СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клетка – элементарная биологическая система

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

актуализация и структуризация имеющихся знаний о клеточном  уровне, организация самостоятельного изучения строения клетки

Просмотр содержимого документа
«Клетка – элементарная биологическая система»

Клетка – элементарная биологическая система Презентация к уроку (занятию) в 9 (10) классе титульный

Клетка – элементарная биологическая система

Презентация к уроку (занятию)

в 9 (10) классе

титульный

Класс: 9 (10) Раздел: Клеточный уровень Место занятия: № 1 Тип: введение, организация изучения темы Цель: актуализация и структуризация имеющихся знаний о  клеточном уровне, организация самостоятельного  изучения строения клетки Тема занятия: Структурно-функциональная организация эукариотической клетки – изучение нового материала Место данного занятия в теме «Клеточный уровень» Подготовил: Пряников Николай Владимирович ,    учитель географии и биологии Переторгского филиала МАОУ – Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачева    Выгоничского района Брянской области

Класс: 9 (10)

Раздел: Клеточный уровень

Место занятия: № 1

Тип: введение, организация изучения темы

Цель: актуализация и структуризация имеющихся знаний о

клеточном уровне, организация самостоятельного

изучения строения клетки

Тема занятия:

Структурно-функциональная организация эукариотической клетки – изучение нового материала

Место данного занятия в теме «Клеточный уровень»

Подготовил: Пряников Николай Владимирович ,

учитель географии и биологии Переторгского филиала МАОУ – Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачева

Выгоничского района Брянской области

Список источников информации: Учебники для подготовки к занятию: 1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа неживая и живая. 5 кл. – М.: «Дрофа», 2013 2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008 3. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс – М.: Дрофа, 2008 4.. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл. - М Дрофа, 2009 Учебники для работы на занятии и самостоятельной работы:  9 класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009 10 класс: Каменский  А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10 – 11кл. – М.: Дрофа, 2009 Список учебников

Список источников информации:

Учебники для подготовки к занятию:

1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа неживая и живая. 5 кл. – М.: «Дрофа», 2013

2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008

3. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс – М.: Дрофа, 2008

4.. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл. - М Дрофа, 2009

Учебники для работы на занятии и самостоятельной работы:

9 класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009

10 класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10 – 11кл. – М.: Дрофа, 2009

Список учебников

Клетка – элементарная биологическая система Многообразие клеток как самостоятельных организмов, так и структурно-функциональных элементов тканей многоклеточного организма. Материал изучался в 6, 7, 8 классах. Представлены клетки: бактерий, саркодовых, жгутиковых, инфузорий, клетки тела человека, яйцеклетка лягушки. Вывод: клетка – единица жизни.

Клетка –

элементарная биологическая система

Многообразие клеток как самостоятельных организмов, так и структурно-функциональных элементов тканей многоклеточного организма.

Материал изучался в 6, 7, 8 классах.

Представлены клетки: бактерий, саркодовых, жгутиковых, инфузорий, клетки тела человека, яйцеклетка лягушки.

Вывод: клетка – единица жизни.

 Живой мир неклеточные империи клеточные надцарства Вирусы Прокариоты Эукариоты Протисты Растения Животные Грибы  Вирусы царства Бактерии Цианеи Современная система живого мира. Вирусы – неклеточная форма жизни, обладающая единственным признаком жизни – способностью к самовоспроизведению на основе обмена веществ клетки-хозяина. Вывод: вне клетки жизни нет.

Живой мир

неклеточные

империи

клеточные

надцарства

Вирусы

Прокариоты

Эукариоты

Протисты

Растения

Животные

Грибы

Вирусы

царства

Бактерии

Цианеи

Современная система живого мира.

Вирусы – неклеточная форма жизни, обладающая единственным признаком жизни – способностью к самовоспроизведению на основе обмена веществ клетки-хозяина.

Вывод: вне клетки жизни нет.

Коацерваты – комплексы органических веществ, окружённые водной оболочкой Гипотеза абиогенного происхождения жизни. Пробионты.

Коацерваты – комплексы органических веществ, окружённые водной оболочкой

Гипотеза абиогенного происхождения жизни. Пробионты.

+ Биологическая мембрана клетка Крупнейшее эволюционное новообразование (ароморфоз) – образование клеточной мембраны вокруг пробионта. Начало эволюции клеток. Мембрана позволила первичным организмам отграничить своё содержимое от внешней среды. Следствие – появление раздражимости, появление обмена веществ со средой, поддержание гомеостаза. Вывод: клетка – открытая биосистема.

+ Биологическая мембрана

клетка

Крупнейшее эволюционное новообразование (ароморфоз) – образование клеточной мембраны вокруг пробионта. Начало эволюции клеток.

Мембрана позволила первичным организмам отграничить своё содержимое от внешней среды. Следствие – появление раздражимости, появление обмена веществ со средой, поддержание гомеостаза.

Вывод: клетка – открытая биосистема.

Второй важнейший ароморфоз – появление многоклеточности. Тканево-органное строение многоклеточного организма. Преимущества многоклеточности: 1 - гибель отдельной клетки не вызывает гибель всего организма 2 - повышение надёжности в выполнении функций (специализация). Следствие: ускорение эволюции в направлении усложнения строения организма и приспособленности к постоянно меняющейся среде обитания, освоение новых сред жизни.

Второй важнейший ароморфоз – появление многоклеточности.

Тканево-органное строение многоклеточного организма.

Преимущества многоклеточности: 1 - гибель отдельной клетки не вызывает гибель всего организма 2 - повышение надёжности в выполнении функций (специализация).

Следствие: ускорение эволюции в направлении усложнения строения организма и приспособленности к постоянно меняющейся среде обитания, освоение новых сред жизни.

Клеточная теория  Гук, Шлейден, Шванн, Вирхов Клетка – структурно-функциональная единица живого. Клетка построена из мембран. Клетки размножаются только делением. Клеточное строение – доказательство единого происхождения живых организмов. Изобретение микроскопа. Понятие «клетка». Формулировка основных положений клеточной теории (сравнить с учебником!) – обоснование каждого положения.

Клеточная теория Гук, Шлейден, Шванн, Вирхов

  • Клетка – структурно-функциональная единица живого.
  • Клетка построена из мембран.
  • Клетки размножаются только делением.
  • Клеточное строение – доказательство единого происхождения живых организмов.

Изобретение микроскопа.

Понятие «клетка».

Формулировка основных положений клеточной теории (сравнить с учебником!) – обоснование каждого положения.

Актуализация знаний о строении растительной и животной клеток. Сравнение. Изобретение электронного микроскопа и его возможности.

Актуализация знаний о строении растительной и животной клеток. Сравнение.

Изобретение электронного микроскопа и его возможности.

 части клетки органоиды включения постоянные непостоянные мембранные немембранные цитоплазма рибосомы клеточный центр цитоскелет жгутики и реснички одномембранные двумембранные Современные представления о структуре клетки. плазмалемма ЭПС аппарат Гольджи лизосомы вакуоль ядро митохондрии хлоропласты

части клетки

органоиды

включения

постоянные

непостоянные

мембранные

немембранные

цитоплазма

рибосомы

клеточный центр

цитоскелет

жгутики и реснички

одномембранные

двумембранные

Современные представления о структуре клетки.

плазмалемма

ЭПС

аппарат Гольджи

лизосомы

вакуоль

ядро

митохондрии

хлоропласты

Структурно-функциональная организация клетки органоид его строение  его функция Организация изучения и запоминания материала о строении клетки и функция её частей в форме таблицы. Источники информации: учебник, учебное пособие-справочник, интернет.

Структурно-функциональная организация клетки

органоид

его строение

его функция

Организация изучения и запоминания материала о строении клетки и функция её частей в форме таблицы. Источники информации: учебник, учебное пособие-справочник, интернет.

Структурно-функциональная организация клетки органоид его строение Плазмалемма (цитоплазматичес кая мембрана)  его функция Образец сворачивания информации источника: заполнение 1 колонки таблицы

Структурно-функциональная организация клетки

органоид

его строение

Плазмалемма

(цитоплазматичес

кая мембрана)

его функция

Образец сворачивания информации источника: заполнение 1 колонки таблицы

Структурно-функциональная организация клетки органоид его строение Плазмалемма (цитоплазматичес кая мембрана)  его функция Два ряда фосфолипидов, в которые на разную глубину погружены белки (ферменты, рецепторы). Есть поры. Образец сворачивания информации источника: заполнение 2 колонки таблицы

Структурно-функциональная организация клетки

органоид

его строение

Плазмалемма

(цитоплазматичес

кая мембрана)

его функция

Два ряда фосфолипидов, в которые на разную глубину погружены белки (ферменты, рецепторы). Есть поры.

Образец сворачивания информации источника: заполнение 2 колонки таблицы

Структурно-функциональная организация клетки органоид его строение Плазмалемма (цитоплазматичес кая мембрана)  его функция Два ряда фосфолипидов, в которые на разную глубину погружены белки (ферменты, рецепторы). Есть поры. Барьерная избирательная проницаемость обеспечивает активный (с затратами энергии) транспорт ионов и молекул с помощью ферментов. Пиноцитоз и фагоцитоз . Связывает клетки Образец сворачивания информации источника: заполнение 3 колонки таблицы

Структурно-функциональная организация клетки

органоид

его строение

Плазмалемма

(цитоплазматичес

кая мембрана)

его функция

Два ряда фосфолипидов, в которые на разную глубину погружены белки (ферменты, рецепторы). Есть поры.

Барьерная

избирательная проницаемость обеспечивает активный (с затратами энергии)

транспорт ионов и молекул с помощью ферментов. Пиноцитоз и фагоцитоз .

Связывает клетки

Образец сворачивания информации источника: заполнение 3 колонки таблицы

Мы узнали: Многообразие живого мира – общий план Гипотезу возникновения клетки Клетка – это целостный организм и как часть многоклеточного организма Клеточная теория –  положения Структура клетки –  общая схема Органоиды клетки –  как заполнить таблицу Итоги занятия

Мы узнали:

  • Многообразие живого мира – общий план
  • Гипотезу возникновения клетки
  • Клетка – это целостный организм и как часть многоклеточного организма
  • Клеточная теория – положения
  • Структура клетки – общая схема
  • Органоиды клетки – как заполнить таблицу

Итоги занятия

Наглядный информационный материал для заполнения колонки 2 таблицы

Наглядный информационный материал для заполнения колонки 2 таблицы

Наглядный информационный материал для заполнения колонки 3 таблицы

Наглядный информационный материал для заполнения колонки 3 таблицы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!