Класс 7 Параграф 15
Тема: Климатические пояса
Цель: - выяснить влияние географической широты, подстилающей поверхности, удаленности территории от морей и океанов, морских течений, рельефа и циркуляции воздушных масс на климат;
- сформировать знания о климатических поясах и областях Земли;
-продолжить формирование умения работать с географическими картами, схемами и диаграммами.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о влиянии климатообразующих факторов на климат, о климатических поясах и областях Земли; формирование умений и навыков использования знаний о климате в повседневной жизни, самостоятельного оценивания климатических условий территории, соблюдения мер безопасности в случае стихийных бедствий, связанных с климатом.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с различными источниками географической информации – текстами, картами, схемами, климатическими диаграммами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Личностные: формирование познавательного интереса к разнообразию климатических условий на основе изучения материала параграфа; формирование способности к саморазвитию и самообразованию.
Основное содержание: роль климатических факторов в формировании климата, климатические пояса и области Земли, переходные пояса, климат западных и восточных побережных материков, климатические диаграммы.
Оборудование: физическая и климатическая карта мира, карта «Климатические пояса и области Земли, схема образования переходных климатических поясов.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
-
Проверка знаний
-
Назовите основные типы воздушных масс ( ответ- экватериальные, тропические, умеренные, арктические(антарктические)
-
Объяните, чем обусловлена смена воздушных масс над определенной территорией ( ответ – воздушные массы постоянно перемещаются вслед за солнцем: в июне – к северу, в январе – к югу. В результате на поверхности земли образуются территории, где в течении года господствует один тип воздушных масс и где воздушные массы сменяют друг друга по сезонам года).
-
Перечислите господствующие ветры и к объясните как они образуются.( пассаты, муссоны, бризы. Пассаты образуются из-за перепада давления в тропических областях обоих полушарий и на экваторе. Эти ветры под воздействием вращения Земли отклоняются: пассаты северного полушария дуют с северо-востока на юго-запад, а пассаты южного — с юго-востока на северо-запад. Они достаточно стабильны по температуре и влажности и являются одним из важнейших факторов в формировании климата. Муссоны образуются из-за перепадов давления, возникающих вследствие разницы температур. Отличительное свойство муссонов в том, что в теплое и холодное время года они направлены в противоположные стороны: с моря на сушу и с суши на море. Зимой над морем воздух теплее, чем над сушей, атмосферное давление над морем ниже, следовательно, муссоны направлены с суши в море. В теплое время года наоборот: воздух теплее над сушей, там образуется область пониженного давления. Муссоны в это время дуют на сушу и приносят с собой обильные осадки. Бризы, подобно муссонам, меняют свое направление на противоположное, однако происходит это с периодичностью в сутки. Это не слишком масштабные ветры, они образуются вблизи морей, океанов, крупных озер, рек. Днем воздух над сушей нагревается, теплый воздух поднимается вверх, и на его место приходит более прохладный, с воды. Ночью, напротив, над водой теплее, с суши сюда приходят более холодные воздушные массы. Таким образом, днем бриз дует с воды на сушу, а ночью — с суши на воду.
-
Изучение нового материала
Из курса географии 6 класса давайте вспомним основные климатообразующие факторы. Один из главных факторов - географическая широта. От географической широты зависит: 1- сезонность и зональность распределения солнечного тепла; 2- выпадение атмосферных осадков и их испарение. Географическая широта местности — главный фактор формирования климата. От неё зависят угол падения солнечных лучей, продолжительность освещённости, количество солнечного тепла и, соответственно, температура воздуха.
Так как географическая широта и температура воздуха изменяются от экватора к полюсам, закономерно изменяются и все остальные метеорологические показатели и климат в целом.
Разница в поступлении солнечного излучения на разных широтах непосредственно влияет на атмосферное давление и глобальный процесс циркуляции атмосферы. Постоянные и сезонные ветры влияют на движение воздушных масс, а вместе с ними — тепла и влаги.
Огромное влияние на климат оказывает характер подстилающей поверхности. Суша и вода нагреваются и остывают с разной скоростью. Океанический климат характеризуется небольшими амплитудами температур, высокой облачностью и обильными осадками. Континентальный климат отличается большими суточными и годовыми амплитудами температур, меньшей облачностью и осадками.
Сегодня мы узнаем:
- типы воздушных масс (ВМ), их свойства, формируемые ими типы климатов и их основные характеристики;
- факторы формирования климата, климатические пояса (КП) и области Земли.
Климатология (от «климат» и «логия») – наука, изучающая вопросы климатообразования, описания и классификации климатов земного шара, антропогенные влияния на климат.
Метеороло́гия (от греч. metéōros, атмосферные и небесные явления) – наука о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физических процессах. Значительная часть метеорологов занимается моделированием прогноза погоды, климата, исследованием атмосферы.
В России и на территории бывшего СССР использовалась классификация типов климата, созданная в 1956 году известным советским климатологом Б. П. Алисовым (Источник). Эта классификация учитывает особенности циркуляции атмосферы. Согласно этой классификации, выделяется по четыре основных климатических пояса на каждое полушарие Земли: экваториальный, тропический, умеренный и полярный (в северном полушарии – арктический, в южном полушарии – антарктический). Между основными зонами находятся переходные пояса — субэкваториальный пояс, субтропический, субполярный (субарктический и субантарктический). В этих климатических поясах, в соответствии с преобладающей циркуляцией воздушных масс, можно выделить четыре типа климата: материковый, океанический, климат западных и климат восточных берегов.
Основные климатические пояса соответствуют распространению четырех типов воздушных масс
Воздушная масса | Температура | Влажность |
Экваториальная | высокая | высокая |
Тропическая | высокая | низкая |
Умеренная | меняется по сезонам года | |
Арктическая и Антарктическая | низкая | низкая |
Организация работы учеников в группах ( работа с учебником)
Задание группам: дайте характеристику климатических поясов и оцените климат с позиции влияния на жизнь и деятельность населения, используя карту климатические пояса и области мира (с. 56 учебника ) и дополнительный материал:
Климатический пояс | ВМ | Особенности климата | Примеры адаптации человека | Приспособленность к особенностям климата |
экваториальный | ЭВМ | Жарко и влажно в течении года | Хижины из ветвей и листьев деревьев | Защищают от палящих лучей Солнца |
тропический | ТВМ | Жарко и сухо | Жилища кочевников из козьих шкур в форме шатра Длинные легкие накидки | Защита от сухого тропического воздуха Защищает от песчаных бурь |
умеренный | УВМ | Четкая выраженность смены вйремен года | Жилища деревянные, | Защищают зимой от холода, летом сохраняют прохладу |
Арктический антарктический | АВМ | Холодно в течении года | Меховые комбинезоны | Оберегают от холода |
Климатические пояса протягиваются в широтном направлении в соответствии с зональностью климата. Различают основные и переходные климатические пояса.
Основные пояса выделяют по господству зонального типа воздушных масс. В каждом полушарии — Северном и Южном — располагается по одному тропическому, одному умеренному и одному полярному (арктическому и антарктическому) поясу. Экваториальный пояс — один на оба полушария. Таким образом, на земной поверхности выделяются 7 основных климатических поясов. В каждом из них формируются свойственные только ему режимы температуры воздуха и выпадения атмосферных осадков.
Образование переходных климатических поясов
Между основными климатическими поясами образуются переходные: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический (всего 6 переходных поясов).
В переходных поясах происходит сезонная смена воздушных масс. Собственных воздушных масс переходные пояса не имеют. Летом сюда поступает воздушная масса соседнего пояса, расположенного ближе к экватору, а зимой — расположенного ближе к полюсу.
В субэкваториальный пояс летом приходят экваториальные воздушные массы, устанавливается жаркая и дождливая погода. Зимой наступает тропический воздух с жаркой и сухой погодой.
В субтропическом поясе летом жарко и сухо — господствует тропический воздух, а зимой приходят умеренные воздушные массы — температура понижается, идут дожди.
В субарктическом поясе летом господствуют умеренные воздушные массы, зимой — арктические. В субантарктический пояс летом приходят умеренные воздушные массы, зимой — антарктические.
С продвижением в глубь материков изменяется соотношение тепла и влаги. В пределах климатических поясов выделяют климатические области с разными типами климата: морским, континентальным, западных и восточных побережий. Например, тип климата с жарким сухим летом и прохладной дождливой зимой в пределах субтропического пояса называют средиземноморским.
Ученики сопоставляя карту « Климатических поясов мира» и карту «Климатических поясов и области Земли» , устанавливают температуру самого теплого и самого холодного месяце, преобладающее направление ветра и наносят на контурную карту границы климатических поясов.
В ходе урока выяснить , что разнообразие климатических условий определяют разные сочетания климатообразующих факторов.
Обратить внимание на карту «Климатические пояса мира» и назвать климатические пояса которые есть на нашей Земле.
-
Закрепление материала
Выполнить задание 5 -8 рубрики «Это я могу» на с. 55 учебника. ( на уроке)
-
Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы познакомились с новой темой
Какая тема нашего урока?
Назовите основные и переходные климатические пояса?
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какие трудности возникли у вас на уроке?
Домашнее задание: 1) изучить параграф 14; 2) ответить на вопросы и выполнить задание 1-4 на с. 55 учебника ( в тетради)
Приложение 1.
Карта климатических поясов.
Карточки для повторения
Карточка №1 1. Почему в области экватора у поверхности Земли атмосферное давление низкое, а в верхних слоях тропосферы высокое? 2. Определи в г.Браззавиль (Африка): температуру летнюю и зимнюю, количество выпадаемых осадков,атмосферное давление, постоянные ветры и преобладающие воздушные массы. |
Карточка №2 1. Перечисли широты, в которых располагаются пояса пониженного атмосферного давления, а в каких пояса повышенного давления. 2. Определить в г.Мельнбурн (Австралия): температуру летнюю и зимнюю, количество выпадаемых осадков,атмосферное давление, постоянные ветры и преобладающие воздушные массы. |
Карточуа №3.1.Назови основную причину образования поясов атмосферного давления. 2.Определить в г.Рио-де-Жанейро (Южная Америка): температуру летнюю и зимнюю, количество выпадаемых осадков,атмосферное давление, постоянные ветры и преобладающие воздушные массы. |
Карточка №4 1.С чем связано распределение облачности и осадков на Земле. 2. Определить в г.НЬЮ-Йорк: температуру летнюю и зимнюю, количество выпадаемых осадков, атмосферное давление, постоянные ветры и преобладающие воздушные массы. |
Карточка №5. 1.Установите соответствие между тепловыми поясами и географическими объектами, расположенными в их пределах: Пояс Объект 1) тропический А) О.Гренландия 2)Северный умеренный Б)полуостров Индостан 3)Северный полярный В)О. Тасмания 4)Южный умеренный Г) Японские острова 2. Определи в г.Санкт-петербург: температуру летнюю и зимнюю, количество выпадаемых осадков,атмосферное давление, постоянные ветры и преобладающие воздушные массы. |