«Использование кластер технологии на уроках истории и обществознания»
Выполнила: Зубкова Е.И.
Учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ с.Преображенка
- Исходя из целей модернизации образования перед учителем ставится цель: готовить выпускника, способного самостоятельно, активно действовать, принимать решения, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Главная цель всех педагогических приемов научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, представлять результаты своей работы.
Современная система образования ориентирована на формирование у
учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер – один из его методов.
Я взяла себе на вооружение метод событийного действия или метод образа. Заключается в том, что происходит погружение в какое-либо событие или образ с помощью различных приемов. Это один из методов развивающего обучения – метод постановки учебных задач:
установите, объясните, определите, найдите, исключите и т.д. Здесь очень подходит прием «кластера».
Ключевые компетенции- это
- Усвоение способов приобретения знаний из различных источников.
- Умение анализировать ситуацию, навыки самоорганизации.
- Выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя.
- Выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация .
В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слов с другими, от которых лучи расходятся дальше и дальше. Кластер может быть использован на разных стадиях урока:
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может также быть использован для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
Подготовка кластера
тема
Смысловые единицы
Смысловые единицы
понятия
термины
понятия
Этапы подготовки кластера
прочесть текст учебника и выделить смысловые единицы
на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия
после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями
кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам
установить связи между отдельными блоками соединить их стрелками
- представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения ясно и доходчиво объяснять новый материал
- представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения
- ясно и доходчиво объяснять новый материал
- сформулировать собственные выводы и оценочные суждения вести диалог
- сформулировать собственные выводы и оценочные суждения
- вести диалог
- слушать другого уважительно относиться к иной точке зрения
- слушать другого
- уважительно относиться к иной точке зрения
Результат
Данный прием работает по принципу:
цель – действие – результат, но самое главное, идет развитие умений учиться самостоятельно.
Спасибо за внимание.