СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Климат и погода"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Климат и погода".

Просмотр содержимого документа
«"Климат и погода"»


Урок " Климат. Климатообразующие факторы". Зависимость от географической широты

Цель урока:

Создать условия для формирования у учащихся представлений о погоде и погодных условиях, уточнить знание названий погодных явлений в природе. умение работать в парах, вести диалог.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Раскрыть зависимость климата от географической широты.

  2. Показать, как влияет высота местности над уровнем моря на климат.

  3. Дать знания, о влиянии океанов и направления ветра на климат.

  4. Рассмотреть влияние человеческого фактора и рельефа на климат.

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса, речи, памяти, мышления.

  2. Развивать умение по имеющимся факторам погоды давать характеристику климата своей погоды.

Воспитательные:

  1. Формирование научно-материалистического мировоззрения.

  2. Экологическое.

  3. Воспитание любви к своей Родине.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

  • Разобрать понятия «погода», «климат», их отличия. Причины, влияющие на формирование климата и изменение погоды.

  • Научить устанавливать  причинно-следственные связи между элементами погоды и явлениями погоды.

  • Продолжить формировать аналитические способности и познавательный интерес учащихся,  умение работать с разными источниками информации.

  • Поднять эмоциональный настрой учащихся, используя музыку и стихи. Прививать любовь к географии и заинтересованность в изучении предмета.

Ученики будут знать: зависимость климата от географической широты, циркуляции, рельефа, океанов

Ученики будут уметь: приводить примеры влияния климатообразующих факторов на климат

Оборудование: презентация: музыкальные фрагменты – Вивальди «Времена года», иллюстрации художников , раздаточный материал – кроссворды, календарь. Опережающее домашнее задание-стихи о временах года

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие. Готовность к уроку.

-Прежде чем мы продолжим работу, решите, пожалуйста, кроссворд и подумайте, какая сегодня у нас тема урока.

Кроссворд «Погода»



1


2







3







4








5




































ПО ГОРИЗОНТАЛИ

3. Большое, яркое , греет летом. 5. Осадки в виде частиц льда.

ПО ВЕРТИКАЛИ

1. С неба капает уныло. Всюду мокро, всюду сыро. 2. Бел, да не сахар. Нет ног, а идет. 4. природное явление, при котором образуется электрический разряд

-Слово учителя. Прочтите, пожалуйста, ответы. (учащиеся зачитывают ответы кроссворда) Ребята, для вас я прочитаю стихотворение Андрея Усачёва. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: Какая у нас сегодня тема урока? (Учитель \или подготовленный ученик / читает стихотворение и на карте/глобусе показывает климатические зоны)

Ах, как же прекрасна наша планета!
Вот — белая лента,
Вот — синего цвета,
А вот голубеет под ней полоса...
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней — в КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу ПОЛЯРНЫЙ увидите пояс.
А что означает пояс ПОЛЯРНЫЙ?
Там климат суровый и жутко коварный:
Холодные ветры летят как ножи,
И мерзнут медведи, и даже моржи.

Чуть ниже — пояс УМЕРЕННЫЙ,
И климат в нем тоже нужный:
Не то чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.

Еще ниже — пояс ТРОПИЧЕСКИЙ.
Там даже зимою тепло,
И снег видят люди, практически,
Не чаще, чем НЛО.

А в поясе ЭКВАТОРИАЛЬНОМ,
Самом- жарком из поясов,
Все ходят в костюме купальном,
А дети - и без трусов!

Зачем же наш глобус так разрисован,
Располосован
И распоясован?
Зачем? —
Чтобы было ясней для народа,
Где климат какой,
И какая природа!

(Учащиеся называют тему урока ……………………………………………………………………………..

–Мы часто в повседневной жизни используем слово погода в нашей разговорной речи. А что вы понимаете под словом «погода»? (Ребята дают свои варианты ответов, обсуждаем) Подводим итог и записываем –

Погода  – это состояние тропосферы (Это они знают?) в данное время в данном месте

– А с помощью каких показателей мы характеризуем погоду. Чтобы вы смогли ответить на этот вопрос, посмотрите на слайде схему – «элементы погоды».

После просмотра ребята отвечают,  какие элементы характеризуют погоду и записывают их в тетрадь.

Слайд №


- В стихотворении мы с вами услышали еще одно слово « климат». Мы иногда слышим – «у нас такой -то климат», «мне не подходит этот климат». А что такое климат? (Ребята предлагают свои варианты ответов на этот вопрос, записываем в тетрадях определение).

Климат  (в переводе с греч. – «наклон») – многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

– Как вы думаете, есть ли на Земле места, где погода и климат всегда одинаковые?
Ребята отвечают, что да, есть такое место – это экватор. Записываем.

Погода и климат – одинаковые на экваторе! Там всегда тепло и жарко. А у нас выделяют сезоны года.


Слайд № Есть следующие сроки наступления сезонов года:

  • Календарные – 1 марта, 1 июня, 1 сентября, 1 декабря.

  • Астрономические – 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

  • Фенологические – зависят от географической широты (главные показатели весны –дата начала разрушения устойчивого снежного покрова и переход температур через - 5)

  • Климатические – весна начинается со среднесуточной температуры выше 0, лето выше + 15, осень  ниже + 15, зима ниже 0.

В каждой местности в основном используют фенологические сроки. У нас в КРЫМУ – это:

Слайд №

Время года

Срок наступления

Продолжительность

Лето

5 июня

 

Осень

24 августа

 

Зима

30 октября

 

Весна

26 марта

 

Давайте посчитаем по календарю продолжительность каждого сезона.
Лето – 80 дней. Осень – 67. Зима – 147. Весна – 71.
Такой видят  погоду метеорологи. А какой видят ее поэты? Композиторы? Художники? У нас сегодня несколько ребят получили особое задание. Пока ребята работают, звучит музыка Вивальди «Времена года». /НАРЕЗКУ музыки/

Зима

А.С. Пушкин

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.


Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.



Слайд № Карл Розен «Зимний пейзаж»





Весна

 Алексей Плещеев



Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

1872 г.


Слайд № Художник Владимир Ермилов «Весна пришла»



Лето

И. А . Бунин. Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Слайд № Владимир Орловский «Полдень



Осень

А.С. Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


СЛАЙД № Станислав Жуковский «Осень. Терраса».




Слово учителя . Меняются времена года, соответственно меняется и погода. А теперь давайте подумаем, почему изменяется погода? Иногда она меняется прямо на наших глазах – почему?

( учащиеся делают предположения и приходят к выводу , что всё зависит от ветра,из-за смены ветра). Записываем:
1. Главная причина изменения погоды –  смена направления ветра.

– А почему климат разный на разных территориях?  (Ребята отвечают, из-за географической широты). Записываем.

2. Климат зависит от географической широты


Чем дальше от экватора, тем меньше угол наклона солнечных лучей и тем холоднее.

– Что происходит с температурой с поднятием в горы (с высотой)?

3. Климат зависит от высоты местности над уровнем моря. Чем выше, тем холоднее.






Обсуждаем – как зависит температура воздуха и количество осадков в направлении от океана вглубь материка. Записываем.

Чем дальше от океана, тем холоднее зима,теплее лето и меньше осадков.

5. Зависимость климата от направления господствующих ветров.

Екатеринбург

1. с севера, Северного Ледовитого океана – приносит похолодание
2. с запада – с Атлантического океана – летом –похолодание, зимой –потепление
3. с юга – потепление

– Итак, мы с вами рассмотрели основные причины, от которых зависит климат. Назовите эти  причины:

1.
2.
3.
4.
5.

(ребята перечисляют)

Подводим итоги урока. ФРАГМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМА «ПРОСТОКВАШИНО» «В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрят». Выставляем оценки за работу на уроке.

– А теперь в качестве закрепления давайте заполним кроссворд

Задание на самоподготовку:

  • Выучить конспект

  • Подобрать пословицы, поговорки, приметы погоды.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!