СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клетка: химический состав, многообразие.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для проведения тестовых работ по темам: "Химический состав клетки", "Строение и функции белка", "Биосинтез белка".

Просмотр содержимого документа
«Клетка: химический состав, многообразие.»

Сборник заданий по теме «Клетка» 10 класс

Тест Химический состав клетки. 1 вариант. 10 класс.


А1. Какой из химических элементов содержится в клетках в наибольшем количестве:
1.азот 2.кислород 3.углерод 4.водород
А2. Назовите химический элемент, который входит в состав АТФ, всех мономеров белков и нуклеиновых кислот.
1)N 2)P 3)S 4)Fe
А3. Укажите химическое соединение, которое углеводом НЕ является.
1) лактоза 2 )хитин 3) кератин 4) крахмал
А4. Как называется структура белка, которая представляет собой спираль из цепочки аминокислот, свернутую в пространстве клубком?
1)первичная 2)вторичная 3)третичная 4)четвертичная
А5. В клетках животных запасным углеводом является:
1.крахмал 2.целлюлоза 3.глюкоза 4.гликоген
А6.Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является:
1.глюкоза 2.крахмал 3.гликоген 4.лактоза

А7. Укажите группу химических элементов, содержание которых в клетке составляет в сумме 98%

1) Н, О, S, P 2) Н, С, О, N 3) N, P, H, О 4) С, Н, К, Fe

А8. Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга

1. радикал    2) карбоксильная группа 3) аминогруппа 4) белок

А9. Какие из углеводов нерастворимы в воде

1.глюкоза   2) крахмал 3) фруктоза 4) рибоза

А10. В каком ответе все названные химические соединения являются белками?

1) сахароза, инсулин, урацил 2) фенилаланин, глюкагон, пепсин

3) глюкоза, фруктоза, гликоген 4) каталаза, глюкагон, кератин
А11. Молекулы жиров образуются:

1) из глицерина,высших карбоновых кислот 2) из глюкозы

3) из аминокислот,воды 4) из этилового спирта,высших карбоновых кислот

А12. Какое значение имеют жиры у животных?

1)теплорегуляция 2) источник энергии  3)источник воды   4)все перечисленное

Часть В ( выберите три верных ответа из шести предложенных)

В1. Какие функции в клетке выполняют углеводы?

1) Каталитическую 2) структурную 3) Энергетическую

4) запасающую 5) Двигательную 6) сократительную

В2. Вид химических связей, которые формируются при образовании различных структур белка:

1) водородные 2) ковалентные 3) ионные 4) гидрофобные 5) пептидные 6) металлические

В3. Установите соответствие между строением и функцией органического вещества и его видом:

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВЕЩЕСТВА

А. состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот 1. липиды

Б. состоят из остатков молекул аминокислот 2. Белки

В. Участвуют в терморегуляции

Г. Защищают организм от чужеродных веществ

Д. образуются за счет пептидных связей.

Е. Являются наиболее энергоемкими


С1. Перечислите не менее 3 свойств воды, и их значение в клетке.

Тест Химический состав клетки. 2 вариант. 10 класс

А1. На долю четырех химических элементов приходится 98%всего содержимого клетки. Укажите химический элемент, НЕ относящийся к ним.
1)О 2)Р 3)С 4)N

А2.У детей развивается рахит при недостатке:
1.марганца и железа 2.кальция и фосфора 3.меди и цинка 4.серы и азота
А3.Назовите дисахарид.
1)лактоза 2)фруктоза 3)крахмал 4)гликоген
А4. Как называется структура белка, представляющая собой спираль, которую свернута цепочка из аминокислот?
1)первичная 2)вторичная 3)третичная 4)четвертичная
А5.В клетках растений запасным углеводом является:
1.крахмал 2.целлюлоза 3.глюкоза 4.гликоген
А6.Наибольшее количество энергии выделяется при разложении 1 грамма:
1.жира 2.белка 3.глюкоза 4.углеводов
А7.Что является мономером белка?
1)азотистое основание 2)нуклеотид 3)аминокислота 4)урацил
А8. .Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков?

1)-20        2)-100 3)-23 4) 15

А9. В состав какого жизненно важного соединения входит железо?

  1. хлорофилла           2) ДНК 3) гемоглобина             4) РНК

А10. Какую долю в среднем  составляет в клетке вода?

1)80%                2) 1% 3) 20% 4) 50%

А11. Жиры выполняют в клетке функцию:

1)транспортную   2) энергетическую 3) каталитическую  4)информационную

А12. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

1)гидрофильные     2) амфифильные 3) аморфными 4) гидрофобные


Часть В ( выберите три верных ответа из шести предложенных)


В1. Липиды выполняют функции:

  1. Ферментативную 4) транспортную

  2. Энергетическую 5) запасающую

  3. Гормональную 6) передача наследственной информации


В2. Вода составляет значительную часть клетки, она…

1. регулирует процессы жизнедеятельности 2. обеспечивает клетку энергией

3. придает клетке упругость 4. способствует делению клетки

5. является универсальным растворителем 6. растворяет любые вещества

В3. Установите соответствие между особенностями и молекулами для которых они характерны.

ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ

А) хорошо растворяются в воде 1) моносахариды

Б) имеют сладкий вкус 2) полисахариды

В) сладкий вкус отсутствуют

Г) глюкоза, рибоза, фруктоза

Д) в воде нерастворимы

Е) крахмал, гликоген, хитин.

С1. Приведите примеры не менее трех химических элементов имеющих значение для организма человека. Ответ поясните.



Часть А – 1 балл (максимальное количество 12 баллов)

Часть В – 2 балла (максимальное количество 6 баллов)

Часть С – 3 балла (максимальное количество 3 балла)

Итого : 21 балл

Критерии оценивания:

19 - 21 балл – «5»

13 – 18 баллов – «4»

9 – 12 баллов – «3»

1 – 8 баллов – «2»

Тест «Неорганические соединения клетки»

1. Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке? а) 16; б)24; в) около 90; г) более 100.

2. «Элементы жизни» - это: а) натрий, калий, сульфур, хлор; б) оксиген, гидроген, нитроген, карбон; в) манган, купрум, цинк, кобальт; г) фосфор, феррум, карбон, кальций.

3. Производители зубной пасты добавляют в ее состав соединения фтора с целью а) воздействия на болезнетворные бактерии; б) придания зубам большей прочности; в) снижения кровоточивости десен; г) нормализации деятельности слюнных желез.

4. Снижение содержания ионов кальция в крови приводит к нарушению а) работы скелетных мышц; б) восприятия изображения глазом; в) всасывания питательных веществ в тонкой кишке; г) выделения мочи мочевым пузырем.

5. Больше всего воды содержится в клетках: а) младенца; б) молодого человека; в) взрослого человека; в) старика.

6. Гидрофобным веществам относится: а) соль; б) свиной жир; в) сахар; г) аминокислоты.

7. К гидрофильным веществам относится: а) подсолнечное масло; б) сахар; в) оливковое масло; г) бараний жир.






Лабораторная работа № 1
«Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах под микроскопом».

Цель:

рассмотреть клетки растений и животных на готовых микропрепаратах, находить черты сходства и отличия в строении растительных и животных клеток.

Оборудование:

микроскоп, готовые микропрепараты растительной (клетки эпидермиса лука), животной (эпителиальная ткань) клеток, учебник, таблицы.

Ход работы

1. Рассмотрите рис. 1, определите и запишите, под какими цифрами изображены растительные и животные клетки.



1 - клетки эпителия кишечника;

2 – бактерии (кокки, кишечная палочка, спириллы со жгутиками на концах тела);

3 – диатомовая водоросль;

4 – мышечная клетка;

5 – нервная клетка;

6 – одноклеточная водоросль

7 – клетки печени;

8 – инфузория;

9 – эритроциты человека;

10 – клетки эпидермиса лука;

11 – жгутиконосец.







2. Зарисуйте клетки эпителия кишечника и клетки эпидермиса лука, подпишите детали их строения.






3. Рассмотрите рис. 4, найдите черты сходства и отличия в строении растительной и животной клетки, данные занесите в таблицу.

Сравнение строения клеток растений и животных

Органоиды клеток

Растительная клетка

Животная клетка


















4.

Вывод.

Тест «Строение и функции белков»

1. Какие вещества синтезируются в клетках человека из аминокислот?

А) фосфолипиды Б) углеводы В) витамины Г) белки

2. Мономерами молекул каких органических веществ являются аминокислоты? А) белков Б) углеводов В) ДНК Г) липидов

3. В основе образования пептидных связей между аминокислотами в молекуле белка лежит: А) принцип комплементарности Б) нерастворимость аминокислот в воде В) растворимость аминокислот в воде Г) наличие в них карбоксильной и аминной групп

4. Водородные связи между СО- и NН-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры: А) первичной

Б) вторичной В) третичной Г) четвертичной

5. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка? А) гидрофобные между радикалами аминокислот Б) водородные между полипептидными нитями В) пептидные между аминокислотами Г) водородные между –NH- и –СО- группами

6. Последовательность и число аминокислот в полипептидной цепи – это: А) первичная структура ДНК Б) первичная структура белка В) вторичная структура ДНК Г) вторичная структура белка

7. Третичная структура молекулы белка имеет форму: А) спирали Б) глобулы В) клубка Г) нити

8. Четвертичная структура молекулы белка – это: А) спираль Б) нить

В) глобула Г) несколько объединенных глобул.

9. Нарушение структуры молекулы белка – это А) денатурация Б) репликация В) транскрипция Г) ренатурация

10. Защитную функцию в организме выполняют белки, которые: А) осуществляют иммунные реакции Б) способны к сокращению В) осуществляют транспорт кислорода Г) ускоряют реакции обмена веществ

11. Процесс восстановления природной структуры белка после ее нарушения – это: А) денатурация Б) репликация В) транскрипция Г) ренатурация



Тестовые задания по теме «Биосинтез белка»


БЛОК 1:

1. Что является мономерами белков:

А) нуклеотиды; Б) моносахариды;

В) аминокислоты; Г) карбоновые кислоты.


2. Какие особые связи образуются между аминокислотами в первичной структуре белка:

А) пептидные; Б) водородные;

В) дисульфидные; Г) сложноэфирные.


3. Где хранится информация о структуре белка:

А) в АТФ; Б) в ДНК; В) в РНК; Г) в цитоплазме.


4. Какие органические вещества могут ускорять процесс синтеза белка:

А) гормоны; Б) антитела; В) гены; Г) ферменты.

5. Какую основную функцию выполняют белки в клетке:

А) энергетическую ; Б) защитную; В) двигательную; Г) строительную.


БЛОК 2:

1. Материальным носителем наследственной информации в эукариотической клетке является:

1)иРНК 3) ДНК

2) тРНК 4) хромосома

2. В гене закодирована информация о:

1) строении белков, жиров и углеводов

2) первичной структуре белка

3) последовательности нуклеотидов в ДНК

4) последовательности аминокислот в 2-х и более молекулах белков

3. Репликация ДНК сопровождается разрывом химических связей:

1) пептидных, между аминокислотами

2) ковалентных, между углеводом и фосфатом

3) водородных, между азотистыми основаниями

4) ионных, внутри структуры молекулы

4. Сколько новых одинарных нитей синтезируется при удвоении одной молекулы ДНК:

1) четыре 2) одна 3) две 4) три

5. При репликации молекулы ДНК образуется:

1) нить, распавшаяся на отдельные фрагменты дочерних молекул

2) молекула, состоящая из двух новых цепей ДНК

3) молекула, половина которой состоит из нити иРНК

4) дочерняя молекула, состоящая из одной старой и одной новой цепи ДНК




БЛОК 3:

1. Если нуклеотидный состав ДНК — АТТ-ГЦГ-ТАТ, то нуклеотидный состав иРНК:

1) ТАА-ЦГЦ-УТА 3) УАА-ЦГЦ-АУА

2) ТАА-ГЦГ-УТУ 4) УАА-ЦГЦ-АТА

2. Если аминокислота кодируется кодоном УГГ, то в ДНК ему соответст­вует триплет:

1)ТЦЦ 2)АГГ 3)УЦЦ 4)АЦЦ

3. Один триплет ДНК несет информацию о:

1) последовательности аминокислот в молекуле белка

2) месте определенной аминокислоты в белковой цепи

3) признаке конкретного организма

4) аминокислоте, включаемой в белковую цепь

4. Код ДНК вырожден потому, что:

1) один код он кодирует одну аминокислоту

2) один кодон кодирует несколько аминокислот

3) между кодонами есть знаки препинания

4) одна аминокислота кодируется несколькими кодонами

5. Эволюционное значение генетического кода заключается в том, что он:

1) триплетен 2) индивидуален 3) универсален 4) вырожден


БЛОК 4:

1. Синтез иРНК начинается с:

1) разъединения ДНК на две нити

2) взаимодействия фермента РНК — полимеразы и гена

3) удвоения гена

4) распада гена на нуклеотиды

2. Транскрипция — это процесс:

1) репликации ДНК 2) синтеза иРНК 3) синтеза белка

4) присоединения тРНК к аминокислоте

3. Матрицей для синтеза молекулы иРНК при транскрипции служит:

1) вся молекула ДНК

2) полностью одна из цепей молекулы ДНК

3) участок одной из цепей ДНК

4) в одних случаях одна из цепей молекулы ДНК, в других– вся молекула ДНК.

4. Транскрипция происходит:

1) в ядре 2) на рибосомах 3) в цитоплазме 4) на каналах гладкой ЭПС

5. Определи последовательность нуклеотидов иРНК, если известна

последовательность нуклеотидов ДНК

ДНК РНК

А – Т ?

Т – А ?

Г - Ц ?

Ц – Г ?

Ц – Г ?

Г – Ц ?


БЛОК 5:

1. Соотнесите вещества и структуры, участвующие в синтезе белка с их функциями.


ВЕЩЕСТВА И СТРУКТУРЫ

ФУНКЦИИ

1) Участок ДНК

2) иРНК

3) РНК — полимераза

4) Рибосома

5) Полисома

6)АТФ

7) Аминокислота

А) Переносит информацию на рибосомы

Б) Место синтеза белка

В) Фермент, обеспечивающий синтез иРНК

Г) Источник энергии для реакций

Д) Мономер белка

Е) Ген, кодирующий информацию о белке

Ж) Место сборки одинаковых белков



КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ:

1. Выберите три правильно названных свойства генетического кода.

A) Код характерен только для эукариотических клеток и бактерий

Б) Код универсален для эукариотических клеток, бактерий и вирусов

B) Один триплет кодирует последовательность аминокислот в молеку­ле белка

Г) Код вырожден, так аминокислоты могут кодироваться несколькими кодонами

Д) Код избыточен. Может кодировать более 20 аминокислот

Е) Код характерен только для эукариотических клеток

2. Постройте последовательность реакций биосинтеза белка.

A) Снятие информации с ДНК

Б) Узнавание антикодоном тРНК своего кодона на иРНК

B) Отщепление аминокислоты от тРНК

Г) Поступление иРНК на рибосомы

Д) Присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента

3. Постройте последовательность реакций трансляции.

A) Присоединение аминокислоты к тРНК

Б) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

B) Присоединение иРНК к рибосоме

Г) Окончание синтеза белка

Д) Удлинение полипептидной цепи

4. Найдите ошибки в приведенном тексте.

1. Генетическая информация заключена в последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот. 2. Она передается от иРНК к ДНК. 3. Генетический код записан на «языке «РНК». 4. Код состоит из четырех нуклеотидов. 5. Почти каждая аминокислота шифруется более чем одним кодоном. 6. Каждый кодон шифрует только одну аминокис­лоту. 7. У каждого живого организма свой генетический код.







Ответы:

Блок1- 1В 2А 3Б 4Г 5Г

Блок2- 1-3 2-2 3-3 4-3 5-4

Блок3- 1-3 2-4 3-4 4-4 5-3

Блок4 1-2 2-2 3-3 4-1 5-А

У

Г

Ц

Ц

Г

Блок5 1-Е 2-А 3-В 4-Б 5-Ж 6-Г 7-Д

Контрольный тест: 1-БГД 2-АГБВД 3-ВАБДГ 4- 2,4,7
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!