СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клеточный уровень организации жизни (обобщающий урок), 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Клеточный уровень организации жизни (обобщающий урок), 11 класс»

Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень жизни (блок «Строение и функции клеток живого организма»)»


Цель: обобщить знания о клеточном строении живых организмов, создать условия для продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.


Предметные результаты:

Систематизировать знания о строении клетки растений, животных, бактерий; прокариот и эукариот.

Систематизировать знания о функциях основных частей и органоидов клетки.

Формировать мировоззрение о единстве происхождения всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.

Выработать навыки умений строить модели клеток, работать с представленной информацией.


Метапредметные и личностные:


Регулятивные:

Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять задачи учебной деятельности

Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно.


Познавательные:

Формировать умения анализировать, сравнивать (растительную, животную, бактериальную клетки), классифицировать, обобщать факты и явления (работа с учебником, анализ схем, иллюстраций, диалог с учителем, выполнение продуктивных знаний).


Коммуникативные:

Формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями данного урока

Умение владеть монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Умение оценивать свою деятельность


Ход урока

Технология

Ход урока

  1. Организация класса


А) приветствие




Б) постановка задач урока







В) нацеливание учащихся на конкретную работу






















  1. Работа по теме урока

1.Обобщение знаний

А) поисковая беседа с учениками



Б) презентация























































































В) анализ презентации



Фронтальная беседа











2.Моделирование клетки





Составление моделей























Анализ моделей














3. Строение клетки

А)актуализация знаний



























Б) составление схемы «Классификация органоидов»



4. Функции органоидов



а) работа с моделями



















































Б) формулирование вывода



В) формулирование общего вывода «Что такое клетка»





5. Рефлексия

Всем добрый день! Прошу занять свои места и приступить к уроку


У нас сегодня на уроке

«Обобщение знаний по теме «Клеточный уровень жизни (блок Строение и функции клеток живого организма»)»


Задачи урока вы видите на экране:

  • Систематизировать знания о строении клетки растений, животных, бактерий; прокариот и эукариот.

  • Систематизировать знания о функциях основных частей и органоидов клетки.

  • Показать единство всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.


Тема обозначена, задачи поставлены, приступаем к работе.

Несколько уроков назад мы с вами начали изучать главу «Клеточный уровень жизни». На протяжении этих уроков мы узнали много нового:

- о сложном строении клетки,

- об истории открытия и создания клеточной теории.

Сегодня мы должны подвести итог нашей работы.


Предлагаю работать по следующему плану:

  1. История развития клетки и создание клеточной теории (презентация)

  2. Моделирование клеток растений, животных, бактерий

  3. Строение и функции основных частей и органоидов клетки (схема, модели)

  4. Формулирование вывода: «Клетка – биосистема, клетка – структурная и функциональная единица жизни на Земле»

В ходе нашего урока будет учитываться личный вклад каждого участника, от чего и зависит общий результат по группе, Прошу всех работать активно.

У вас на столах лежат оценочные листы, по мере ответа прошу вносить данные по каждому заданию. В конце урока подведем итоги.

______________________________________________


Клетка. Кто она такая?

Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскопе или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятие жизни? Чтобы лучше это понять, давайте мысленно и зрительно вернемся в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».


«История развития науки о клетке»

17 век – век застоя и открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе.

В этом веке появилось целое племя прогрессивных естествоиспытателей, которые проникли в самые сокровенные тайны природы.

  • 1665г. – английский физик Роберт Гук, рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил целулы (ячейки), которые выстроились плотными рядами в его поле зрения!

  • 1680г.- голландский исследователь природы Антони ван Левенгук открывает клетки животных (эритроциты, сперматозоиды), а так же одноклеточные организмы.

Вот как он описывает одно из своих исследований

“Исследования многих микроскопистов в мире принимают довольно интересный оборот, мои открытия, думаю тоже к чему-то приведут.

Эта капелька застоявшейся воды, что стоит во дворе моем, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять или осмыслить, объяснить. Эти маленькие “зверушки” были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни. Да и по форме “зверушки” были довольно симпатичные: шарики, спирали, палочки, то по одному крутились, то по 2-3 в понятном только им танце”.

Много времени прошло с тех пор, отшумел 17 век, на смену пришел 18й, потом 19 век.

19 век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами, противоречиями.

Итальянец Мальпиги, англичанин Ян Пуркинье, немцы Шлейден и Шванн внесли свой вклад в историю изучения клетки.

К 30-м годам 19 века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Кто же сделал это?

Вот они выдающиеся деятели цитологии 19 века Шлейден и Шванн.

Вот, что пишет Шванн в своих воспоминаниях:

«На дворе 1839 год, знаменитый год в моей жизни, вот труд, созданный за многие лета моей жизни “Микроскопические исследования соответствии структуре и росту животных и растений”

Многим помогал мне, известный всем ботаник Шлейден, благодарен весьма я ему! Сотрудничая с ним, вот что у нас получилось. Зачитываю вам, почтенные граждане, весьма интересные постулаты из моей книги.

Постулат№1 : “Все организмы состоят из одинаковых в сущности частей, именно из клеток эти образуются и растут по одинаковым, в сущности, законам”

Постулат №2: “Каждая клетка в определенных границах есть индивидуальное некое самостоятельное целое. Но эти индивидуумы действуют совместно так, что возникает гармоническое целое. Все ткани состоят из клеток или образуются из клеток”

Постулат №3: “Общий принцип развития для элементарных частиц организма – клеткообразование. Вначале имеется бесструктурная неживая субстанция, да, да, именно она, которая лежит между клетками. Из этой субстанции по определенным законам образуются клетки”.

Так было создано истинное творение науки – клеточная теория Шлейдена и Шванна.



Середина 19 века: ученый Рудольф Вирхов опровергает последний постулат Шлейдена и Шванна:

“Кто читал мою книгу “Целлюлярная патология”, тот поймет, что третий постулат несовершенен, что заменит его новый из моего творения.

Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, должна была предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит от животного, растение – от растения”

Вот так идет история развития общества, от побед к поражениям, от провала к восхождениям. Сложна эта история, тернист путь познания науки. Но миг открытия всегда прекрасен.

______________________________________________


Давайте вместе попытаемся проанализировать увиденное и услышанное.

  • Какие изобретения человека способствовали появлению и развитию науки о клетке? (сконструирован микроскоп)

  • Кто впервые обнаружил ячеистое строение растительного организма и дал название “клетки” (Роберт Гук)

  • Кто впервые наблюдал и описал клетки животных? ( Антони ван Левенгук)

  • Какие ученые были основоположниками клеточной теории? (Шлейден и Шванн)

  • Какая ошибка и кем была обнаружена в клеточной теории?

(Вирхов, клетки происходят от клеток)

_______________________________________________


Ребята! Мы с вами знаем, что одним из методов в изучении биологии является моделирование.

Сегодня мы попробуем смоделировать клетку. На столах контуры клетки (мембрана и цитоплазма), разложены органоиды клетки, вырезанные из бумаги. Приглашаю по 2 человека с каждой группы


Модель клетки бактерии

Модель клетки растения

Модель клетки животного

  1. Цитоплазма

  2. Нуклеоид

  3. Рибосомы

  4. Мезосомы

  5. Карбоксисома

  6. Плазмиды

  7. Гранулы запасного вещества

  8. Цитоплазматическая мембрана

  9. Клеточная стенка

  10. Капсула

  11. Жгутиковый аппарат

  12. Пили

  1. Цитоплазма

  2. Ядро

  3. ЭПС

  4. Комплекс Гольджи

  5. Митохондрии

  6. Рибосомы

  7. Лизосомы

  8. Пластиды

  9. Цитоплазматическая мембрана

  10. Клеточная стенка

  1. Цитоплазма

  2. Ядро

  3. ЭПС

  4. Комплекс Гольджи

  5. Митохондрии

  6. Рибосомы

  7. Лизосомы

  8. Клеточный центр

  9. Цитоплазматическая мембрана



Пока ребята строят модели клеток, прошу остальных сложить схему «Классификация органоидов»

______________________________________________________


Прошу внимания! Вопросы:


1. Что общего у всех моделей клеток?

2. О чем говорят сходства.

3. Что отличает каждую модель?

4. О чем говорят отличия?

Вывод: Клетка является структурной единицей всего живого.



Актуализация знаний по вопросам:

  1. Назовите основные части клетки (цитоплазма, ядрооболочка)

  2. Назовите какие структурные компоненты входят в состав цитоплазматической мембраны (липиды, белки, сложные углеводы. Двойной билипидный слой пронизан белковыми молекулами. Гидрофильные головки фосфолипидов – наружу, гидрофобные хвосты – внутрь)

  3. Назовите особенности и функции мембраны (полупроницаемость, т.е.избирательность. Функции: барьерная, транспортная (интегральные белки), рецепторная (полуинтегральные белки), каталитическая (периферические белки)

  4. Какие особенности строения ядра клетки (двумембранная ядерная оболочка с порами, кариоплазма, одно или несколько ядрышек, хроматин)

  5. Назовите основные функции ядра? (хранение и передача наследственной информации, управляет биохимическими, физиологическими, морфологическими процессами)

  6. Назовите основные функции цитоплазмы (объединение всех клеточных структур, взаимодействие их друг с другом)

  7. Какие структурные компоненты входят в состав цитоплазмы? (органоиды, включения)

  8. Что такое органоиды? (постоянные структуры клетки, обеспечивающие выполнение специфических функций)

  9. Что такое включения? (Непостоянные структурные компоненты клетки)

____________________________________________________

  • Составление схемы «Классификация органоидов»

(Проверка, оценивание)

_____________________________________________________


При обобщении знаний функции органоидов придерживаться плана:

1. характеристика органоида (немембранные, одномембранные, двумембранные, наличие собственной ДНК)

2. функции.

Хар-ка органоида

Функции

ЭПС

Одномембранная

Шероховатая

гладкая

Транспорт веществ


Биосинтез белка

Синтез липидов, углеводов.

Аппарат Гольджи

Одномембранная

1. накопление, транспорт, удаление из клетки веществ.

2. формирование лизосом и клеточной оболочки

3. участие в выработке различных секретов, слизи, воска.

Лизосомы

Одномембранные

1. Внутриклеточное пищеварение высокомолекулярных соединений.

2.удаление отмерших частей клеток.

Рибосомы

Немембранные

Синтез белков

Пластиды

Двумембранная, имеет ДНК

Хлоропласты

Хромопласты

лейкопласты

 

 

Процессы фотосинтеза

Синтез пигментов

Накопление запасных веществ

Вакуоли

Одномембранная

1. Участвует в поглощении воды клеткой

2. Обеспечивает окраску цветков и плодов за счет накопления пигментов

3. накопление питательных веществ и продуктов обмена.

Митохондрии

Двумембранная, имеет ДНК

1. синтез АТФ

2. окисление органических веществ до СО2 и Н2О

Клеточный центр

Немембранная

Сборка микротрубочек, образование ресничек и жгутиков и нитей веретена деления.

Цитоскелет

Немембранные


Белковые волокна=филаменты, микротрубочки

1. Определяет трехмерное распределение органоидов в клетке.

2. сохраняет определенную форму клетки

3. осуществляет направление и координированные движения клеток и органоидов внутри нее

4. обеспечивает передачу сигналов.

5. принимает участие в регуляции обмена веществ.



Вывод: 

В состав клетки входят как основные части,

так и органоиды взаимосвязанные между собой.

Части и органоиды клетки выполняют в ней разные функции.


Клетка – это функциональная единица живого.




Клетка – это структурная, функциональная единица всего живого

Клетка – это биосистема.

В нее входят основные части клетки и органоиды взаимосвязанные между собой. Части и органоиды выполняют разные функции, обеспечивая основные процессы жизнедеятельности – рост, развитие, обмен веществ.


Подведение итога урока:

  1. История развития клетки и создание клеточной теории (презентация, фронтальная беседа)

  2. Моделирование клеток растений и животных, бактерий

  3. Строение и функции основных частей и органоидов клетки (схема, модели)

  4. Формулирование вывода: «Клетка – биосистема, клетка – структурная и функциональная единица жизни на Земле»


Прошу заполнить оценочные листы, выставить объективные оценки каждому участнику группы, учитывая его вклад в общий итог.


Отметить наиболее отличившихся ребят.



Используемая литература:

  1. Интернет ресурсы

  2. Учебник под редакцией проф.И.Н.Пономаревой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!