Урок №____ 06.12 Биология
Тема: Клетка и ее открытие. Цитология – наука о клетке. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Цель учебной деятельности:
Обучающая: изучить историю открытия клетки, познакомиться с наукой цитологией, изучить отличия одноклеточных и многоклеточных организмов.
Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, использовать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток;
– дать понятие о том, что живые клетки обладают свойствами живого: дышат, питаются, растут, размножаются.
– учить анализировать, создавать образ и понятия.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Предметные:
- знать историю открытия клетки;
- различать методы изучения клетки;
- познакомиться с наукой, изучающей клетку;
- уметь отличать одноклеточные и многоклеточные организмы.
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать своё мнение, интересоваться чужим;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
- личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с текстом учебника.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать одноклассников и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, интересоваться чужим.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.
Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии, компьютер, мультимедийная презентация, учебник.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.
Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.
2. Актуализация знаний.
-Что мы знаем об организме?
-Какие бывают организмы в зависимости от наличия ядра?
3. Мотивационный этап.
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках, которые нам понадобятся для того, чтобы сформулировать тему сегодняшнего задания. Сейчас предлагаю вам выполнить задание у себя в тетрадях.
Задание.
1. Назовите оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, неразличимых простым глазом предметов. (МИКРОСКОП – берем 3 букву)
2. Назовите самый простой увеличительный прибор. (ЛУПА – берем 1 букву)
3. Что помогает направлять свет? (ЗЕРКАЛО – берем 2 букву)
4. Что поднимает и опускает зрительную трубку микроскопа? (ВИНТ – берем последнюю букву)
5. Какая часть микроскопа расположена на нижнем конце тубуса? (ОБЪЕКТИВ – берем 5 букву)
6. Что служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки? (ШТАТИВ – берем 3 букву)
Ключевое слово – «Клетка»
Учитель: Итак, ребята! Из чего состоят все живые организмы из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Какие цели и задачи нам предстоит решить? (версии детей)
Запись темы урока (на доске и на слайде) в тетрадях обучающимися.
4. Изучение нового материала.
1. История открытия клетки.
Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. (сообщение учащегося)
В 70-х годах XVII века нидерландский натуралист Антони ван Левенгук открыл целый мир, невидимый невооруженным глазом. Он увидел в микроскопе простейшие организмы: инфузорий, а также дрожжи, бактерии, эпидермис кожи.
В течение 50 лет он отсылал результаты своих наблюдений в Лондонское королевское общество. Поначалу они были встречены со скептицизмом, но когда комиссия ученых лично во всем убедилась и подтвердила подлинность его исследований, Антони ван Левенгук был избран действительным членом Лондонского королевского общества. (сообщение учащегося)
Дополнительно:
Год открытия | Ученый | Сущность открытия |
1590 г. | Захарий Янсен | Этот голландец изобрел микроскоп. |
1665 г. | Роберт Гук | Англичанин рассматривая, под микроскопом срез пробкового дуба, увидел, что пробка состоит из ячеек, которые затем назвал клетками. Правда, Гук думал, что клетки пусты, а живое вещество - это клеточные стенки. |
1683 г. | Антони ван Левенгук | Этот голландский учёный усовершенствовал микроскоп, после чего смог пронаблюдать и описать бактерии. |
1827 г. | Карл Максимович Бэр | Доказал предположение Уильяма Гарвея, что все живые организмы развиваются из яйца. Открыл яйцеклетку. Также сделал вывод о том, что каждый живой организм развивается из одной клетки. |
1831-1833 г. | Роберт Броун | Обнаружил в растительной клетке сферическую структуру, которую затем назвал ядром. |
Двое немецких ученых в 1838 - 1839 годах - ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн обобщили знания о клетке и сформировали "клеточную теорию", утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.
Как ни разнообразны живые существа, населяющие нашу планету, все они имеют клеточное строение. Клетка является строительной функциональной единицей всего живого.
2. Цитология – наука о клетке.
Цитология (греч. kytos — ячейка, клетка) — наука о клетке.
Предметом ее изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.
В задачи цитологии входит изучение строения и функционирования клеток, их химического состава, функций отдельных клеточных компонентов, познание процессов воспроизведения клеток, приспособления к условиям окружающей среды, исследование особенностей строения специализированных клеток, этапов становления их особых функций, развития специфических клеточных структур и др. Для решения этих задач в цитологии используются различные методы.
Методы изучения клетки:
1. Микроскопирование.
2. Центрифугирование.
3. Флуорисцентная микроскопия.
4. Метод культуры клеток и тканей.
Физкультминутка 3 минуты
3. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Что такое организм? Какие свойства организмов вам известны? (беседа, слайды презентации)
Организмы:
1. Одноклеточные
2. Многоклеточные
Одноклеточные животные и растения состоят из одной клетки, обладают всеми признаками живого – питанием, дыханием, делением, но у растений и животных питание происходит по– разному: (растения - автотрофы, создают для себя питательные вещества сами, а животные - гетеротрофы, питаются готовыми веществами).
Тело многоклеточных организмов во взрослом состоянии состоит из множества клеток и межклеточного вещества. Их клетки различаются по строению и выполняемым функциям, т. е. проявляется дифференциация клеток. Клетки, сходные по строению и происхождению, объединяются в ткани.
Примеры различных одноклеточных и многоклеточных животных. (Слайды презентации)
5. Обобщение и заключение:
Ребята, давайте составим с вами выводы. Учитель с помощью детей составляет выводы к теме урока.
- все живое на Земле состоит из клеток;
- клетка - единица живого;
- клетка - сложно устроенная самостоятельная живая система;
- клетка имеет объем;
-клетки одноклеточных и многоклеточных организмов обладают всеми признаками живого (они могут расти, делиться, питаться, осуществлять обмен веществ);
-клетки многоклеточного организма не могут существовать самостоятельно, их жизнедеятельность зависит от других клеток, и все функции в многоклеточном организме поделены между различными группами клеток.
6. Рефлексия.
Давайте похвалим друг друга за проделанную работу. Похвалите соседа по парте, выделите то, что у него лучше всего получилось. Обратите внимание на то, над чем еще можно поработать по данной теме.
7. Домашнее задание.
Изучить теоретический материал в тетради.
8. Выставление отметок.
9. Подведение итогов урока.
7