I. Организационный момент | 2 | Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих | Слушают учителя и включаются в учебную деятельность | Фронтальная работа | Познавательные: отвечают на приветствие учителя Коммуникативные: слушают, взаимодействуют с учителем Регулятивные: настраиваются на рабочий лад | |
III. Целепологание | 5 | Целеполагание. Создание проблемной ситуации | Вспомним героев известного мультфильма. После того, как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой «Кажется дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пяточку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя. Кто рассуждал правильно. Работая в группах, через минуту вам предлагается проанализировать ситуацию и объяснить ответ.( каждой группе дается по 1 вопросу) 1 группа. Пятачок сказал, лучше махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке – коале. Давление воздуха там подходящее – в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался ( на него Винни Пух упал). ( не прав, в в центре Австралии осадков мало, но давление действительно высокое) 2 группа. Кролик рассуждал практически.» я известный овощевод,, и мне не безразлично будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот , что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух» ( кролик прав, давление низкое, воздух поднимается вверх, т.к. хорошо нагревается от земной поверхности, поднимаясь, он охлаждается и выпадают осадки 3 группа. « А вот мне дождик ни к чему – перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь – в Англии и зонтик купить» - заявила Сова. ( сова права в том, что в Англии действительно нужен зонтик, т. Как климат там морской и осадков выпадает много) 4 группа. « А я бы отправился на Северный пояс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится» - задумчиво размышлял ослик Иа. ( не прав, на северном поясе холодно, давление высокое и осадков выпадает мало) Подведем некоторые итоги. Мы узнали о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ. Из этой «мозаики» элементов климата необходимо составить целостную картину мира, и если мы правильно подберем и объединим элементы климата, то у нас получится портрет Земли, отображенный на карте « Климатические пояса Земли». Это и будет тема нашего урока. Цель – определить особенности климатических поясов Земли | Учащиеся работают в группе, формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока. | Групповая работа | Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях Познавательные: Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Выделять существенную информацию. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Регулятивные: оценивают свои возможности самостоятельной деятельности | Устные ответы, работа в тетрадях |
IV. Изучение нового материала | 18 | 1.Работа с презентацией, атласом 2.Работа с атласом 3.Работа с таблицей 4.Работа с атласом, учебником | Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса. Известный климатолог Алисов выделял 13 климатических поясов. Термин климатический пояс « Климатические пояса – это обширные, достаточно однородные по климату области Земли. Климатические пояса формируются под действием определенных ВМ. Используя карту атласа « климатические пояса земли» перечислите климатические пояса земли. Сколько климатических поясов выделяют на Земле? (13) Почему количество названий поясов не соответствует числу поясов на карте? (Шесть поясов повторяются дважды относительно экватора) Существуют два вида климатических поясов:основные и переходные ассмотрим особенности основных климатических поясов. 2.Какие ВМ формируются в районе экватора ( экв) каковы там погодные условия в течении года какие ВМ формируются в районе тропиков? какими свойствами обладают ТВМ? ( жаркие и сухие) какие ВМ господствуют в умеренных широтах? Какими свойствами обладают УВМ? ( свойства изменяются в течении года) какие ВМ господствуют в районе полюсов? какими свойствами обладают АВМ? ( холодные и сухие) В районе формирования ЭВМ выделяют экваториальный климатический пояс В районе формирования ТВМ – выделяют Тропический климатический пояс В районе формирования УВМ - выделяют умеренный климатический пояс В районе господства АрВМ и АнВМ - арктический и антарктический климатические пояса. Выпишите в тетрадь основные климатические пояса, используя карту климатические пояса и области мира. 3. Задание группам: дайте характеристику климатических поясов и оцените климат с позиции влияния на жизнь и деятельность населения, используя карту климатические пояса и области мира 4.Трудно себе представить, чтобы очень влажная и жаркая, покрытая лесами территория около экватора сразу переходила в тропическую пустыню. Поэтому, вполне естественно, что между основными климатическими поясами существуют переходные климатические пояса. - перечислите названия климатических поясов, которые у нас остались не названными - что общего в их написании ( приставка суб) - почему их называют переходными ( их формируют две воздушные массы) перечислите названия климатических поясов, которые у нас остались не названными - что общего в их написании ( приставка суб) - почему их называют переходными ( их формируют две воздушные массы) Приставка «суб» в переводе с латинского означает «под». Субэкваториальный пояс – подэкваториальный. Перемещение воздушных масс вслед за солнцем происходит в районе между тропическим и умеренным поясами и между умеренным и арктическим поясами - какие ВМ формируют субэкваториальный клим.пояс - какие ВМ формируют субтропический климатический пояс - Какие ВМ формируют субарктический (субантарктический) пояс Если посмотреть на карту, то мы увидим, что границы климатических поясов не проходят строго по параллелям и местами отклоняются то к северу, то к югу. Это объясняется тем, что на климат оказывает влияние рельеф, океаны, течения, суша. | 1. Слушают учителя, отвечают на вопросы, знакомятся с картой «Климатические пояса Земли» 2.Работают с картой атласа, отвечают на вопросы 3.Выполняют задание, комментируют, проверяют друг друга 4.Работают с картами атласа, отвечают на вопросы | 1. Фронтальная работа 2. Индивидуальная работа 3.Групповая работа 4.Фронтальная работа | Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группе Познавательные: Находят нужную информацию; анализируют и делают выводы Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | 1.Устные ответы 2. Работа с атласом 3.Работа с таблицей |
VI. Первичное осмысление и закрепле- ние изученного | 5 | Проверка усвоенного нового материала | Географический диктант в каком климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков длинная и суровая зима здесь сменяется коротким летом, связанным с приходом умеренных воздушных масс круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса Господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы. В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт. Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей. | Демонстрируют знания по теме | Индивидуальная работа | Познавательные: Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют выводы Коммуникативные: взаимодействуют в обсуждении ответов на вопросы, выражают свои мысли Регулятивные: Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль | Проверка выполнения задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений. Самооценка, самоанализ деятельности | Что нового узнали на уроке? Достигли ли поставленной цели? Что удалось/не удалось? Где могут пригодиться полученные знания? | Отвечают на вопросы, выставляют баллы полученные за урок | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, высказывают свое мнение об уроке Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем | Оценивание учащихся за работу на уроке |