Клетка – элементарная биологическая система
Презентация к уроку (занятию)
в 9 (10) классе
титульный
Класс: 9 (10)
Раздел: Клеточный уровень
Место занятия: № 1
Тип: введение, организация изучения темы
Цель: актуализация и структуризация имеющихся знаний о
клеточном уровне, организация самостоятельного
изучения строения клетки
Тема занятия:
Структурно-функциональная организация эукариотической клетки – изучение нового материала
Место данного занятия в теме «Клеточный уровень»
Подготовил: Пряников Николай Владимирович ,
учитель географии и биологии Переторгского филиала МАОУ – Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачева
Выгоничского района Брянской области
Список источников информации:
Учебники для подготовки к занятию:
1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа неживая и живая. 5 кл. – М.: «Дрофа», 2013
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008
3. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс – М.: Дрофа, 2008
4.. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл. - М Дрофа, 2009
Учебники для работы на занятии и самостоятельной работы:
9 класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
10 класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10 – 11кл. – М.: Дрофа, 2009
Список учебников
Клетка –
элементарная биологическая система
Многообразие клеток как самостоятельных организмов, так и структурно-функциональных элементов тканей многоклеточного организма.
Материал изучался в 6, 7, 8 классах.
Представлены клетки: бактерий, саркодовых, жгутиковых, инфузорий, клетки тела человека, яйцеклетка лягушки.
Вывод: клетка – единица жизни.
Живой мир
неклеточные
империи
клеточные
надцарства
Вирусы
Прокариоты
Эукариоты
Протисты
Растения
Животные
Грибы
Вирусы
царства
Бактерии
Цианеи
Современная система живого мира.
Вирусы – неклеточная форма жизни, обладающая единственным признаком жизни – способностью к самовоспроизведению на основе обмена веществ клетки-хозяина.
Вывод: вне клетки жизни нет.
Коацерваты – комплексы органических веществ, окружённые водной оболочкой
Гипотеза абиогенного происхождения жизни. Пробионты.
+ Биологическая мембрана
клетка
Крупнейшее эволюционное новообразование (ароморфоз) – образование клеточной мембраны вокруг пробионта. Начало эволюции клеток.
Мембрана позволила первичным организмам отграничить своё содержимое от внешней среды. Следствие – появление раздражимости, появление обмена веществ со средой, поддержание гомеостаза.
Вывод: клетка – открытая биосистема.
Второй важнейший ароморфоз – появление многоклеточности.
Тканево-органное строение многоклеточного организма.
Преимущества многоклеточности: 1 - гибель отдельной клетки не вызывает гибель всего организма 2 - повышение надёжности в выполнении функций (специализация).
Следствие: ускорение эволюции в направлении усложнения строения организма и приспособленности к постоянно меняющейся среде обитания, освоение новых сред жизни.
Клеточная теория Гук, Шлейден, Шванн, Вирхов
- Клетка – структурно-функциональная единица живого.
- Клетка построена из мембран.
- Клетки размножаются только делением.
- Клеточное строение – доказательство единого происхождения живых организмов.
Изобретение микроскопа.
Понятие «клетка».
Формулировка основных положений клеточной теории (сравнить с учебником!) – обоснование каждого положения.
Актуализация знаний о строении растительной и животной клеток. Сравнение.
Изобретение электронного микроскопа и его возможности.
части клетки
органоиды
включения
постоянные
непостоянные
мембранные
немембранные
цитоплазма
рибосомы
клеточный центр
цитоскелет
жгутики и реснички
одномембранные
двумембранные
Современные представления о структуре клетки.
плазмалемма
ЭПС
аппарат Гольджи
лизосомы
вакуоль
ядро
митохондрии
хлоропласты
Структурно-функциональная организация клетки
органоид
его строение
его функция
Организация изучения и запоминания материала о строении клетки и функция её частей в форме таблицы. Источники информации: учебник, учебное пособие-справочник, интернет.
Структурно-функциональная организация клетки
органоид
его строение
Плазмалемма
(цитоплазматичес
кая мембрана)
его функция
Образец сворачивания информации источника: заполнение 1 колонки таблицы
Структурно-функциональная организация клетки
органоид
его строение
Плазмалемма
(цитоплазматичес
кая мембрана)
его функция
Два ряда фосфолипидов, в которые на разную глубину погружены белки (ферменты, рецепторы). Есть поры.
Образец сворачивания информации источника: заполнение 2 колонки таблицы
Структурно-функциональная организация клетки
органоид
его строение
Плазмалемма
(цитоплазматичес
кая мембрана)
его функция
Два ряда фосфолипидов, в которые на разную глубину погружены белки (ферменты, рецепторы). Есть поры.
Барьерная
избирательная проницаемость обеспечивает активный (с затратами энергии)
транспорт ионов и молекул с помощью ферментов. Пиноцитоз и фагоцитоз .
Связывает клетки
Образец сворачивания информации источника: заполнение 3 колонки таблицы
Мы узнали:
- Многообразие живого мира – общий план
- Гипотезу возникновения клетки
- Клетка – это целостный организм и как часть многоклеточного организма
- Клеточная теория – положения
- Структура клетки – общая схема
- Органоиды клетки – как заполнить таблицу
Итоги занятия
Наглядный информационный материал для заполнения колонки 2 таблицы
Наглядный информационный материал для заполнения колонки 3 таблицы