Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Педагогический институт
Психолого-педагогический факультет
Конспект классного часа по теме «Живем без конфликтов»
Составила: студентка 3 курса группы ПХ-37
Смирнова Е.М,
Проверила: педагог-психолог ГБПОУ РМЭ «Строительно-промышленный техникум»
Домрачева М.А.
г. Йошкар-Ола, 2019
Классный час «Живем без конфликта»
Цель: повышение сплоченности группы
Задачи: формирование умений конструктивно решать конфликтные ситуации
Оборудование: компьютер, проектов, диагностическая методика, видеоролики по профилактике конфликтов, карточки с заданиями
Ход классного часа
1. Приветствие
2. Просмотр видеоролика «Мост» (подвести к теме классного часа)
Как Вы думаете, о чем этом видеоролик?
3. Вступительная часть
Совершенно верно, сегодня темой нашей встречи является «конфликт».
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение»: столкновение взглядов, интересов, предпочтений, мнений и т.д.
Вспомните, пожалуйста, и поднимите руку те:
Кто сегодня уже успел с кем-нибудь поссориться?
Кто успел помириться?
Кто из вас сегодня обидел кого-нибудь?
Кто попросил прощения?
Кто из вас вступает в конфликты ежедневно?
Кто конфликтует по несколько раз в день?
Кто из вас и в настоящий момент находится в состоянии неразрешенного конфликта с кем-либо?
Как мы видим, каждый из нас знаком с понятием «конфликт», многие из нас были его участниками, зачинщиками либо сторонними наблюдателями.
4. Основная часть.
Групповая дискуссия. Как вы считаете, ребята, какое место в нашей жизни занимает конфликт? Нужен ли нам конфликт? Или нужно стремиться к тому , чтобы полностью без него обходится?
Группа делится на части: одно задание написать положительные стороны конфликта, другой – отрицательные (на все 3 минуты)
Аргументы «ПРОТИВ»: Ваша задача быть обвинителями «Конфликта». Приведите аргументы, подтверждающие тот факт, что конфликт мешает нам в жизни.
АРГУМЕНТЫ «ЗА»: Ваша задача – быть защитниками этого явления. Докажите, что конфликт иногда просто необходим (фиксирование на доске)
И действительно, конфликт – это часть нашей жизни. Он всегда был, есть и будет. Иногда он мешает нам, разрушает отношения, лишает сил, выбивает из колеи, но иногда он нам просто необходим, чтобы высказать и отстоять свое мнение. Важно только знать, из-за чего конфликт возникает и как правильно выходить из конфликтных ситуаций.
Существует несколько стратегий выхода из конфликтной ситуации, которые использует в жизни каждый из нас. Важно только научить различать эти стратегии и понимать, в какой ситуации какую тактику нужно принимать (проговорить и повести таблички на магнитную доску)
Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого. Такой человек действует напролом, ищет слабое место в позиции другого, «затыкает рот», считает себя знатоком, нападает на человека, используя моральное или физическое превосходство. |
Сотрудничество – выбор такого решения, которое бы максимально отвечало интересам обеих сторон. Поиск выгодного для всех решения, взвешивание всех за и против, обсуждение всех вопросов. Не смотря на временные и моральные затраты, человек старается не спешить, сообща выработать общее для всех решение. |
Компромисс – выбор вариантов решения, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Такому человеку в споре важно получить хоть что-то, полная победа ему не важна, можно в чем-то уступить, а в чем-то настоять на своем. Ситуация «и вашим и нашим », тебе половину и мне половину |
Избегание – уход от конфликтных ситуаций Человек не хочет выяснения отношений, ему не важно, как разрешить ситуация, лишь бы тихо и спокойно. Можно не обращать внимание, можно уйти, промолчать, не заметить. |
Приспособление – принесение в жертву своих интересов ради интересов другого. Человек сделает все, лишь бы никого не обидеть. Ничего страшного, что его интересы не удовлетворятся в споре. «Я потерплю, обойдусь, ничего страшного…» Лишь бы другим было хорошо! |
Работа по подгруппам (2 подгруппы):
Каждая подгруппа получит карточку с наименованием способа разрешения конфликта и ситуации, которые вы , обсудив в группе, должны разыграть, используя данную стратегию. (Приложение №3)
Примерные ситуации:
1.Вы с друзьями договорились сходить вместе в кино, но твой лучший друг в самый последний момент не пришел, не отвечает на телефоне звонки…Вечер не удался.
2.Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. Прошел месяц, а он ее не вернул. Книга очень нужна тебе для написания реферата, ты позвонил и наполнил ему про книгу, он клятвенно обещал принести ее завтра. А сегодня говорит: «Извини, я забыл и не знаю, куда ее положил…»
А как вы ведете себя в конфликтной ситуации?
Ответы обучающихся Если вы хотите узнать вашу преобладающую стратегию поведения в конфликтной ситуации, предлагаю решить маленький тест
(раздать, если время есть решить в классе, если времени нет, то в течение дня обратиться к психологу за консультацией) Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации Инструкция: Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации:
| Варианты ответов |
Редко 1балл | От случая к случаю 2 балла | Часто 3 балла |
1) Угрожаю или дерусь | | | |
2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей | | | |
3) Ищу компромисс | | | |
4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно | | | |
5) Избегаю противника | | | |
6) Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей | | | |
7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем – категорически нет | | | |
8) Иду на компромисс | | | |
9) Сдаюсь | | | |
10) Меняю тему | | | |
Обработка:
Посчитать баллы А(№1,6); Б(№2,7); В(№3,8); Г(№4,9); Д(№5,10). Наибольшая сумма баллов по какому-либо критерию является стратегией поведения в конфликте.
А-Борьба – каждая сторона до последнего стоит на своем, защищая свою позицию, и, во что бы то ни стало, стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
Б - Сотрудничество - ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
В - Компромисс – с самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
Г - Приспособление – проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Д - Уход – этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Просмотр видеоролика. Желаю, что бы у вас было как можно меньше конфликтов. Ну а если случилась ситуация, то научиться разрешать конфликт с умом. Как это делается на заключительном видеоролике
В заключении раздам рекомендации о том, как вести себя в конфликтной ситуации
Рекомендации «Как вести себя в конфликтной ситуации»
Выпуск пара | Если вы не хотите развивать конфликт, а наоборот, ищете способ, как его сгладить, терпеливо и спокойно выслушайте все предъявленные вам претензии, не комментируя и не перебивая человека. Так у обеих сторон снизится внутреннее напряжение. Если такой способ поможет сохранить спокойствие, то решить вопрос будет легче. |
Обоснование претензий | После выплеска эмоций, если человеку предлагают высказаться, он уже будет готов к нормальному разговору. Главное, чтобы опять все не перешло на эмоции, все время нужно себя и собеседника наводить на интеллектуальные выводы. |
Нестандартные приемы | Вызвать положительные эмоции у человека не так уж и сложно. С женщинами вообще очень просто, сделайте ей искренний комплимент, помните, что обман и лесть всегда чувствуются. Разрядить обстановку с мужчинами поможет какой-то анекдот, только он должен быть уместным, связанным с возникшим конфликтом. |
Упоминание о своих чувствах | Например: «Меня огорчает данная ситуация». Таким образом вы напомните человеку, что в конфликте вас двое, поэтому ему нужно отстаивать не только свою точку зрения, но также принимать и вашу. |
Совместное формулирование проблемы | Как показывает практика, обе стороны видят суть спора по-разному, соответственно они не понимают друг друга. Чтобы добиться согласия, нужно прийти к единому пониманию. Чтобы найти общие точки понимания, нужно каждому объяснить, как он видит проблему, потом обсудить, конечный результат, к которому вам хотелось бы придти. |
Уважение | Если вы будете проявлять уважение к разгневанному собеседнику, то произведете на него положительное впечатление. Давайте оценку его действиям, при этом не стоит затрагивать его личность. |
Внимание | Переспросите у человека, правильно ли вы поняли друг друга, как видит он выход из этой сложившейся ситуации. Такие вопросы должны уменьшить агрессию. |
Держитесь на равных | Старайтесь все время выдерживать спокойную уверенность, не нужно срываться на крик или ругань. Если виноваты вы – извинитесь, не думайте, что таким образом вы проявите свою слабость. Извиняться способны только умные и зрелые люди. |
8