МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
![](https://fhd.multiurok.ru/a/0/a/a0af99feb9807cdbfb2779a634c2e0bb03f026a8/phpoEA7Mr_Zdravstvuj-chelovek_0_1.png)
Методическая разработка классного часа
для учащихся 7 класса
по направлению «Я – человек»
(духовно- нравственное воспитание)
«Здравствуй, человек!»
(быть человеком – большой труд)
Выполнила: Жданова О.Н., учитель
МБОУ СОШ «Центр образования»
г. Волгодонска,
2016
Цели:
способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся;
помогать учащимся учиться жить среди людей;
способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.
развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.
Подготовка: класс делится на три группы . Каждая из них получает задание:
1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ;
2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»;
3)выучить стихи к классному часу.
Ход занятия:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
1.Мотивационный блок.
Учитель: Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни.
Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор.
А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?»
Что изменилось?
К какой мысли вы склоняетесь больше?
Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».
Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий (зачитать эпиграф).
2.Работа с понятием.
Ученик: Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова: «Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»
Учитель: Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?
А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК (детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «Человек»).
Ч- честность, чуткость, честолюбие.
Е- единовластный, единодушие, единоличник.
Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.
О- обманчивый, образованный, ответственный.
В- вероломный, внимательный, воспитанный.
Е- единовластный, единодушие, единоличник.
К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.
Много есть чудес на свете,
Человек — их всех чудесней,
Софокл
Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
Сократ
Человеку по природе свойственно относиться высокомерно к тем, которые угождают ему, и с уважением к тому, кто перед ним не сгибается.
Фукидид
Ищу человека!
Диоген Синопский
Как великолепен человек, если это человек настоящий!
Менандр
Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию.
Цицерон Марк Туллий
Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.
Цицерон Марк Туллий
Хорошие люди слабее плохих.
Плиний Младший
Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.
Марк Аврелий
Прекрасное существо человек, если он — человек.
Неизвестный автор
3. Итак, все эти качества делают нас личностью. Давайте сейчас разгадаем кроссворд о личности:
Вопросы к кроссворду:
«Ум легкомыслен и упорен.
В сужденьях скор и слишком смел.
Нет, человек не так – то бел,
Да и опять, не так - черен…» (смелость)
«Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет,
И тебя очень многие знают,
Значит, завоевал…» (авторитет)
«Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех…» (творчество)
«Владеет тот собой среди толпы смятенной,
Ответственность несет всегда смятенной,
Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
В себя и в свой в делах успех…» (ответственность)
«Сравнима любовь твоя
С чем в настоящем?
Сравнима с огнем она,
Вечно горящим…» (любовь)
«Можно жить безмятежно, условясь
Зло считать для удобства добром.
Но что делать тому, чья совесть
Все нежданно поставить ребром?...» (совесть)
«Оттенков множество для глаз:
Нет в людях краски безусловной,
Добра не чужд иной виновный,
И праведник грешит сто раз…» (доброта)
«Всегда бывает счастлив тот человек,
Кто цель благородную в жизни поставит.
Кто живет для людей свой не долгий век,
Тот след глубокий на земле оставит…» (цель)
Учитель: Но человек состоит не только и качеств, но и поступков, дел, которые продиктованы нашими привычками или обусловлены силой воли.
Ученик: Привычки ( Татьяна Валяева)
Привычка – не то, что приходит, уходит
Легко, словно ветер поднялся и стих.
Движенье к привычке идёт вертикально,
К хорошей – с огромным усилием вверх,
А вниз – оступился, как будто случайно,
И дальше сползаешь без всяких помех.
И только тому, кто хоть как-то цеплялся,
На уровень прежний вернуться дано,
Но вряд ли кому удаётся подняться,
Спустившись в привычке на самое дно.
Лишь редкие лица со дна выползают,
А чаще и взгляда на верх не ведут,
От лени привычку свою оправдают
И даже достойной её назовут.
Подмена понятий с названием новым,
И вместо падения виден успех.
Так проще, так легче – оправдывать словом,
Чем делать попытки подняться наверх.
Ученик: А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»
А что такое- сила воли?-
Уменье не кричать от боли,
Когда поломано крыло?
Уменье ждать: пока срастётся,
Потом летать- не как придётся,
А чтобы только повезло?
Но, может быть, совсем иначе?
Крича от ярости и плача,
Заставить целое крыло
Решить нелёгкую задачу:
Подняться выше неудачи.
И победить- беде назло!
Тренинг «Волшебные руки» (10 пальцев- 10 качеств.)
На листке выразить в баллах сформированность каждого. (индивидуально)
Нравственное качество | Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности | Степень сформированности (от 1 до 5 баллов) |
Человечность | 1.Благодарность 2.Великодушие 3.Вежливость 4.Доброжелательность 5.Сострадание 6.Любовь к людям 7.Забота о ближних 8.Послушание 9.Щедрость 10.Умение прощать | |
Сделай вывод: | К чему ещё стремиться? | |
6.Учитель:Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.
Давайте послушаем советы.
Ученик:
Умейте управлять собою,
Во всём ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбою,
Учитесь жизнь начать с начала.
Споткнувшись , самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять.
Не надо жаловаться всем
Ни на судьбу, ни на болезни-
Ничто не будет бесполезней
Избитых, жалких этих тем.
Не жгите сердце табаком,
И мозг вином не заливайте,
И жизнь свою не сокращайте
Воспоминаньем о плохом.
Друзей имейте- в трудный час
Они поддержат и помогут,
Не будет трудною дорога
Ни для друзей и ни для вас.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,-
Ненастья тоже устают.
За днём несчастья- день счастливый.
Учитель: «Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»
\Спиноза\
Вывод:
Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Дм.Голубков.
«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти слова Ф.Абрама должны стать девизом каждого человека.
Литература: 1.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
2.Золотая коллекция. Пословицы и поговорки.
3.Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах.
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.
5.Комарова И.И. Лучшие афоризмы для умных и весёлых от великих.