Учитель Кинякина Н.В.
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы по риторике Т.А. Ладыженской
Учебник «Детская риторика» 2 класс, Т.А. Ладыженская и др., М.:«Баласс», 2011 г.
№ | Тема урока | Вид урока | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Д/з | Дата |
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) |
1 | Проверь себя. (Повторение изученного в 1-м классе.) | Вводный урок | Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П). | с.5 №5 | 1.09 |
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА |
2 | Наука риторика. | Урок введения новых знаний | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П). | С.9 №12 | 08.09 |
3 | Кто – что - кому | Урок открытия новых знаний | С.13 №17 | 15.09 |
4 | Кому – кто. Адресат - адресант | Урок открытия новых знаний | С.19 №27 | 22.09 |
КАК МЫ ГОВОРИМ |
5 | Темп | Урок введения новых знаний | Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н). Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н). | С.27 №37 | 29.09 |
6 | Тон речи. То же слово, да не так бы молвить | Урок открытия новых знаний | С.33 №44 | 6.10 |
7 | Настроение, чувства и тон говорящего | Урок открытия новых знаний | С.40 №50 | 13.10 |
8 | Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Подведём итоги | Урок-игра | С.49 №61 | 20.10 |
УЧУСЬ СЛУШАТЬ |
9 | Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! | Урок введения новых знаний | Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н). | С.57 №68 | 27.10 |
10 | Слушали и услышали | Урок открытия новых знаний | С.61 №76 | 10.11 |
11 | Слушаем и стараемся понять. Слушаем и выделяем непонятное | Урок открытия новых знаний | С.65 №83 | 17.11 |
12 | Слушаем, как говорят | Урок открытия новых знаний | С.69 №88 | 24.11 |
13 | Слушаем на уроке. Слушаем целый день | Урок открытия новых знаний | С.73 №97 | 01..12 |
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА |
14 | Вежливая просьба. Прошу вас | Урок введения новых знаний | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П). | С.83 рисунок | 8..12 |
15 | Скрытая просьба | Урок развития связной речи | С.86 №120 | 15.12 |
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ |
16 | О чём нам говорит шрифт. | Урок открытия новых знаний | Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н). Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н). | С.90 №125 | 22..12 |
17 | Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… | Урок открытия новых знаний | С.93 №134 | 12.01 |
ТЕКСТ (II часть – 17 часов) |
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ |
18 | Тема, основная мысль, заголовок | Повторение | Определять тему и основную мысль текста (Н). Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н). | С.11 №10 | 19.01 |
19 | Опорные слова | Урок открытия новых знаний | С.14 №17 | 26.01 |
ПЕРЕСКАЗ |
20 | Подробный пересказ | Урок введения новых знаний | Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н). Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н). | С.18 №26 | 2.02 |
21 | Краткий пересказ | Урок развития связной речи | С.23 №32 | 9.02 |
22 | План | Урок открытия новых знаний | С.30 №39 | 16.02 |
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ |
23 | Согласие или отказ | Урок введения новых знаний | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н). Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н). | С.36 №46 | 29.02 |
24 | Отказывай, не обижая | Урок открытия новых знаний | С.43 №56 | 1.03 |
25 | Ответы на отказ | Урок развития связной речи | С.49 | 10.03 |
ТИПЫ ТЕКСТОВ |
26 | Типы текстов | Урок введения новых знаний | Различать повествование, описание, рассуждение (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). | С.53 №73 | 15.03 |
РАССУЖДЕНИЕ |
27 | Рассуждение. | Урок введения новых знаний | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н). Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). | С.60 №83 | 5.04 |
28 | Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. | Урок открытия новых знаний | С.64 №90 | 12.04 |
29 | Точные и неточные объяснения. | Урок обобщения и систематизации знаний | С.68 №95 | 21.04 |
ОПИСАНИЕ |
30 | Описание, признаки предмета. Описание в объявлении. | Урок введения новых знаний | Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н). | С.78 №108 | 19.04 |
31 | Загадки-описания. Сочини загадку | Урок развития связной речи | С.83 №114 | 26.04. |
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ |
32 | Было или придумано, части рассказа. | Урок введения новых знаний | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). | С.92 №122 | 10.05 |
33 | Хочу вам рассказать. | Урок-игра | Читатать «поучения» Мономаха | 17.05 |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ |
34 | Чему мы научились на уроках риторики? | Урок обобщения и систематизации знаний | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). | | 24.05 |