2.     Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).

3.     Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).

4.     Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

5.     У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

6.     Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

8) О Красной книге

- Хотя в нашей стране очень многое делается для охраны природы, но тем не менее, некоторых видов растений и животных становится всё меньше и меньше. Из-за небрежного отношения к природе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений записаны в особую книгу.

- Ребята, кто знает как называется эта книга? (Красная книга.)

- Красная книга - это документ совести человека, документ тревоги, документ предупреждения. На страницах этой книги собраны самые редкие звери и птицы, рыбы и змеи, насекомые и растения.. Порой нам кажется, что их очень много, а на самом деле их количество с каждым днём всё уменьшается и уменьшается и, если мы с вами не задумаемся, то они могут совсем исчезнуть с лица Земли. Это случилось уже со многими видами растений и животных. Все они записаны в "Международной Красной книге".(слайд 40)



9).Правила поведения на природе

-Какие правила поведения на природе вы знаете?

«Лесные правила» : Животные страдают не только от заводов и от браконьеров, а даже от обычных людей. Безответственные туристы оставляют очень много мусора и причиняют вред природе.

Вот послушайте один рассказ:

Дело было летом. Как –то группа школьников отправилась отдыхать на озеро. И шли они через лес. По дороге им попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто-то срезал их ножом, кто-то вырывал с корнем. Потом школьники остановились на привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Они отдохнули, а мусор - консервные банки, полиэтиленовые пакеты выбросили в кусты. Когда они уходили с места привала – им подмигивали догорающие угольки. На полянке они нашли маленького ежика, школьники решили что мама его бросила – забрали с собой. А проползающую змею ударили палкой, решив что это гадюка. А это оказался безобидный уж.

Скажите, какие ошибки совершили школьники? (ответы детей)

_-Правила поведения на природе(знаки)

Наше занятие подходит к концу, в заключении давайте с вами поиграем в одну игру. Игра называется «Молчанка». Слушайте внимательно, если вы согласны с утверждением – кивайте «да», если не согласны – «нет».

• Мы природу охраняем? (да)

• Всех зверей оберегаем? (да)

• Мусор мы кругом бросаем? (нет)

• И деревья мы ломаем? (нет)

• Птицам делаем кормушки? (да)

• Ловим разных мы зверушек? (нет)

• Речки чистим берега? (да)

• Мы природе ведь друзья? (да)

Скажите, какие ошибки совершили школьники? (ответы детей)

_Правила поведения на природе(знаки)(слайды)

Ребята, мы с вами много говорили о том, как охраняют природу у нас в стране, что для этого делается, но всего этого мало. Нужна ваша помощь, ребята.

Ну, а прежде всего надо начинать с заботы о животных, живущих рядом с нами. Никогда не обижайте собак, кошек. Старайтесь найти для бездомных животных надёжных хозяев, помните о правилах поведения на природе.

10)Рефлексия

Учитель: Напоследок мне хочется вам сказать такие слова:

Не разрушайте этот мир

Девчонки и мальчишки.

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Ты тоже часть ее чудес.

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Рефлексия: - О чём мы сегодня говорили? Какие заповедники и заказники есть в республике Бурятия? Какие правила поведения в природе вы знаете?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!