Классный час
«Жизнь удивительна и прекрасна!»
Цели и задачи:
1. Способствовать формированию нравственных жизненных ориентиров.
2. Закрепить у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.
3. Научить конструктивным способам выхода из затруднительных ситуаций
4. Формировать толерантность, ответственность за свои поступки.
5. Развивать умение и навыки сфере общения.
6. Воспитывать чувство прекрасного, чувство коллективизма.
Оборудование: свеча, плакат с правилами работы в группе, ноутбук, проектор
План классного часа
1. Вступительное слово
2. Работа в группах:
а) определить, что такое жизнь и ценности жизни;
3. Домашнее задание: "Как бороться с плохим настроением?"
а) выступление детей (спортсмены, музыканты и тд.)
4. Составление дивергентной карты
5.Притча "Все в твоих руках!», притча о типах людей «Морковь, Яйцо и Кофе»
6. Подведение итогов классного часа.
7. Песня "Есть только миг…»
Ход урока
(Выключается свет, звучит тихая музыка, зажигается свеча.)
Ведущий: Горит, в моей руке свеча горит,
Дрожит, как будто что-то тихо говорит:
Представьте, что свеча - это наша жизнь, которая изо всех сил старается гореть ярко, чтобы нам было светло и тепло. Она призывает нас жить, жить и быть настоящими людьми, в которых есть искра живого огня и которые не позволяют погасить ее в себе. Она хрупкая и беззащитная, ведь стоит дунуть, и она погаснет.
(Свет включается.)
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, учителя, ребята! Наш сегодняшний классный час называется "Жизнь удивительна и прекрасна!» (слайд 1), и, как вы догадываетесь, тема эта выбрана не случайно. Мы поговорим о том, какой увлекательной, яркой, полезной может быть наша жизнь.
На этом классном часе вас ожидает групповая работа. Повторим правила работы в группе. Учитель обращает внимание детей на плакат, на котором написано: (слайд 2)
- умей слушать других;
- говори так, чтобы тебя слушали;
- говори по существу;
- уважай мнение других.
Ведущий: Итак, начинаем!
Эпиграфом нам сегодня послужат замечательные слова С. Острового (записаны на доске):
И пусть бывает в жизни нелегко,
И не всегда судьба тебе послушна,
Люби людей - светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
Ведущий: Мы недаром начали наш классный час со свечи как символа жизни. Ведь жизнь, словно огонь, будет угасать, если ее не подпитывать, если в ней нет чего-то очень важного, значительного. Ребята, по вашему мнению: «Что такое жизнь?» (Определение одним словом) Предлагаю этот вопрос обсудить в группах. (на ватманах в виде ярких и темных полос)
(Во время обсуждения вопроса звучит тихая музыка.)
+ -
Любовь, Смех Разочарование Радость
Подчитаем + и - -. Конечно плюсов больше, чем минусов, что доказывает, что Жизнь удивительна и прекрасна. И только от каждого из нас зависит, какой по содержанию она будет. (Вешаем на доску ватманы с ответами)
Ведущий: Ребята, какими, по вашему мнению, ценностями мы дорожим и какие доставляют нам немало счастливых минут? Предлагаю этот вопрос обсудить в группах. Через одну - две минуты каждая группа выскажет свое общее мнение.
(Во время обсуждения вопроса звучит тихая музыка)
Ответы учеников:
- сопереживание, доброта, милосердие;
- благодарность, мужество, любовь к Родине;
- честность, порядочность, справедливость;
- дружба, любовь, общение.
Ведущий: Молодцы! Вы назвали те ценности, без которых нам не прожить. Приятно сознавать, что общение для вас тоже очень важно. Как сказал Антуан де Сент Экзюпери: "Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения". Посмотрите, сколько жизненных ценностей вы назвали. Вы хорошо понимаете, ради чего на земле стоит жить. Это значит, что душа у вас щедрая, добрая, какая бывает только у человека, который стремится стать настоящей личностью.
Ведущий: Итак, представьте: настроение на нуле, мир кажется серым и мрачным, и неоткуда ждать сочувствия и понимания. Что делать?
Ребята готовы поделится опытом (спортсмены, музыканты и т.д.)
Уч.1 и уч.2: Бороться с плохим настроением можно с помощью движения. Дело в том, что физическая нагрузка дарит человеку мышечную радость. Мы занимаемся в секции бокса с 11 лет, а еще мы – лучшие подруги.
Уч. 3: Занимаясь в художественной школе, я с удовольствием ныряю в мир фантазии, что помогает забыть о неприятностях.
Уч.4: Психологи говорят, что наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о приятном. Главное поверить в себя, в свои силы, а для этого чаще используйте слова (слайд 3):
Я справлюсь.
У меня получится.
Все будет хорошо.
Я не буду бояться.
Ведущий: Способствуют повышению настроения и добрые слова.
Действительно, на многих людей благотворно влияют наша поддержка и сочувствие. Многие знаменитые люди считают, что нельзя откладывать жизнь на потом. Нужно уже сейчас говорить друг другу добрые слова. Какой же красивой и радостной станет наша жизнь!
Ведущий: Вашему вниманию песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты» (видео ролик песни)
Ведущий: В нашей жизни не обойтись без проблем. Нам необходимо научится их решать. Психологи выделяют два вида мышления Конвергентное (стандартное) и дивергентное (творческое) (слайд 4)
Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи.
Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов. Хороший пример дивергентного мышления — мозговой штурм.
Для каждой своя ситуация (слайд 5)
1. Неудачно сдал ЕГЭ – 1 группа
2. Ссора с другом или с подругой - 2 группа
3. Уволили с работы – 3 группа
Через несколько минут представитель команды представит нам дивергентную карту с множеством решений одной и той же проблемы (На доску вывешиваем карты)
Итак, мы убедились в том, что у любой проблемы есть очень много решений.
Ведущий: Спасибо вам за ваши светлые мысли. Я вижу, что настроение у всех просто отличное. Вот мы и убедились, что настроение зависит от нас самих. В связи с этим я хочу представить вам две притчи.
1. Притча «Все в твоих руках»
2. Притча о типах людей: морковь, яйцо и кофе
Ведущий: Я хочу, ребята, чтобы вы помнили, ваша будущая судьба только в ваших руках. Каким содержанием и какими красками вы ее наполните зависит только от вас
Ведущий: А сейчас самое интересное! Перед вами ящик пожеланий (слайд 6) Напишите на листе бумаги пожелания себе на будущее. Сложите лист, положите в конверт и подпишите его. В назначенное время через 10 лет вы приедете в родную школу на «Вечер встречи выпускников» и мы откроем этот ящик! Каждого из вас будет ждать ваше письмо с пожеланиями самому себе.
Ведущий: Подводя итог, давайте подумаем, что вы почерпнули для себя из нашего классного часа, чему научились?
Ответы учеников:
1. Научились бороться с плохим настроением.
2. Узнали много интересного о привычных для нас вещах.
3. Мы научились совместно обсуждать и решать проблемы.
4. Мы сделали выбор в пользу здорового образа жизни.
Ведущий: В конце хотелось бы сказать: «Когда вам покажется, что вы одиноки, грустны, никому не нужны. Загляните в этот список и постарайтесь ответить на эти вопросы искренне. (раздать список каждому ученику)
1. Что я в себе люблю?
2. Что мне нравится делать и что у меня хорошо получается?
3. Что мне в жизни добавляем радость и удовольствие?
4. Кто (что) мне дает опору в жизни?
Ведущий: Мне хочется передать свечу своим одноклассникам как символ яркой красивой жизни. Пусть ее огонь зажжет в наших сердцах стремление жить, творить, приносить людям пользу!
(Передает свечу первой группе.)
Пусть ее огонь помогает бороться со злом! (Передает свечу)
Пусть нас окружают добрые и верные друзья! (Передает свечу)
Пусть все мы будем счастливыми! (Передает свечу ведущему.)
Ведущий: Спасибо. Да, сегодня мы многому научились и многое узнали. Наверняка эти знания помогут вам преодолевать трудности в будущем. А напоследок, давайте споем замечательную песню "Есть только миг между прошлым и будущим…" (слайд 7)
ТЕКСТ ПЕСНИ «ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ»
Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг за него и держись,
Есть только миг между прошлым и будущим
Именно он называется жизнь.
Вечный покой сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает
Есть только миг ослепительный миг. (2 раза)
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним.
Счастье дано повстречать иль беду еще,
Есть только миг за него и держись,
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь. (2 раза)
Ведущий: Наш классный час подошёл к концу, какие эмоции он вызвал у вас? Большая просьба – выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Список литературы.
Бочарова Г., Александрова В. Классный час "Будьте добрыми и человечными". - //Воспитание школьников, 1993. - № 1.
Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости. - М.: Полиграф, 2002.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М.: Генезис, 2000.
Минькина А.А. Прощай, ХХ век. - // Классный руководитель, 1998. - № 1.
Наедине со всеми: Попул. сов. Песни разных лет/Сост. В.П. Букин. - М.: Профиздат, 1989.
https://youtu.be/r-FyWBgqbkM Притча «Все в твоих руках»
https://youtu.be/wJhjSc_PigM Притча о типах людей: морковь, яйцо и кофе
Песня «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь» музыка Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева.
7