Конспект урока по обществознанию (включая экономику и право) в 11 классе
Тема: Классы как основа стратификации современного общества
Цели урока:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о социальной стратификации и ее специфичности в различных исторических эпохах.
Развивающая: продолжить формирование навыков поисково-исследовательской деятельности; развивать умения работы с раздаточным материалом; закрепить навыки групповой работы: учиться анализировать в коллективе полученную информацию, видеть причинно-следственные связи, вести аргументированный спор.
Воспитательная: воспитывать чувство толерантности, уважения к представителям различных социальных слоёв; формировать активную жизненную позицию.
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация «Классы как основа стратификации современного общества».
Ход урока
I.Организационный момент
II.Мотивационный этап
- Ребята, посмотрите на экран, что вы здесь видите? Прочитайте отрывок из стихотворения Андрея Полникова и скажите, о чем оно? Слайд 2.
У него есть дом и в дому,
У него есть хлеб да и к хлебу.
Мычит корова в хлеву,
Разжигая зависть соседа.
У соседа шаром покати,
По цвету заплата к заплате.
Во дворе ни гуся, ни свиньи,
И не топлено в маленькой хате (о богатых и бедных)
- Может ли существовать общество абсолютно равных людей? Нет
- Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. (Социальное разделение )
- К какой социальной группе относятся богатые и бедные? Классу. Сегодня мы рассмотрим классы в более узком смысле - как социальную страту. Итак, давайте сформулируем цели нашего урока.
- Понять сущность социальной стратификации, увидеть её влияние на поведение, образ жизни людей; узнать, что такое страты и классы.
III.Актуализация опорных знаний
Прежде чем говорить о социальной стратификации, вспомним, что такое социальная структура общества? (Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностей) слайд 6
- Какие 2 вида социальной структуры существуют? (Микрогруппы и макрогруппы)
- Какие виды социальных групп мы знаем? Слайд 7
- Обратите внимание, класс – это социальная группа, а также основа стратификации современного общества.
IV. Изучение нового материала
Само слово “стратификация” образовано от латинских существительного stratum и глагола fasere. Стратификация – stratum (лат.) – слой , fasere (лат.) – делать, что в переводе на русский означает – расслоение общества.
Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные группы – среднюю, а бедняки – низшую. Верхняя ступенька – высший класс, средняя ступенька – средний класс, а на низшей ступеньке – низший класс.
Основы теории социальной стратификации были заложены в последней трети XIX в. Максом Вебером (1864 – 1920). Немецкий ученый выявил главные компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие статуса. Слайд 8.
Понятие стратификации пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Слайд 9
Страта - (лат. stratum - слой, пласт) - элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным). Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу. Слайд 10.
Страта — социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели стратификации.
Крупные общественные страты именуют еще классами, внутри которых можно обнаружить более мелкие подразделения, которые собственно и называются слоями, или стратами слайд 11.
Статус – обобщённый показатель стратификации
Виды общества:
ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО : рабство , касты, сословия
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО: классы
В широком смысле классы - это большие социальные группы людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода
В узком смысле класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем . Слайд 14
Верхний — высший класс включает "аристократов по крови", в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличают особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.
Нижний — высший класс состоит главным образом из "новых богатых", еще не успевших создать мощные, родовые кланы, захвативших высшие посты и промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители - профессиональный баскетболист или эстрадная звезда. Слайд 16
Физминутка. Упражнения для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
V. Закрепление материала
Задание 1. - Мы разобрали открытое общество. А про закрытое общество нам расскажут ученики
Ученик 1: рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции и Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США ещё в XIX веке.
РАБСТВО – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Ученик 2. Кастовый строй, как и рабство, характеризует закрытое общество и жёсткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространённый. Если через рабство прошли практически все страны, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.
КАСТОЙ называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Ученик 3: Сословие - форма стратификации, предшествующая классам. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV века, люди разделялись на сословия. Социальная группа, обладающая закреплёнными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Задание 2. Даны три фигуры представителей высшего, среднего и рабочего классов и список вещей, в которые их можно одеть. Вам надо подобрать гардероб для всех трех классов: высшего, среднего, низшего. Слова для справок: галстук, джинсы, кроссовки, смокинг, рубашка, костюм, «бабочка», футболка, рабочий комбинезон, туфли. Слайд 19
Задание 3. Выполнить тест
1. Социальная стратификация проявляется в …
1. разделении общества на различные социальные группы
2. утрате общественной стабильности
3. Расширении прав и свобод граждан
4. поддержке государством малообеспеченных слоев населения. Слайд 22
2. К среднему классу в современном обществе относятся…
1. владельцы крупных предприятий
2. неквалифицированные работники наемного труда
3. инженерно-технические работники
3.Из какой науки социология заимствовала термин «стратификация»?
1 – из этнографии; 2 – из геологии; 3 – из философии 4- из археологии
4.Какой критерий из перечисленных не является основным для социальной стратификации:
1 – возраст; 2 – власть; 3 – доход; 4 – образование.
Впиши недостающее слово в схему: касты, рабство,………….классы
VI. Подведение итогов урока. Оценивание
- Что такое стратификация?
-Что такое классы?
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Домашнее задание: 1. изучить конспект, знать основные его положения
2. Ответить на вопрос: «Каким образом принадлежность к определённому классу оказывает влияние на жизнь людей?»