Просмотр содержимого документа
«Кластер один из приемов для формирования критического мышления в начальной школе»
Кластер один из приемов для формирования критического мышления в начальной школе
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его приемов, который активно можно применять в начальной школе.
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий:
- на этапе вызова он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы;
- на стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал;
- на стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Применение кластера возможно как на протяжении всего урока: в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют (постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные). Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.