Классный час
во 2 классе
“Защита профессий”
Из опыта работы
Закружной Анны
Петровны,
учителя
начальных классов
г. Светлогорск
2008 г.
Цели:
способствовать расширению знаний детей о различных профессиях; показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
создать условия для творческого самовыражения участников проекта;
способствовать воспитанию у детей уважительного и доброго отношения к людям разных профессий, чувства взаимоуважения, интереса к
самостоятельному приобретению знаний.
Оборудование: выставка рисунков и иллюстраций на тему проекта, толковый словарь, орудия труда людей разных профессий, конверт с деформированными пословицами о труде, выставка книг по данной теме.
Предварительная подготовка: ученики готовят самостоятельно
(в группах и индивидуально) защиту проекта, подбирая пословицы, загадки, стихи, рисунки, связанные с выбранной профессией.
Ход мероприятия
Учитель:
- Кто создал всё, что нас окружает, - дома, машины, одежду?
(Ответы детей.) Сегодня мы поговорим о профессиях. И не просто поговорим, а будем защищать их значимость для людей. А что такое профессия?
(Ответы детей.)
Учитель:
- Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова.
«Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
Людям каких профессий необходимо трудиться?
Ученики:
- Трудиться надо всем.
Учитель:
- А какие пословицы о труде вы знаете?
работа с пословицами
(В конвертах пословицы разрезаны на слова, дети складывают пословицы, объясняют смысл каждой пословицы.)
• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Терпенье и труд все перетрут.
Наскоро делать - переделывать.
Люби дело - мастером будешь.
Научился сам - научи другого.
Человек без труда, что земля без воды.
Учитель:
- А сейчас приступим к защите проекта. Предоставляем слово группе
«Художники».
Ученики:
- Мы защищаем те профессии, которые нам нравятся, с помощью рисунков.
Например, я нарисовал врача. У него есть с собой чемодан с разными медицинскими вещами.(Показывает указкой на рисунке) Как они называются? (Ученик сам вызывает желающих высказаться, следит за правильностью ответов, дополняет или поправляет их.) Какие вопросы вы
Хотели бы задать?
(Вопросы детей: «Почему ты выбрал именно эту профессию для защиты?»
Что трудного и опасного в этой профессии? Ты хотел бы выбрать эту профессию, когда станешь взрослым?»)
Учитель:
(Показывает несколько репродукций картин художников с изображением людей разных профессий.)
- Люди труда, которые любят свою профессию, всегда вызывали интерес у художников. Как вы понимаете выражение «красив в труде»?
(Ответы детей.)
Учитель:
- А сейчас слово группе «Любители поэзии». Как вы думаете, с помощью чего они проведут защиту профессий?
Ученики:
_ С помощью стихотворений о профессиях.
Учитель:
- Верно. Приготовьтесь внимательно слушать стихи-загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий.
Ученики:
1. Поёт рожок, поёт рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасём коров мы целый день,
Лишь станет жарко - гоним в тень. (Пастухи.)
2.Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка...
Зато ладони - на руле. (Тракторист.)
3.Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).
4.Кто по круче чуть заметно
К туче, к туче метр за метром
Поднимается с трудом,
На спине неся свой дом?
Думай, думай, не ленись!
Не улитка-... (альпинист).
5.Царь сегодня, завтра - вор.
Роли все сыграл... (актёр).
6.Выступает в цирке брат,
Он воздушный... (акробат).
7.Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет... (банкир).
Его работа - в глубине, на самом дне.
Его работа - в темноте и тишине
Но кто же он, ответь-ка на вопрос:
Не космонавт, а ходит среди звёзд. (Водолаз.)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач.)
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (Водопроводчик.)
У слона иль мышки жар –
Их спасёт... (ветеринар),
Слёзо-носовытиратель
В группе нашей... (воспитатель).
Под оркестр поёт наш хор,
Впереди всех... (дирижёр).
Кто у постели больного сидит
И как лечиться ему говорит?
Кто болен - он капли предложит принять.
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор.)
(По ходу отгадывания стихотворных загадок о профессиях дети
задают группе «Любители поэзии» вопросы об особенностях профессий.)
Учитель:
- Группа «Физкультурники» подготовили в защиту профессий
игру «Кто как работает?».
Участники группы задают детям вопросы и с помощью пантомимы показывают движения. Остальные дети повторяют, тем самым выполняя физкультпаузу.
Ученики:
- Что делает дворник? Покажите! Что делает врач? Что делает электро-монтёр? Что делает учитель? Что делает шофёр? Что делает маляр? Что делает парикмахер? Что делает портниха? Что делает лётчик? Что делает капитан? Что делает повар?
Учитель:
- Группа «Мудрецы» подготовили для вас необычное задание. Свою защиту они оформили в виде интервью, взятого у людей разных профессий.
Ваша задача – узнать, люди какой профессии могли придумать такие пословицы и поговорки.
Куй железо, пока горячо. (Кузнец.)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак.)
Не игла шьёт, а руки. (Портной, швея.)
4 Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник.)
5. Корова черна, да молоко у нее бело. (Доярка.)
6. Лес рубят - щепки летят. (Лесоруб.)
7. Цыплят по осени считают. (Птичница.)
8. На охоту ехать - собак кормить. (Охотник.)
9. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Пахарь, хлебороб.)
Учитель:
- Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто пра-вильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки. Я желаю вам, когда вы станете взрослыми, правильно выбрать свой путь. А что было бы, если бы люди оставили зани-маться своей профессией?
(Ответы детей.)
Учитель:
- - Совершенно верно, этой теме посвящено стихотворение Л. Куклина.
Послушайте внимательно!
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
- Возить людей не хочется! -
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы.
Засыпало снежком.
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучёными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда;
Учитель обязательно
Придёт наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шофёры и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живём,
И каждый честно трудится
На месте на своём.
Учитель:
- О чём заставило задуматься вас это стихотворение? (Ответы детей.) Верно, каждая профессия важна по-своему. Надо ценить труд всех людей. Ребята, у меня на столе лежат буквы. Я выбираю любую букву, показываю вам, вы называете профессию человека, которая начинается на эту букву.
А - аптекарь, архитектор.
Б - булочник, бетонщик.
В- врач, водитель.
Г - геолог.
Д - доярка.
3 - землекоп и т. д.
Учитель:
- Вот, оказывается, сколько существует профессий! Перечислить все профессии и специальности человека не хватит и часа. Чему был посвящён
наш классный час? (Ответы детей.) Я рада сегодня сама участвовать в защите своей любимой профессии и сейчас прочитаю стихотворение, посвя-щённое учителю.
Учитель:
- Оцените своё личное участие в работе группы. А насколько дружно работала ваша группа? Всё ли у вас получилось? Защитили ли группы выбранные профессии? Какая защита наиболее запомнилась?
(Ответы детей.)
Вы потрудились на славу. И хоть нет такой профессии «ученик», вы достойно
защитили это звание.