СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кластер как приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приёма "Кластер" на уроках в начальной школе для активизации обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Кластер как приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо»








Кластер как прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Использование на уроках в начальной школе





















Доклад подготовила

учитель начальных классов

ГОУ ЛНР «Артёмовская

специализированная

школа №8»

Куликова Елена Николаевна









2017 год

Задача учителя, работающего по новому ГОС - включение самого ученика, даже слабейшего, в учебную деятельность. Мы должны организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо», методические приемы и техники которой очень разнообразны. Не все они могут работать в начальном звене, так как у детей данного возраста преобладает конкретное мышление, но часть из них можно взять для работы в младших классах.

Один из приемов РКМЧП – это кластер («гроздь», пучок, блок-схема, опорная схема), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. 

Метод обучения « Составления кластера» ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса .

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.

Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи.

Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики.

По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

При организации работы с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Помнить, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.

Чем хорош кластер? Что это такое в школе? Метод самостоятельной работы учащихся. Чтобы этот прием стал технологичным, достаточно провести подобную работу 2-3 раза. Учащиеся с удовольствием составляют кластеры. Над вопросами, которые не успели рассмотреть на уроке, можно поработать дома. Применение метода «кластера» не ограничивается только классно-урочной деятельностью младших школьников.

Как применять метод кластера на разных этапах урока?

Этап вызова На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.



Используя кластер «Звуки», составленный на уроке обучения грамоте в добукварный период, характеризуем звуки при изучении букв в букварный период (опорная схема)



Кластер может быть применен на стадии “Вызова, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Тема урока: «Растения». 3 класс.

Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.





Этап осмысления На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.




Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом. Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять



Урок с использованием технологии критического мышления. В.Осеева. "Волшебное слово"

Стадия осмысления

Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.

(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).

Вопросы по осмыслению текста:

– Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

– Какое у него было настроение?

Выборочное чтение.

– Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

– С бабушкой? (Он обижался на неё).

– С братом? (Был назойлив и злился на него).



Заполнение кластера после прочтения первой части текста.

– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.




Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика? Дополнение кластера после прочтения всего текста.




















Этап рефлексии Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

.





Изучив по русскому языку тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.

Этап рефлексии

Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 
1. Подумайте, что вы знаете об имени существительном? 
2. Запишите за 2 минуты всё, что вы знаете об имени существительном каждый сам в свою тетрадь. 

3. Теперь, обменяйтесь своими знаниями в парах. 

4. Теперь, обменяйтесь своими знаниями в группах. (Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. 

5. Теперь, каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей на доске)







 Обобщая, можно сказать, что данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся: 
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил: 
не бояться записывать все, что приходит на ум;
дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; 
постараться построить как можно больше связей.

Приём «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творчества.  Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Литература

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.

  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.

  3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.

  4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.

Презентация « Кластер как приём технологии развития критического мышления. Использование технологии РКМЧП на уроках в начальной школе»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!