I. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин.) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Взаимное приветствие. Организует позитивный настрой учащихся на урок - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами изучим одну из самых интересных тем в биологии, а какую вы мне сейчас поможете определить. Выскажите свои предположения, какова тема нашего урока? Запишите тему нашего урока в тетрадь. Слайд 2 с темой урока. Давайте посмотрим на тему урока и сформулируем цель урока! | Приветствуют учителя. Устанавливают первичный контакт с учителем.- Здравствуйте! Прослушивают стихотворение. - Я считаю, что тема нашего урока «Клетка» Записывают тему в тетрадь: Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. - Познакомиться со строением клеток, с историей их изучения, с методами изучения, выделить сходства и отличия растительной и животной клеток. | Коммуникативные вступают в диалог Метапредметные Умение настраиваться на работу, саморегуляция |
Методический комментарий. При проведении приветствия рекомендуется параллельно проверить наличие на партах учебных принадлежностей. Обеспечить наличие момента целеполагания. |
II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия (5 мин.) |
- Давайте еще раз обратимся к стихотворению, которое помогло нам определить тему урока. О какой беде говорилось в его содержании? слайд 3. - Какой прибор нам необходим, для изучения клеток? значит, какой метод изучения клеток применяется в большей степени? запишем новый термин в словарик - Чтобы изучить клетку нам необходимо вспомнить устройство светового микроскопа, выполним задание. У вас на партах лежат Инструктивные карты на сегодняшний урок. Найдите первое задание, в котором необходимо подписать части светового микроскопа. - Теперь проведем взаимопроверку, меняемся листочками, проверяем и оцениваем согласно критериям на слайде своего соседа по парте. слайд 4 | Учащийся цитирует строчку стихотворения: – Не удастся никогда нам увидеть клетку глазом… – Микроскоп - Метод микроскопии Подписывают части светового микроскопа. Проводят взаимопроверку | Познавательные |
Методический комментарий. |
III. Этап постановки проблемы (1 мин.) |
- А теперь представим, что мы уменьшились в размерах в тысячи раз и нам удалось проникнуть во внутрь взрослого организма человека, скажите, что мы там увидим? - Так вот, в клетках тоже есть свои органы, но они настолько малы, что их называют не органы, а органоидами. – ЗАПИСАТЬ В СЛОВАРИК А какие органоиды живут в клетках, вы сейчас изучите в группах | - Внутри человеческого организма, как и любого другого, мы можем увидеть сердце, почки, легкие – все это органы. | Познавательные |
Методический комментарий. |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения (4 мин.) |
- Для того, чтобы нам достигнуть цель по изучению клетки мы делимся на группы: 1й ряд « Исследователи» работают в парах и изучают строение клеток с использованием светового микроскопа, выполняет все, согласно инструктивной карте. 2й ряд «Физиологи» анализируют текст учебника и выделяют функции органоидов клетки. 3й ряд «3D дизайнеры» занимаются моделированием растительной и животной клеток с использованием пластилина и выделяют существенные отличия растительной и животной клеток. | Слушают задание учителя, знакомятся с инструктивными картами. | Регулятивные |
Методический комментарий. |
V. Этап реализации построенного проекта (20 мин. – 10 на работу, 10 на ответы) |
Выслушаем отчеты о проделанной работе. | 1й ряд – Нашей задачей было изучение клеточного строения кожуры лука с использованием светового микроскопа. В ходе работы мы выяснили, что кожура лука состоит из бесцветных клеток, которые сверху покрыты клеточной мембраной (оболочкой), внутри располагается цитоплазма и ядро. 2й ряд - Проанализировав текст учебника, мы выяснили, что клеточная мембрана ограничивает внутреннее содержимое клетки и защищает от неблагоприятных воздействий, поддерживает форму. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие. Генетический аппарат (ядро) контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность к воспроизведению. 3й ряд - Нашей задачей было моделирование растительной и животной клеток, а также их сравнение. Мы выяснили, что растительная клетка отличается от животной наличием пластид, они бывают бесцветными или окрашенными (например, хлоропласты придают зеленый цвет растению); наличием вакуолей (клеточный сок, который может содержать разные пигменты); наличие клеточной стенки (является наружным скелетом и определяет форму клетки). | Познавательные Преобразовывают информацию из одного вида в другой Вычитывают все уровни текстовой информации Коммуникативные Работа в парах Регулятивные Построение плана своих действий Познавательные Преобразовывают информацию из одного вида в другой |
Методический комментарий. После обсуждения провести физкультминутку. |
VI. Этап первичного закрепления во внешней речи (2 мин.) |
- Для закрепления основных понятий мы сейчас прочтем следующий отрывок стихотворения. Читаем и проговариваем вместе вслух. | Органоиды запомнить Сегодня вовсе не беда: Ядро, мембрана, цитоплазма – Основа клетки навсегда! | Коммуникативные Читательская компетенция |
Методический комментарий. Обратить внимание на проговаривание вслух каждого ученика (выполнить хором), акцентировать внимание на основных моментах. |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2 мин.) |
- А теперь поиграем с вами в саперов. У вас есть поле для определения верного или неверного утверждения и 5 утверждений, правильность которых вам необходимо определить Выполните самопроверку (информация правильные ответы даются учителем) Кто выполнил без ошибок, поднимите руки? у кого одна –ошибка? 2? у кого 3 и более? | - Выполняют задание на определение верного или неверного утверждения. Выполняют самопроверку и оценивают себя. | Регулятивные Самопроверка по предоставленным критериям |
Методический комментарий. Проанализировать степень усвоения вышеизложенного материала, по результатам выполнения задания на самопроверку, с целью доработки неусвоенных моментов и для подбора индивидуальных заданий. |
VIII. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания (2 мин.) |
Заполним таблицу и сопоставим наличие органоидов растительной и животной клеток - Проанализировав таблицу, подумайте, почему мы можем утверждать, что все живое имеет единство происхождения и что доказывает их родство? Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | Работают с таблицей - Я считаю, что мы можем говорить о единстве происхождения живых организмов, так как все живые организмы построены их клеток и для всех клеток характерны: клеточная мембрана, ядро и цитоплазма. | Познавательные |
IX. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности (1 мин.) |
«Лестница успеха» слайд А теперь оценим свою работу на уроке и выясним, все ли вам было понятно в течение урока. Предлагаю выбрать одну из ступенек лесенки успеха. | | Регулятивные Осознают конечный результат |
Методический комментарий. Провести анализ «Лестницы успеха», чтобы выявить, у кого возникли сложности с пониманием новой темы и, чтобы скорректировать план работы на следующий урок с учетом возникших трудностей. |
X. Этап домашнего задания (1 мин.) |
- Открываем дневники, записываем домашнее задание: Параграф 8 , стр. 30 - 36, смоделировать клетку (материалы любые на выбор пластилин, цветная бумага, ткань, нитки и т.д), индивидуальное задание для…… Подготовить сообщение на тему «История изучения клетки». – Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию? | Открывают дневники, записывают домашнее задание в дневники. - Вопросов нет. | Регулятивные Отрабатывают системность |
Методический комментарий. Проконтролировать записи в дневники у каждого учащегося. |