СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Просмотр содержимого документа
«Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.»

Разработка учебного занятия по предмету биология по теме: Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Класс: 5

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: урок-исследование

Цель урока: обеспечение наличия системы знаний о строении клетки, через проведение несложных биологических экспериментов.

Задачи:

• сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях, клеточной стенке;

• продолжить формирование умения работать с микроскопом;

• научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки;
• узнать методы изучения клетки

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: учащиеся систематизируют знания о строении клетки, выделяют существенные отличия растительной клетки от животной, называют методы исследования клетки, проводят не сложные биологические опыты по изучению строения клетки с использованием микроскопа.

Регулятивные УУД: учащиеся формулируют учебные задачи как шаги к поставленной цели, прогнозируют и планируют свои действия при проведении опытов.

Коммуникативные УУД: у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности и при проведении несложных биологических опытов.

Предметные результаты: у учащихся формируются понятия о строении клетки; учащиеся учатся готовить микропрепарат чешуи кожицы лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради, называют методы изучения клетки; называют черты сходства и отличия растительной и животной клеток, и доказывают, что клеточное строение подтверждает единство живой природы.

Личностные результаты: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового.

Источники информации: Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 5-6 классы. Учебник / М.: Просвещение, 2018 г. Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. Уроки биологии. 5—6 классы. / М: Просвещение, 2018 г.

http://biology-online.ru/uroki/media/uvelichitelnye-pribori-6klass/shema-mikroskopa.swf

http://biology-online.ru/uroki/media/kletka-tkany-vse-klassy/stroenie-rastytelnoy-kletki.swf

Оборудование: учебно-методическое ­– учебник, рабочая тетрадь, гербарные материалы; техническое – мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»; лабораторное оборудование: микроскопы, предметные/покровные стекла, лук, пипетки.

Ход урока

I. Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин.)

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД

Взаимное приветствие. Организует позитивный настрой учащихся на урок - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами изучим одну из самых интересных тем в биологии, а какую вы мне сейчас поможете определить.

Выскажите свои предположения, какова тема нашего урока?

Запишите тему нашего урока в тетрадь. Слайд 2 с темой урока.

Давайте посмотрим на тему урока и сформулируем цель урока!

Приветствуют учителя. Устанавливают первичный контакт с учителем.- Здравствуйте!

Прослушивают стихотворение.

- Я считаю, что тема нашего урока «Клетка»


Записывают тему в тетрадь: Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.








- Познакомиться со строением клеток, с историей их изучения, с методами изучения, выделить сходства и отличия растительной и животной клеток.

Коммуникативные

вступают в диалог

Метапредметные

Умение настраиваться на работу, саморегуляция

Методический комментарий. При проведении приветствия рекомендуется параллельно проверить наличие на партах учебных принадлежностей. Обеспечить наличие момента целеполагания.

II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия (5 мин.)

- Давайте еще раз обратимся к стихотворению, которое помогло нам определить тему урока. О какой беде говорилось в его содержании? слайд 3.

- Какой прибор нам необходим, для изучения клеток? значит, какой метод изучения клеток применяется в большей степени? запишем новый термин в словарик

- Чтобы изучить клетку нам необходимо вспомнить устройство светового микроскопа, выполним задание. У вас на партах лежат Инструктивные карты на сегодняшний урок. Найдите первое задание, в котором необходимо подписать части светового микроскопа.

- Теперь проведем взаимопроверку, меняемся листочками, проверяем и оцениваем согласно критериям на слайде своего соседа по парте. слайд 4

Учащийся цитирует строчку стихотворения:

– Не удастся никогда нам увидеть клетку глазом…












– Микроскоп

- Метод микроскопии



Подписывают части светового микроскопа.




Проводят взаимопроверку

Познавательные










Методический комментарий.

III. Этап постановки проблемы (1 мин.)

- А теперь представим, что мы уменьшились в размерах в тысячи раз и нам удалось проникнуть во внутрь взрослого организма человека, скажите, что мы там увидим? 

- Так вот, в клетках тоже есть свои органы, но они настолько малы, что их называют не органы, а органоидами. – ЗАПИСАТЬ В СЛОВАРИК А какие органоиды живут в клетках, вы сейчас изучите в группах 

- Внутри человеческого организма, как и любого другого, мы можем увидеть сердце, почки, легкие – все это органы.



Познавательные



Методический комментарий.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения (4 мин.)

- Для того, чтобы нам достигнуть цель по изучению клетки мы делимся на группы:

1й ряд « Исследователи» работают в парах и изучают строение клеток с использованием светового микроскопа, выполняет все, согласно инструктивной карте.

2й ряд «Физиологи» анализируют текст учебника и выделяют функции органоидов клетки.

3й ряд «3D дизайнеры» занимаются моделированием растительной и животной клеток с использованием пластилина и выделяют существенные отличия растительной и животной клеток.

Слушают задание учителя, знакомятся с инструктивными картами.

Регулятивные


Методический комментарий.

V. Этап реализации построенного проекта (20 мин. – 10 на работу, 10 на ответы)

Выслушаем отчеты о проделанной работе.

1й ряд

– Нашей задачей было изучение клеточного строения кожуры лука с использованием светового микроскопа. В ходе работы мы выяснили, что кожура лука состоит из бесцветных клеток, которые сверху покрыты клеточной мембраной (оболочкой), внутри располагается цитоплазма и ядро.

2й ряд

- Проанализировав текст учебника, мы выяснили, что клеточная мембрана ограничивает внутреннее содержимое клетки и защищает от неблагоприятных воздействий, поддерживает форму.

Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие.

Генетический аппарат (ядро) контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность к воспроизведению.

3й ряд

- Нашей задачей было моделирование растительной и животной клеток, а также их сравнение.

Мы выяснили, что растительная клетка отличается от животной наличием пластид, они бывают бесцветными или окрашенными (например, хлоропласты придают зеленый цвет растению); наличием вакуолей (клеточный сок, который может содержать разные пигменты); наличие клеточной стенки (является наружным скелетом и определяет форму клетки).

Познавательные



Преобразовывают информацию из одного вида в другой

Вычитывают все уровни текстовой информации







Коммуникативные

Работа в парах

Регулятивные

Построение плана своих действий


Познавательные

Преобразовывают информацию из одного вида в другой

Методический комментарий. После обсуждения провести физкультминутку.

VI. Этап первичного закрепления во внешней речи (2 мин.)

- Для закрепления основных понятий мы сейчас прочтем следующий отрывок стихотворения. Читаем и проговариваем вместе вслух.

Органоиды запомнить

Сегодня вовсе не беда:

Ядро, мембрана, цитоплазма

Основа клетки навсегда!


Коммуникативные

Читательская компетенция


Методический комментарий. Обратить внимание на проговаривание вслух каждого ученика (выполнить хором), акцентировать внимание на основных моментах.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2 мин.)

- А теперь поиграем с вами в саперов. У вас есть поле для определения верного или неверного утверждения и 5 утверждений, правильность которых вам необходимо определить

Выполните самопроверку (информация правильные ответы даются учителем)

Кто выполнил без ошибок, поднимите руки? у кого одна –ошибка? 2? у кого 3 и более?

- Выполняют задание на определение верного или неверного утверждения.

Выполняют самопроверку и оценивают себя.

Регулятивные

Самопроверка по предоставленным критериям

Методический комментарий. Проанализировать степень усвоения вышеизложенного материала, по результатам выполнения задания на самопроверку, с целью доработки неусвоенных моментов и для подбора индивидуальных заданий.

VIII. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания (2 мин.)

Заполним таблицу и сопоставим наличие органоидов растительной и животной клеток

- Проанализировав таблицу, подумайте, почему мы можем утверждать, что все живое имеет единство происхождения и что доказывает их родство? Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Работают с таблицей


- Я считаю, что мы можем говорить о единстве происхождения живых организмов, так как все живые организмы построены их клеток и для всех клеток характерны: клеточная мембрана, ядро и цитоплазма.


Познавательные


IX. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности (1 мин.)

«Лестница успеха» слайд

А теперь оценим свою работу на уроке и выясним, все ли вам было понятно в течение урока. Предлагаю выбрать одну из ступенек лесенки успеха.

Регулятивные

Осознают конечный результат

Методический комментарий. Провести анализ «Лестницы успеха», чтобы выявить, у кого возникли сложности с пониманием новой темы и, чтобы скорректировать план работы на следующий урок с учетом возникших трудностей.

X. Этап домашнего задания (1 мин.)

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: Параграф 8 , стр. 30 - 36, смоделировать клетку (материалы любые на выбор пластилин, цветная бумага, ткань, нитки и т.д), индивидуальное задание для…… Подготовить сообщение на тему «История изучения клетки».

– Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?

Открывают дневники, записывают домашнее задание в дневники.




- Вопросов нет.

Регулятивные

Отрабатывают системность


Методический комментарий. Проконтролировать записи в дневники у каждого учащегося.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!