МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -
ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Обобщение опыта работы по теме:
«Использование клавес , (музыкальных палочек)
как средство изучения музыкальной грамоты
детей дошкольного возраста»
Выполнила работу:
Портнягина Наталья Юрьевна
Тюмень, 2024г.
Содержание
1 Введение
2 Актуальность и новизна опыта
3 Цель и задачи
5 Теоретическая база опыта
6 Технология опыта. Работа с детьми
7 Взаимодействие с воспитателем
8 Взаимодействие с родителями
9 Итоги опыта
10 Список использованной литературы
11 Приложение
Введение
Музыка, сопровождает человека с самого рождения и украшает самые главные, радостные моменты в жизни. Маленький ребенок успокаивается и засыпает от пения мамы. Детки постарше весело пританцовывают, услышав знакомую музыку, но самый большой интерес к музыке появляется у ребенка, когда он сам становиться исполнителем, будь то голос или музыкальный инструмент, пусть даже детский. Всегда интересно наблюдать за детьми, которые находиться рядом с открытой крышкой пианино. Они не могут пройти, не нажав клавишу, это у них происходит на подсознательном уровне, т. к. они хотят услышать звук, музыку.
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, но несмотря на это музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.
Актуальность опыта
С каждым годом все больше детей получает в детском саду систематическое музыкальное развитие.
Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника. Благодаря клавесам музицирования для ребят приобретает новые впечатления от импровизации на детских музыкальных инструментах. Дети чувствуют себя настоящими артистами, что приводит к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями, а самое главное играют с использованием клавес в нтересные доступные для тетей игры. Обучению детей игре на клавесах происходит посредством музыкальных игр и чтения специальных партитур. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее. Основное же предназначение клавес - развитие у детей музыкальных способностей.
Работа по обучению детей игре на клавесах и поможет музыкальным руководителям расширить процесс овладения музыкальной деятельностью ребенка.
Новизна опыта
Систематизация полученных знаний позволяет взглянуть на изучаемую проблему по-новому. Игра клавесах является одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка. Внедрение передового опыта современных педагогов в данном контексте позволяет решать задачи развивающего обучения и изучение нотной грамоты. А создание проблемных ситуаций в ходе музицирования позволяет детям самостоятельно получать знания. В данном опыте проанализирован, обобщён, систематизирован материал по обучению детей игре на клависах. Разработан и адаптирован комплекс мероприятий, включающий в себя музыкальные партитуры, игры для обучения детей игре на класисах.
Цель опыта
Развитие музыкальных способностей и изучение нотной грамоты детей дошкольного возраста, через применение в работе коавес.
Задачи опыта
1. Познакомить с нотной грамотой, новыми музыкальными терминами.
2. Научить правильным приёмам звукоизвлечения, читать по партитурам.
3. Развивать целый комплекс музыкальных способностей.
4. Воспитывать интерес к клавесам, желание научиться играть на них.
Для успешного решения перечисленных задач
необходимо наличие многих факторов:
1) квалифицированная подготовка музыкального руководителя (должен знать методические приемы в работе с детьми по обучению их игре на клавесах);
2) умение правильно и эффективно организовать занятие;
3) В работе с родителями использовались разнообразные формы,
обобщенные темой «Обучение дошкольников игре на клавесах»: консультации, практикумы, информационные листы, памятки, участие в совместных развлечениях.
Обучение дошкольников игре на клавесах осуществлялось через разные формы работы:
- фронтальные и подгрупповые занятия;
- тематические занятия;
- развлечения, праздники;
- интерактивные игры с музыкальным сопровождением;
- авторские партитуры и игры;
- индивидуальная работа с детьми;
- создание музыкальных зон в группах.
Для всех групп я создала кейс с материалом для игры на клавесах.
Теоретическая база опыта работы
"Скажи мне - и я забуду;
покажи мне - и я запомню;
дай сделать - и я пойму"
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители
Б. Асафьев, Б. Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
В 30-40х годах Н. А. Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. Совместно с Н. А. Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, М. А. Фумер и др. А в последствии разработкой этих методик занималась Н. А. Ветлугина и ее ученики (К. Линкявичус, В. В. Ищук). В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (свирель, пандейра (румба, бубенцы, кастаньеты, маракасы, гусли, колокольчики валдайские, трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, гармоники, другие - по типу инструментов симфонического оркестра (ксилофон, металлофон, диатонические колокольчики, треугольник).
Клавесы в детском саду используются редко, так как многие считают это слишком простым и неинтересным инструментом. Но с недавнего времени к ним появился интерес. Также и у меня возникло желание изучить, освоить и внедрить в педагогический процесс игру на клавесах.
Технология опыта
Темой своего опыта я выбрала «Использование клавес как средство изучения музыкальной грамоты детей дошкольного возраста».
Начала я свою работу по данной теме с изучения методической литературы, поставила цель, определила задачи, выделила направления, принципы и формы работы, разработала план реализации.
Принципы работы
1.Принцип систематичности и последовательности, индивидуально- дифференцированного подхода в деятельности.
2. Принцип подбора материала в соответствии с возрастными особенностями ребенка, с его доступностью и повторяемостью.
3.Принцип личностно-ориентированного подхода, предоставляющего ребенку свободный выбор деятельности, партнерства, средств.
Реализации опыта
Основной организованной формой работы является игра на клавесах. Основание познавательного содержания опыта происходит на занятиях в формах совместной деятельности с педагогом, так же вне занятий и самостоятельной игровой деятельности детей.
Этапы работы:
1 этап – ознакомительный
Игра на инструментах является одним из любимых видов деятельности на занятии, тем более что игра способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолеть излишнюю застенчивость, скованность.
На занятиях мы используем разнообразные музыкальные инструменты. Наибольший интерес вызывают клавесы. Это очень доступные, инструменты, которые развивают чувство ритма. Что является частью музыкального воспитание и в условиях ФГОС имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка.
Анализ ООП ДО по обучению игре на клавесах показал недостаточное количество материала по данной теме, в связи с этом мною разработан комплексно- тематический план мероприятий (см. Приложение). Я постаралась системно и последовательно выстроить работу с детьми старшего, подготовительного дошкольного возраста по обучению игре на клавеса как средство изучения музыкальной грамоты.
На данном этапе познакомила детей с клавесами, с нотной грамотой, новыми музыкальными терминами, научила правильным приемам звукоизвлечения.
Чтобы научить ребенка играть на клавесах, я использую в своей партитуры сделаные самостоятельно и ведеопартитуры.
Видеопартитуры можно использовать не только с клавесами, но и при обучении игре на металлофоне, ксилофоне, фортепиано. Маленький рисунок обозначает короткий звук, большой более длинный.
Руководство по работе с клавесами.
В партитурах нарисованы картинки, размер которых совподает с длительностью удара клавес. Ноты различного размера, что указывает на длительность. (Маленькая– восьмая, средняя–четверть, большая–половинная, а очень большая–целая).
Палочки нужно взять в две руки, зажав их в кулаке. Музыкальный руководитель показывает ноты (картинки) с помощью указки. Дети начинают играть в тот момент, когда указка покажет картинку совпадающую с ритмом и играть до тех пор, пока указка показывает на картинку. Если в партитуре есть слова, то петь их следует по такому же принципу. Прежде чем сыграть партитуру целиком, детей следует поделить на партии и отрабатывать отдельно поставленные ноты без музыки. Только после того, как дети будут играть уверенно свою ноту можно соединять произведение целиком.
.
2 этап – основной
Основном направлением работы этого этапа стала игра на клавесах по видео партитурам, разучивание партитур и игр с ними.
Игра на клавесах включается в занятие и проводятся с целью обучения детей игре на клавесах, отработке навыков игры.
Сначала музыкальный руководитель знакомит детей с содержанием игры. Объясняет ход и правила ее. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью задачи игры, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих. Как только дети освоят данную партитуру или игру, можно дать сыграть в нее самостоятельно.
Большим интересом пользуются уже знакомые мелодии распевок.
На начальном этапе разучивания детям предлагаются одноголосные мелодии. В дальнейшем двух и трехголосные. Этот прием обучения использую для детей подготовительных возрастных групп. Работа проводится один раз в неделю в рамках организованной образовательной деятельности в разделе «Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра и говорит, что на следующем занятии у них будет другая игра, она будет также интересной.
Важно заострить внимание детей к музыкальной игре, привить желание играть на музыкальных инструментах и любовь к музыке. В конце занятия обращаю внимание на тех ребят, кто проявлял внимательность, точность.
Так же, на своих музыкальных занятиях я использую свои авторские интерактивныепартитуры и игры (см. Приложение)
Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре.
Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, проекторы, интерактивные доски, мультимедийное оборудование. В нашем дошкольном учреждении уже давно есть мультимедийное оборудование, которое мы активно используем в своей работе, что позволило вывести обучение на новый уровень.
Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. В ходе освоения интерактивной игры у дошкольника возникают новые знания и опыт, которые появляются вследствие игрового взаимодействия. Дети нового поколения хорошо приспосабливаются к цифровому пространству.
Цель интерактивных музыкальных игр- формирование и закрепление знаний, методом интерактивных игр.
В своей работе я часто применяю интерактивные игры, делаю их сама. Благодаря интерактивным играм, дети быстро запоминают ноты и у них появилось желание учить и думать, находить правильные ответы на поставленные вопросы. Детям очень нравится данный вид деятельности.
Основные достоинства интерактивных игр
-Простой и понятный интерфейс.
-В играх использованы красочные и привлекательные материалы, звуковые эффекты.
-Игры используются как часть индивидуального, подгруппового, фронтального занятия.
Используя простые программы (MicrosoftOfficePowerPoint, Paint), можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее.
В своей работе интерактивную доску я использую практически во всех музыкальных образовательных областях. В разработанных мною интерактивных играх я использую добрые анимированные персонажи, которые выдают понятные детям задания. Озвученные герои говорят мультяшным детским голосом. Практика показала, что использование анимированного персонажа и различных эффектов анимации усиливает эмоциональное восприятие и интерес детей к представленному материалу и в целом к интерактивным играм.
Взаимодействие с педагогами
Большая роль в работе отводится тесному педагогическому контакту музыкального руководителя с воспитателями и узкими специалистами, что дает положительный результат в музыкальном развитии детей. Воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей.
Формы работы:
• педагогические советы;
• семинары-практикумы;
• консультации;
• проведение открытых мероприятий;
• мастер-классы.
Взаимодействие с родителями
Успех в работе по развитию музыкальных способностей детей может быть, достигнут при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому ещё одной особенностью, играющей роль в достижении положительных результатов, является в необходимости родителей создания условий для музыкальной активности детей дома. Формы работы с родителями разнообразны.
Формы работы с родителями:
• проведение открытых мероприятий;
• беседы;
• лекции, доклады на родительских собраниях;
• консультации;
• оформление буклетов, стендов;
• статьи на сайте МАДОУ д/с № 158 «Три богатыря»;
• создание банка с интерактивными играми и размещение на
просторах интернета.
Итоги опыта
С помощью клавес, дети стали чище интонировать, с большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. На занятии царит атмосфера увлечённости и вдохновения. Благодаря клавесам, музицировали для ребят стало самым любимым делом. Заходя в музыкальный зал, дети спрашивают, будут ли они играть сегодня на клавесах. Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют как настоящие музыканты.
И в заключении хотелось бы сказать, пользуйтесь этими замечательными музыкальными инструментами. Разрабатывайте свои партитуры. Умелое и грамотное использование клавес приведёт к всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей.
Перспектива
В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи:
- продолжать создавать авторские партитуры и игры, обучающие детей играть на клавесах;
-добиваться, чтобы каждый ребёнок усваивал игру на клавесах, знал её и умел играть не только на музыкальных занятиях, но и вне детского сада;
- привлекать родителей играть с ребёнком на клавесах и создавать домашние концерты;
- оставаться творческой личностью и расширять свой художественный кругозор.
Последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приёмы - главное направление в моей работе. Анализируя опыт работы, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании работы над развитием музыкальных способностей дошкольников. Его я вижу в интегрированном подходе, который является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».
Список используемой литературы:
1) «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» О.П. Радынова, Л.Н. Комисарова Изд.2-е испр. и дополн.- Дубна: Феникс, 2014.-332.
2) Методика музыкального воспитания под редакцией Н.А. Ветлугиной
3) С.П. Бублей «Детский оркестр»
4) Н.П. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
5) Т.Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками»
6) С.И. Мерзлякова «Учим петь детей 6-7лет»
7) «Наш веселый оркестр.» Каплунова И., Новоскольцева И.Часть1. СПб.- 2018.
8) «Наш веселый оркестр.» Каплунова И., НовоскольцеваИ.Часть 2. СПб. -2019.
Приложение
Игры с клавесами