Классный час в 4 классе на тему «Знай и люби свою Родину»
Цель: создание условий для формирования представлений о Родине и патриотизме.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать формированию качеств личности: ценностного отношения к родине, к России, уважения к государственным символам.
Метапредметные: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, формированию умения вести диалог, строить речевые высказывания, работать с информацией.
Предметные: создать условия для формирования понятий: Родина, патриотизм, формировать умения использовать полученные знания в повседневной жизни.
Оборудование: карточки со словами «Родина, родина», словарь русского языка, картинки флаг, герб России, Тюменской области, Сорокинского района, календарь., карточки со словами, патриотизм, патриот. Модель патриота, клубок ниток.
Ход занятия.
1.Организационный момент. .
- Здравствуйте, ребята.
Приветствие. Упражнение «Утренний круг». (Дети встают в круг, держась за руки, называют имя -приветствие – настроение).
- Ребята, поделитесь со мной вашими размышлениями.
По дороге к вам я сегодня…
Видел…
Слышал…
Размышлял…
Задумался…
2. Постановка учебной задачи.
- А сейчас я предлагаю вам послушать песню и поразмышлять над тем, о чём мы с вами сегодня будем говорить…
Слушаем песню «С чего начинается Родина?»
- Понравилась песня?
- О чём песня?
- Как вы думаете, о чём будем сегодня беседовать? (о нашей Родине)
- Тема нашего классного часа "Знай и люби свою Родину". А какую цель вы поставите для себя на нашем занятии? У вас на столах листочки бумаги, пожалуйста, подумайте и напишите на них, о чём бы хотел узнать каждый из вас на сегодняшнем занятии.
3. Применение знаний и умений в выполнении заданий в процессе деятельности.
- Ребята, а как вы понимаете значение слова Родина. (Ответы детей)
- А где мы можем найти и прочитать значение слова Родина. (в толковом словаре)
Толковый словарь Русского языка даёт такое определение:
Это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.
А.Н.Толстой «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади своё историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер»
- А согласны ли вы со строчками Это прошлое народа, его настоящее и будущее… Так ли необходимо говорить о прошлом твоего народа, изучать историю, может достаточно только смотреть в будущее?
- Ребята, мы с вами слушали песню «С чего начинается Родина». А с чего же по-вашему начинается наша с вами родина? ( С нашего села)
- Правильно, ребята. Наше село – это наша малая Родина. А почему её называют малой?
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок-деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
- Ребята, представьте, что к вам в гости приехали друзья из других стран. Что бы вы рассказали им о нашем селе? (Ответы детей)
- Ребята посмотрите на доску и скажите, почему слово Родина у меня записано по-разному. (Родина, родина)
- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем городе или посёлке, о том месте, где мы родились и живём.)
- Как называется государство, в котором мы живём? (Россия), Область? Район?
- Россия – это огромная необъятная страна. (на слайде карта России). Как можно назвать людей, которые живут в России? (Россияне, граждане России).
- Кто управляет нашей страной. (Президент). Но одному президенту очень тяжело управлять большим государством. Поэтому ему в этом помогают мэры городов, губернаторы областей, главы сельских поселений.
- Вспомните, как называется главный закон нашего государства? (Конституция)
- В конституции сказано, что мы должны с уважением относится к государственным символам России. Согласны вы с этим? А какие государственные символы вы знаете? (Герб, гимн, флаг)
- А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете государственные символы.
1 задание: Раскрасить российский флаг и объяснить цвета флага. (Белый цвет означает мир, чистоту, правду; синий - небо, верность, постоянство; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.)
2 задание: собрать из пазлов государственный герб. Ребята, а все ли собрали герб Российской Федерации. (Нет, есть ещё герб Тюменской области и Сорокинского района)
- Ребята, а как вы понимаете слово гимн?
Гимн - торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн России был принят 30 декабря 2000 года. Слова написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку - композитор Александр Васильевич Александров.
- Где и когда можно услышать гимн? А как принято слушать гимн?
- А что вы сейчас уже можете сделать для своей родины?
- А что вы сможете сделать для своей родины, когда станете взрослыми?
- Как называется чувство, которое вы сейчас описали? ПАТРИОТИЗМ от греческого патрис – родина.
- А как называется человек, который испытывает это чувство? ПАТРИОТ.
- Так кто же такой патриот? Патриот любит своё Отечество, свою Родину. А что это значит, любить свою Родину? В чём это выражается? Выберите нужные высказывания.
На доске составляют Модель Патриота
- Знает историю своего края, своей страны;
- Бережно относится к природе родного края;
- любит свою семью, свой народ;
- соблюдает правила и законы;
- знает и любит свой родной язык;
- знает и сохраняет традиции и культуру своего народа;
- гордится достижениями своей страны;
- трудится на благо своего народа, своей Родины;
- готов встать на защиту своей Родины;
- проявляет толерантность (после ввода этого понятия)
- Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты. Истинный патриот с уважением относится к другим народам, обычаям, верованиям, чувствам, мнениям, т.е. проявляет толерантность. (табличка прикрепляется к модели)
Работа с календарём
- В нашем календаре встречаются праздничные даты, которые вызывают особый подъём чувства патриотизма. Я предлагаю вам найти эти даты и обвести их в кружок.
- Назовите, какие даты вы выбрали. (называют даты и объясняют какие праздники приходятся на эти даты)
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, наш классный час к сожалению, подходит к концу.
Я всех приглашаю в круг. Сегодня мы попрощаемся с вами с помощью «волшебного клубка». Я уверена, что всех нас объединяет общее чувство патриотизма. И пока в нас будет жить любовь, сострадание, взаимовыручка, дружба наша Родина будет оставаться Великой Россией – великой страной. Давайте протянем нити патриотизма, и ещё раз вспомним, каким должен быть истинный патриот своей страны, что такое родина, т. е. подведём итог нашего занятия. Ребята, я прошу вас передавать клубок друг другу, называя качества истинного патриота, всё то, о чем мы сегодня узнали и говорили на нашем занятии».
Начинает учитель «Патриот любит свою Родину». Далее клубок переходит от одного к другому. Последним клубок снова берёт учитель:
«Хоть вы ещё совсем юные, но я убедилась, что вы уже патриоты нашей великой Родины».
Поднимите руки вверх и посмотрите, как эти нити превратились в волшебную «крышу Патриотизма», которая защитит нашу страну в этом мире от всех бед. А теперь, положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу Патриотизма, которая никогда не прервется и приведёт к миру и благополучию в нашей стране.
Я уверена, что дух патриотизма есть в каждом из нас.
Мне так приятно, было с вами сегодня работать. И в память о нашей встрече разрешите мне вручить вам небольшие буклеты. (Вручение буклетов)
- Всем спасибо за работу!!!