СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Жить как люди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

    Помочь сформировать жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.

    Развить черты характера, присущие толерантной личности.

    Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чуткое и внимательное отношение к другим людям, умение принимать их индивидуальности.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Жить как люди"»

ЖИТЬ КАК ЛЮДИ.

Проблемная дискуссия.

Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться на Земле жить как люди.


Задачи:

Помочь сформировать жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.

Развить черты характера, присущие толерантной личности.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чуткое и внимательное отношение к другим людям, умение принимать их индивидуальности.


Оформление:

На стенах развешаны детские рисунки человечков, столы расставлены для четырех групп.

Материал:

Презентация по теме, крылатые выражения на столах, наборы для детского творчества.



ЧЕЛОВЕЧКИ

Учитель: В нашем классе сегодня многолюдно. У нас в гостях человечки, которых нарисовали ребята 2 «б» класса. Глядя на их творчество, нам вспомнилось замечательное стихотворение Алексея Моргуна.


Я рисую человечка-

Вышел он прямой, как свечка.

На кого же он похож?

Посмотрите, как хорош!

А у Нади и Аркаши

Человек объелся каши-

Круглый, добрый и веселый,

Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик-великан.

У Алеши- атаман.

У Сергея же худой,

С ярко-рыжей головой.

А у Славика девчонка,

Словно Быкова Аленка,

Паша негра рисовал-

Сам от краски черным стал.

Люди разные на свете,

Словно человечки эти.





Учитель: Действительно, все человечки получились разные, и это замечательно! Каждый из нас неповторим не только внешне, но и внутренне. У каждого свои особенности, свой внутренний мир. Нет двух людей с одинаковым мироощущением. Вступая во взаимоотношения с другими людьми, мы следуем определенным правилам, иногда неловко и неумело, из-за чего возникают личные проблемы и затруднения. Но самое страшное случается, когда мы теряем контроль над своими эмоциями.

Сегодня мы с вами поговорим о бережном отношении к внутреннему миру человека, о желании и возможности каждого человека понять другого. Существует такое слово «толерантность». Как вы его понимаете?

Школьники отвечают, учитель дополняет.


РАБОТА В ГРУППАХ

Своими словами.

Учитель: В разных странах существуют разные выражения, обозначающие толерантное отношение людей друг к другу. Давайте обратимся к ним.


У каждой группы на столе лежат крылатые выражения

народов мира. Задача школьников – объяснить смысл.


-Не делай другому того, от чего больно тебе.

-Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

-Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа- своей потерей.

-В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем, как относимся к себе.



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Во Франции на рубеже 18-19веков был широко известен князь Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Этот человек был талантливым во всех областях, но более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранял собственные принципы, стремясь к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «толерантность».


Учитель: Как вы считаете, есть ли подобная личность в истории Руси?






Сергий Радонежский- основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, православный святой. Будучи приверженцем чистоты духа и помыслов, преисполненный смирения и любви, он стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей. В наиболее сложные моменты истории Сергий Радонежский не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы.


Учитель: Итак, что же обозначается понятием «толерантность»?

Определение

-способность выносить трудные условия;

-уважение к чужим взглядам, в критическом диалоге прислушиваться к чужому мнению, а не отвергать сразу;

-самообладание, выдержка в экстремальных ситуациях;

-способность человека признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий;

-понимание, что мир и социальная среда являются многомерными, а взгляды людей различны;

-стремление к полноценной реализации своих способностей.


МОЙ КОРАБЛИК

Презентация катаклизмов.

Учитель: Некоторые современные ученые утверждают, что катастрофы, происходящие сейчас на земле, как техногенные, так и климатические- это плата за то, что люди враждуют, ненавидят друг друга. Происходит огромный выброс энергии отрицательных эмоций человечества. Психологи отмечают увеличение случаев агрессивности и раздражительности у большинства людей. А ведь человек рождается, чтобы творить добро, благо другому, так как это возвращается потом бумерангом к нему самому. Человек, как большой корабль, плывет по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль, грузом каких дел? Посмотрим на себя.


Участникам раздаются кораблики с описанием ситуаций и вопросами.

Ученики по очереди высказываются о своей ситуации.

Примеры ситуаций

1.Посреди улицы стоит в одиночестве малыш и плачет. Ваши действия?

2.В автобусе вам наступили на ногу. Что сделаете вы?

3.Во время урока кто-то обидел учительницу. Что предпримете вы?

4.Из сумки впереди идущего человека падают сто рублей, которые в данный момент нужны вам. Как вы поступите?

5.Вы видите, что в первом ряду сидит девочка на сломанном стуле. Ваши действия?

6.К вам подошла знакомая и поздравила с днем рождения. Но она помнила только день, а месяц перепутала. Ваш ответ?

7.Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так… Как вы поступите?

8.Вы звоните другу по телефону. В ответ слышите голос его сестры: «Саша сказал, что его нет дома». Как вы к этому отнесетесь?



Учитель: Каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Главное, какие из них преобладают. Но все же существуют определенные черты, которые характеризуют человека с той или иной стороны. Рассмотрим их.


Ученикам предлагается распределить характеристики на две части.


Характеристики

1.Человек, который много знает о своих достоинствах и недостатках.

2.Человек, который обычно чувствует себя в безопасности.

3.Человек, который во всех бедах стремится обвинить окружающих.

4.Человек, который считает, что происходящие события зависят от него.

5.Человек, которому трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми.

6.Человек, который в проблемных ситуациях склонен винить себя, а не окружающих.

7.Человек, который делит мир на две части- плохое и хорошее.

8.Человек, которому свойственны чувство юмора и способность посмеяться над собой.

9.Человек, который не считается с мнением окружающих.

10.Человек, который причиняет другим людям вред и совершает над ними насилие.


Ответы

Толерантная личность: 1,2,4,6,8.

Интолерантная личность: 3,5,7,9,10.



НАШ ЭПИГРАФ

Учитель: Обратите внимание на наш эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

Высказывания учащихся.


Мы должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как должное. Конечно, мы не сможем в одночасье сделать толерантным поведение ни свое, ни других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в данном направлении.


ОБРАЗ

Учитель: Наверняка в ходе нашего занятия у каждого из вас уже сложилось некое представление о толерантности, некий ее образ.

Каждая группа получает задание:

нарисовать, слепить, сделать аппликацию…

образа толерантности.


Тест психолога.





ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ.

Учитель: Важно не то, что мы видели сегодня, что слышали на протяжении занятия, а то, что вы вынесите в реальную жизнь, как измените свои отношения с людьми, с которыми встречаетесь. В завершение классного часа хочу подарить вам стихотворение А.Усачева «Удивительный гномик».


У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик.

До пола росла у него борода

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

-Ха-ха! Хо-хо-хо! Стал смеяться народ.

-Вот чучело! –каждый ему говорил.

И гном испугался и бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась звезда.


Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, не

зависимая и дружелюбная. Удачи вам!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!