Открытый классный час
«ЖИЗНЬ БЕЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»
Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; дополнить представления учащихся о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к курению, алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
Задачи:
Развивать знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни.
Формировать навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Место проведения: МКОУ СОШ №3 с.Октябрьское.
Продолжительность: 45 мин.
Участники: ученики, гости, классный руководитель.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово классного руководителя:
Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги и гости! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе.
И прежде чем начать классный час я представлю вам команды: « Витаминка», девиз: Витаминки всем нужны! В жизни мы важны! И «Иммунитет», девиз: Мы - молодые, красивые, клевые. А самое главное - все мы здоровые.
Утром ранним кто–то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме? А чтобы ответить на этот вопрос составьте из данных букв слово.
(На экране буквы З,Д,О,Р,О,В,Ь,Е.(вперемежку)).
Дети составляют слово « здоровье».
2. Сообщение темы и цели классного часа.
Учитель: Молодцы, а что такое здоровье?
(Ответы учащихся: - Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь;
это красота, богатство, которое не продается и не покупается; мы и природа; когда мы бегаем, прыгаем, и у нас все получается; сила и ум; образ жизни это стиль.)
Действительно, это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия, великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других и единственная красота, которую я знаю. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят.
Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, о приобщении к здоровому образу жизни, о роли здоровья в жизни и деятельности человека.
Уважаемые коллеги и гости предлагаю вам принять участие в тестировании о своем здоровье. Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна для вас.
Тест «Твое здоровье»
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден
несколько дней оставаться в постели.
5. Я не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
1 – 2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3 – 6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7 – 10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но всё-таки стоится задуматься о своем образе жизни и о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье.
-Ребята, давайте напомним правила, которые должен каждый из нас соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы.
Ответы детей: (это соблюдение режима дня; правильное питание; закаливание, физическая культура, зарядка; соблюдение правил гигиены; доброе отношение к природе, людям; правильная организация труда и отдыха.)
А чего же следует всегда опасаться и избегать?
И чтобы это выяснить поиграем в игру.
Игра «Лишние буквы»
Проведение: класс делится на 2 группы, учитель раздает карточки с таблицами, необходимо вычеркнуть повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв составить слова.
1 группа : у л п е е р н и в н ы ч л к у а
2 группа: в о р б е д б ю о с н с ю а о я
- Что у вас получилось? (вредная привычка). Молодцы.
- Как вы думаете, о чем же сегодня пойдет речь? (о вредных привычках). Правильно. Это привычки которые вредят здоровью человека и мешают вести здоровый образ жизни
- Итак, тема нашего классного часа «Жизнь без вредных привычек» «Мы – рабы своих привычек, измени свои привычки, и изменится твоя жизнь» так сказал Роберт Кийосаки
Иногда в жизни часто случается так, что мы начинаем говорить о здоровье, когда его теряем. А теряем зачастую по своей же вине. И большую роль в этом играют вредные привычки, которые человечество приобретало веками, а потом с ними же и боролось. Но лучше не допустить беду, чем потом исправлять свои ошибки.
- Ребята, а на какие две группы можно разделить все привычки? (вредные привычки и полезные)
Поиграем в игру
Игра «Сундучок»
Проведение: на доске прикреплены два сундучка. Необходимо одной группе выбрать полезные привычки (соответствующие карточки с надписями «положить в желтый сундучок»), а другой группе выбрать вредные привычки (карточки «положить в зеленый сундучок»)
грызть ногти;
делать ежедневно зарядку;
ковыряться в носу;
читать лежа;
класть вещи на место;
грызть карандаши и ручки;
мыть за собой посуду;
выполнять домашнее задание;
пропускать уроки без причины;
говорить неправду;
сутулиться;
произносить «матерные» слова;
быть опрятным;
ежедневно чистить зубы;
постоянно играть в компьютерные игры;
перебивать говорящего;
мыться перед сном;
правильно питаться;
есть много сладкого;
жевать жвачку;
мыть руки перед едой.
Ребята, я бы хотела поговорить с вами об ещё одной вредной привычке, которая распространена среди всех категорий людей – это словесная распущенность. Сегодня сквернословят не только взрослые, но и дети разного возраста.
А что же такое сквернословие? (Ответы учащихся: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика).
Всё верно. А в словаре Ожегова сквернословие объясняется следующим образом. (на слайде)
Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
Да, ребята, если раньше матерщина была, главным образом, языком преступников, пьяниц, и других опустившихся лиц, то сейчас эти непристойные слова можно услышать кругом. Сквернословие охватило почти все возрасты.
А как вы думаете, почему люди употребляют в своей речи такие слова?
Оскорбление и унижение других людей.
Не хватает слов для связки, потому что невоспитанные
А ведь раньше наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя сегодня нехорошие слова в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, призывают зло изо дня в день на себя и своих близких. Оказывается, разные слова по-разному заряжены, причем зарядов может быть только два: положительный и отрицательный.
Не так давно японский учёный (слайд) провел опыт с кусочками льда.
На 1-й кусок льда были сказаны хорошие, добрые слова.
На 2 – й кусок льда сказаны самые плохие слова.
Каково же было удивление, когда слова с негативным смыслом даже не способствовали образованию формы, а положительно заряженная вода имела красивые, четкие кристаллы. Посмотрите на слайд. Видите, как изменилась вода под воздействием слов. (слайд) А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.
Нужно ли бороться со сквернословием и как? (говорить больше добрых слов друг другу, делать замечания тем, кто сквернословит и т.д.)
Ребята, мне очень хочется, чтобы ваша доброта по отношению друг к другу была той золотой цепочкой, которая будет вас соединять, объединять и настраивать только на положительные эмоции.
Ведь, психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную, внимание, с алкогольной, никотиновой, наркотической.
Учитель: - Сейчас мы с вами рассмотрели вредные привычки, от которых можно легко избавиться. Но есть вредные привычки, которые наносят непоправимый вред здоровью человека, их можно отнести к наиболее опасным привычкам.
- А какие вы знаете самые распространенные вредные привычка из категории опасных? (курение, употребление спиртного и наркотиков)
Совершенно верно. О влиянии этих пагубных привычек мы уже говорили неоднократно, но сегодня поговорим еще раз.
А сейчас команда «Витаминка» познакомит всех присутствующих с историей появления табака.
I команда «Витаминка»
- История табакокурения известна достаточно хорошо. Некоторые исследователи утверждают, что первыми на земле курильщиками были египетские фараоны. Многие исследователи родиной табака считают Центральную и Южную Америку, где до сих пор в естественных условиях произрастает до 60 его видов. В конце XV столетия (в 1492 году) Христофор Колумб на одном из открытых им Багамских островов был чрезвычайно удивлен, когда увидел, как местные жители втягивали в себя дым из тлеющего листа, свернутого в трубочку, и затем выпускали его из ноздрей. Такие трубочки они называли сигаро. Считается, что слово "табак" происходит от названия провинции Табаго на острове Гаити, где произрастало это растение. Проникновению табака в Европу способствовал монах Роман Панэ, который во время второй экспедиции Колумба побывал в Америке в качестве миссионера. Он привез в Испанию табачные семена и стал выращивать это растение как декоративное. Увлечение табаком было настолько сильным, что данному растению стали приписывать лечебные свойства. Так французский посол в Португалии Жане Нико преподнес своей королеве Екатерине Медичи листья и семена табака для бодрости, а также как средство от головной боли и многих болезней. В знак благодарности королева назвала "чудодейственное лекарство" именем своего посланника - никотин.
Однако нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии, например, табак был объявлен «забавой дьявола». Неумеренное употребление табака часто приводила к тяжелым отравлениям, что побудило власти и церковь начать активную борьбу с этой вредной привычкой. В Америке, например, курильщиков казнили, в Турции - сажали на кол, в Италии - отлучали от церкви и заживо замуровывали в стены.
В Россию табак был завезен во второй половине XVI в. Злоупотребление табаком на Руси вызвало протесты со стороны правительства. Так, в 1683 г., был издан специальный царский указ, согласно которому курильщиков наказывали 60-ью палочными ударами по пяткам, а уличенным повторно в употреблении «богомерзкого» зелья отрезали ноздри или уши. В конце XVII - начале XVIII вв. меры, направленные против курения, стали смягчаться, так как Петр I и сам стал рабом этой привычки. В итоге он не только упразднил все законы, запрещавшие курение, но и разрешил ввозить табак из-за рубежа. ? А сейчас предлагаю посмотреть фильм о вреде курения.
-Какой же вред приносит курение организму человека? (на эмали зубов оседает смола, поэтому зубы желтеют, появляются боли в области желудка, хронические гастриты, легкие покрываются черным слоем смолы и пылевых частиц, сердце курильщика очень быстро изнашивается.)
- А знаете ли вы, что:
кролик погибает от четверти капли никотина, а собака от половины капли;
одна капля никотина убивает лошадь;
для человека смертельная доза составляет 2 – 3 капли никотина;
один молодой человек впервые в жизни выкурил большую сигару и через несколько минут умер;
одна девочка умерла, когда ее положили спать в комнате, где лежали связки табака;
букет цветов в сильно задымленной комнате завянет через два часа;
канарейки в доме курильщиков не живут, умирают.
Физминутка. – Давайте немного отдохнем. Будем вырабатывать положительную привычку делать зарядку (презентация Физминутка)
Спасибо, молодцы ребята только что мы подвигались и получили заряд положительных эмоций, ведь смех и хорошее настроение это тоже залог здоровья.
Учитель: - Ребята, а какая еще существует вредная привычка, которая разрушает семьи, лишает человека работы, детей оставляет сиротами при живых родителях? (учащиеся отвечают: алкоголизм)
Учитель:
- Верно. Алкоголь, ребята создает только иллюзию благополучия. Организм очень быстро к нему привыкает и требует его еще больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя – алкоголизм. У всех пьющих есть одна общая черта: они постоянно ищут повод для выпивки, а если его нет – пьют просто так. По мнению ученых, если у ребенка родители алкоголики, то у него есть 50% шанса не стать алкоголиком.
- Алкоголь очень опасен для здоровья. А об этом нам поведает команда «Иммунитет»
2 команда Иммунитет
- В первую очередь, алкоголь оказывает пагубное воздействие на органы пищеварения. Человек худеет, начинает часто болеть, появляются резкие боли в животе, гастрит, сахарный диабет.
- Из желудка спирт попадает в кровь человека. Там он способствует разрушению клеток крови. Всего за пару лет, человек, злоупотребляющий алкоголем, сталкивается с заболеваниями сердечно - сосудистой системы. И не думайте, что губит людей водка. Для сердца намного опаснее поглощение большого количества пива. Именно оно приводит к образованию бычьего сердца – увеличенного в объеме.
- Но больше всего от алкоголя страдают нервные клетки и мозг. Именно здесь концентрация спирта оказывается намного выше, чем в других органах человека. Для мозговой ткани это большой удар, алкоголь приводит к полному разрушению коры головного мозга.
- Очень негативно алкоголь влияет и на работу нервной системы человека. Из-за злоупотребления спиртного начинаются проблемы с памятью и вниманием, человек плохо воспринимает окружающий мир, алкоголь приводит к торможению мышления, психика человека нарушается.
- Особо беззащитной перед алкоголем является печень. Под воздействием спирта гибнут печеночные клетки. Самое известное заболевание печени, которое возникает в результате пагубного влияния на организм алкоголя – цирроз печени. Печень под влиянием алкоголя сморщивается, уменьшается в размерах. Далее происходит разрыв сосудов, который приводит к кровотечению. От него и умирают в большинстве случаев.
Самое страшное поражение с момента окончания второй мировой войны, которая унесла жизни 30 миллионов человек, Россия из-за пьянства потеряла около 17 миллионов человек. Можно сделать вывод Алкоголь - это не просто яд, это самое страшное, что придумал человек для снятия стресса и одиночества. Алкоголь опасен в любых количествах! Нам нужна пропаганда борьбы с алкоголем, чтобы изгнать из общества эту привычку «пить» яд»!
Знаете ли вы, что:
В Китае за 2 тысячи лет до нашей эры, лица, замеченные в пьянстве, подвергались смертной казни.
В Вавилоне их сжигали на костре, вливали в рот расплавленный свинец.
В Древнем Египте пьяниц изгоняли из страны.
В Мексике пьяниц наказывали в зависимости от социального положения. Раба – подвергали телесному наказанию, свободного человека – обращали в рабство, а знатных – казнили.
В средневековой Европе пьянчугам отрезали уши, сажали в тюрьму.
- Ребята наша жизнь прекрасна, но бывает в жизни так отчего - то свечи гаснут, наступает полный мрак.. Встретились двое. Он и она. Зародилась новая жизнь - хорошо, если это здоровые люди, но беда, если эти люди наркоманы
Давайте посмотрим инсценировку « диалог не родившихся детей» (Ширма и свет от двух фонариков за ней)
- Малышу не суждено было родиться. Он умер вместе с мамой от передозировки. Ребята, а если бы малыш родился. Каким бы он был?
(сильно истощен, испытывал постоянную слабость и вялость, у него был бы плохой аппетит, плохо развивался в умственном и физическом развитии, страдал психическими заболеваниями, могут быть врожденные уродства, может случиться синдром внезапной смерти)
Учитель: - А теперь давайте рассмотрим ситуации, которые могут произойти с каждым из вас. Я каждой команде дам по одной ситуации, ваша задача, показать нам, как вы поступите в данной ситуации.
Игра «Сумей отказаться»
Ситуация первая: Ваш старший товарищ предлагает вам попробовать пиво. При этом он демонстративно отпивает из банки и говорит, как это легко и просто, какое приятное состояние вызывает пиво. Говорит, что никто ничего не узнает: родители на работе, а учителя далеко. Как вы поступите?
( не хочу, мне не нужны неприятности, я и без этого себя превосходно чувствую, мне мое здоровье дороже.)
Ситуация вторая: В школьном туалете к тебе подходит старшеклассник и, протянув сигарету, предлагает закурить. Ты отказываешься. Он начинает смеяться над тобой, говоря, что ты «маменькин сыночек». Что ты будешь делать? (Сделаю вид, что не услышал и уйду)
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь я уверенна, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь, и примите правильное решение!
VI. Итоги классного часа. Рефлексия
- Вот и подошел к концу наш разговор о вредных привычках. Мы их обсудили, узнали новые факты о вреде курения, алкоголя и наркотиках Вредных привычек много, мы сегодня затронули только эти. А сейчас давайте все вместе выскажем свое отношение ко всем вредным привычкам.
Игра «Мой выбор» (ученикам раздаётся листок с изображёнными на нём смайликами и ручка)
1). Представь, что эти смайлики - 9 человек.
2). 3 человека начинают часто курить, нарушается работа лёгких, они заболевают раком, умирают. Зачеркни 3 смайлика.
3). 2 человека стали часто принимать наркотики, курить запретные смеси, пить таблетки, колоть в вену опасную жидкость, болеть и от этого умирают. Зачеркни 2 смайлика.
4). 3 человека стали часто пить тоники, вино, пиво, водку, коньяк, у них заболело сердце, нарушилась мозговая деятельность, и они….? Зачеркни 3 смайлика.
А теперь найди, где здесь ты, напиши над кружком «Я».
В каком месте вы написали своё «Я»? Среди тех, кто умер, или тех, кто остался жив? Почему вы написали своё «Я», среди тех, кто остался жив?
Все: Потому что я выбираю жизнь!
Учитель: Ребята, каждый из вас является хозяином своей жизни и своего
здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Каждый из вас как решил, так и все и будет. И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, не смотря ни на что, потому, что ваше здоровье - только в ваших руках.
Жизнь - это красота. Восхищайся ею!
Жизнь – это мечта. Осуществи ее!
Жизнь – это вызов. Прими его!
Жизнь так прекрасна, не загуби ее!
Жизнь - твоя жизнь, борись за нее!
На этом наш классный час завершен. Спасибо за внимание.