СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клёпова Татьяна Ивановна

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

тематичнское планирование по биологии 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Клёпова Татьяна Ивановна»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вельяминовская средняя общеобразовательная школа






Рассмотрено «согласовано» «утверждаю»

На заседании МО заместитель директора поУВР директор

Протокол№ МБОУ Вельяминовская сош МБОУ Вельяминовская сош

От «___»_____201 г. _____________Тишкина Г.А. ________________Савин А.А.

«___»_______________201 г. «_____»_____________201 г.

Приказ№_______





ПРОГРАММА


По биологии в 8 классе


учителя


МБОУ Вельяминовская СОШ


Клёповой Татьяны Ивановны


первая квалификационная категория

2015-2016 уч год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 //., утверждённой Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Из них: лабораторных работ –6, контрольных работ – 1.


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического, тру­дового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьни­ков.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю. Из них: лабораторных работ – 16, контрольных работ – 4.



Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


Задачи:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



Рабочая программа является мобильной, открытой, возможно фактическое изменение тематического планирования за счёт часов резерва и некоторых тем курса



Результаты обучения курса «Биология. Человек. 8 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Методы обучения:  

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные. (по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ Глава 1(2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Требования ГОС

знать \понимать:

- историю становления наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья;

- методы анатомии, физиологии, психологии, гигиены;

- основные исторические этапы изучения человека, учёных, внесших большой вклад

в развитие анатомии.

уметь: - использовать методы науки для решения возникающих проблем.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора консультаций нужных специалистов.

Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного проис­хождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Требования ГОС

знать \понимать:

- систематическое положение человека;

- определение рудиментов и атавизмов;

- основные этапы исторического развития людей;

- основные расы;

- вред расистских теорий.

уметь: - определять черты сходства и различия основных предков людей;

- определять характерные отличия рас друг от друга;

- доказывать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям

находятся на одном уровне развития;

- обосновывать разницу между понятиями «раса», «народность», «народ», «нация».

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

. Общий обзор организма (1 ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Требования ГОС

знать /понимать:

- уровни организации живого организма;

- определение органа, системы органов.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

знать местоположение органов в собственном организме.

. Клеточное строение организма (3 ч)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные



процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физио­логического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Лабораторная работа № 1 1. Рассматривание клеток в микроскоп.

Лабораторная работа № 2 «Роль ферментов в организме»

Лабораторная работа № 3 «Изучение особенностей строения животных тканей» Требования ГОС знать /понимать:

- определение внешней и внутренней среды организма;

- основные органоиды клетки, их функции;

- основные жизненные процессы клетки;

- значение ферментов;

- определение ткани, основные виды тканей их строение и функции.

- определение нейрона, дендрита, аксона, нервного волокна, синапса;

- строение и свойства нейрона.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- сравнивать, проводить анализ конкретных связей между структурами и

функциями органов и органоидов клетки. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Т Е М А 3. Рефлекторная регуляция функций в организме (1 ч)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная ду­га. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значе­ние. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Пря­мые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Требования ГОС знать /понимать:

- состав центральной и периферической нервной системы;

- значение рефлексов в жизни человека;

- вклад И.М.Сеченова и И.М.Павлова в развитие учения о рефлексах.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- называть части рефлекторной дуги;

- делать вывод о значении рефлексов;

- объяснять действие прямых и обратных связей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА 4. Опорно-двигательная система (7 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их мак­ро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособ­ление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связан­ные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвиж­ные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их ре­гуляция. Понятие о



двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного со­кращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выяв­ление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суста­вов.

Демонстрации приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы:

№ 4. Микроскопическое строение костей.

№ 5 Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

№ 6 . Утомление при статической работе.

№ 7. Выявление нарушений осанки и плоскостопия (выполняется дома).

Требования ГОС

знать \понимать:

- состав опорно-двигательной системы, её функции;

- химический состав костей, макроскопическое и микроскопическое строение кости,

типы костей, их строение и функции;

- определение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции;

- особенности строения скелета человека связанные с прямохождением, трудовой деятельностью;

- типы соединения костей, их функции;

- макроскопическое и микроскопическое строение мышц;

- основные мышцы человеческого тела;

- функции мышц и нервной системы при движении человека;

- понятие двигательной единицы;

- особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе;

- методы самоконтроля и коррекции осанки;

- отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- определять типы соединения костей;

- приводить пример мышц антагонистов и синергистов;

- различать повреждение суставов, костей и растяжение связок;

- определять плоскостопие, искривления позвоночника;

- разъяснять суть тренировочного эффекта;

- приводить пример условий повышения работоспособности мышц и причины их

утомления;

- разъяснять особенности регуляция деятельности опорно-двигательной системы,

влияние ритма и нагрузки на работу мышц, причины их утомления;

- доказывать родство человека и животных;

- устанавливать взаимосвязь строение частей скелета и выполняемых им функций.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения

в окружающей среде;

- оценки влияния физических упражнений на опорно-двигательную систему человека;


- профилактики плоскостопия, искривления позвоночника;

- распределения двигательной нагрузки в соответствие с самочувствием, полом

и возрастом;

- предупреждения травматизма;

- оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах суставов,

переломах.

ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лим­фа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и формен­ные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Спе­цифический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной за­щите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болез­ни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа № 8

. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Требования ГОС знать \понимать:

- состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства;

- состав, строение и функции крови;

- роль свертывания в предохранении организма от потери крови;

- значение переливания крови, постоянства солевого состава;

- защитные свойства организма, виды иммунитета;

- понятие о тканевой совместимости, I, II, III и IY группах крови;

- понятия: резус фактор, донор, реципиент.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- характеризовать состав внутренней среды;

- находить взаимосвязь компонентов внутренней среды;

- определять форменные элементы крови;

- распознавать инфекционные болезни;

- находить взаимосвязь внутренней среды организма с внешней;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызванных бактериями

и вирусами; предупреждения травматизма, ВИЧ-инфекций; профилактики

инфекционных заболеваний;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организ­ме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровооб­ращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Довра­чебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация приемов измере­ния артериального давления, приемов останов­ки кровотечений.

Лабораторные работы № 9-11

9. Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

10. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

11. Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку (дома)

Требования ГОС знать \понимать:

- особенности строения и функционирования кровеносной и лимфатической систем, их

роль в организме;

- причины движения крови и лимфы;

- понятия: кровяное давление и пульс;

- фазы работы сердца;

- особенности регуляции деятельности сердца и сосудов;

- влияние физических упражнений на работу сердечнососудистой системы;

- последствия гиподинамии, алкоголизма и курения.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- распознавать виды кровотечений;

- подсчитывать число пульсовых ударов;

- с помощью функциональных проб определять степень тренированности своей

сердечнососудистой системы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма);

- оказания первой помощи при кровотечениях;

- оказания первой доврачебной помощи при нарушении сердечной деятельности;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА 7. Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздуш­ной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при уду­шении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологи­ческая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани ; приемов искусственного дыхания.

Лабораторная работа № 12

« Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Кровеносная и дыхательная системы».

Требования ГОС знать \понимать:

- особенности строения и функции органов дыхания, их роль в организме

и голосообразовании;

- способы укрепления дыхательных мышц и повышения жизненной ёмкости лёгких;

- способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.


уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- определять состояние миндалин и аденоидов;

- измерять обхват грудной клетки;

- проводить дыхательные функциональные пробы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний,

предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма);

- оказания первой помощи при простудных заболеваниях;

- оказания первой помощи при нарушениях дыхания: при завалах землей,

электротравмах, при спасении утопающего.

ТЕМА 8. Пищеварительная система (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене ве­ществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуля­ция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа№ 13

. «Действие слюны на крахмал».

Требования ГОС знать \понимать:

- состав пищевых продуктов, их роль в обмене веществ;

- особенности строения и функции органов пищеварения, их роль в жизни человека;

- особенности регуляции деятельности пищеварительной системы;

- влияние алкоголя и курения на работу пищеварительной системы.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- определять местоположение желудка, печени, кишечника, аппендикса;

- распознавать желудочно-кишечные заболевания.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики желудочно-кишечных заболеваний, предупреждения

вредных привычек (акоголизма, курения);

- оказания первой помощи при желудочно-кишечных заболеваниях, пищевых

отравлениях, аппендиците;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА 9. Обмен веществ и энергии (4 ч)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых су­ществ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ем­кость пиши.

Лабораторная работа 14

. «Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки».(дома) Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии».

Требования ГОС знать \понимать:

- сущность обмена веществ как основной функции организма;

- значение пластического и энергетического обмена;

- значение воды и минеральных веществ;

- понятие: об энерготратах организма и энергетической ёмкости пищевых продуктов;

- правила рационального питания и значение витаминов.



уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки,

позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнения

работы;

- составлять пищевой рацион в зависимости от энергетических трат;

- правильно дозировать витамины.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

ТЕМА 10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зави­симости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болез­ни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обмо­рожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная по­мощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепло­вом и солнечном ударе.

Требования ГОС

знать \понимать:

- особенности строения и роль кожных покровов в организме;

- механизмы поддерживания температуры тела;

- особенности регулирования содержания питательных веществ в крови.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- ухаживать за кожей, волосами, ногтями;

- следить за одеждой и обувью;

- предупреждать заболевания кожи;

- подбирать шампунь и другие косметические средства с учётом своего типа кожи;

- закаливать свой организм.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики кожных заболеваний;

- оказания первой помощи при ожогах и обморожениях, при тепловом

и солнечном ударе;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

ТЕМА 11. Выделительная система (1 ч)

З начение органов выделения в поддержании гомеостаза внутрен­ней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их стро­ение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и ко­нечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их пре­дупреждение.

Демонстрация модели почки.

Требования ГОС

знать \понимать:

- строение, функции и роль органов выделительной системы в организме;

- особенности удаления продуктов распада и регулирования содержания

питательных веществ в крови.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- предупреждения заболеваний органов выделительной системы;

- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

ТЕМА 12. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спин­ного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежу­точного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторная работа№ 15

. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка.»

Требования ГОС

знать \понимать:

- особенности строения и функции спинного и головного мозга, нервов и нервных

узлов, их роль в организме;

- определение врождённых и приобретённых рефлексов;

- определение осознанных и неосознанных действий;

- функции соматического и автономного отделов нервной системы.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- проводить функциональные пробы позволяющие выявлять особенности нервной

деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

ТЕМА 13. Анализаторы (6 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их пре­дупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоня­ния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа № 16

« Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».

Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Нервная система. Анализаторы».

Требования ГОС

знать \понимать:

- особенности строения, функции органов чувств и анализаторов в целом, их

роль в организме.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- оценивать работу органов чувств;

- предупреждать зрительные и слуховые расстройства;

- пользоваться методами тренировки ряда анализаторов;

- объяснять связь между строением и функциями органов чувств.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики зрительных и слуховых инфекций;

предупреждения травматизма; профилактики нарушений зрения, слуха;

- оказания первой помощи при травмах глаза;

- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

ТЕМА 14. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нерв­ной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие централь­ного торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- тор­можения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: ус­ловные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стерео­тип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Снови­дения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведе­ния. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших пси­хических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представле­ния, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмо­циональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Вни­мание.

Физиологические основы внимания, виды внимания, его ос­новные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, па­мяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по ме­тоду речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, ло­гическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы № 17-18

« Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»

« Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

Требования ГОС

знать \понимать:

- роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского в развитии учения о высшей

нервной деятельности;

- определение врождённых и приобретённых программ поведения;

- природу сна и сновидений, памяти, мышления;

- понятие об эмоциях и волевых действий;

- значение речи в трудовой деятельности;

- психологические особенности человека: темперамент и характер;

- разницу между понятиями «интерес», «склонность», «способность».

уметь: - разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов;

- оценивать свою наблюдательность, память, внимание.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- улучшения своей наблюдательности, памяти, внимания;

- предупреждения стрессов;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения

в окружающей среде.

- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

ТЕМА 15. Эндокринная система (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Про­межуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофи­за и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен ве­ществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной же­лезы.

Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.




Требования ГОС

знать \понимать:

- определение желез внешней, внутренней и смешанной секреции;

- роль гормонов, последствия их недостатка или избытка в организме.

уметь: - определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях

тела;

- распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- профилактики заболеваний эндокринной системы;

- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.


РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкого­ля, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, пе­редающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилак­тика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ре­бенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхож­дения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Требования ГОС

знать \понимать:

- особенности размножения и индивидуального развитие человеческого организма;

- изменения, происходящие в подростковом возрасте;

- болезни, передающие половым путём;

- типы темперамента и характера;

- особенности развития способностей и склонностей к той или иной деятельности.

уметь: - доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами;

- определять темперамент;

- различать интересы и склонности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- для выбора дальнейшего жизненного пути.






































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п




Тема







Всего

часов





В том числе

лабораторных

работ

контрольных

работ

Введение

2



Происхождение человека

3



Общий обзор организма

1



Клеточное строение организма

2

2


Ткани

1

1


Рефлекторная регуляция функций в организме

1



Опорно-двигательная система

7

4


Внутренняя среда организма

3

1


Кровеносная и лимфатическая системы

6

3


Дыхательная система

5

1

1

Пищеварительная система

6

1


Обмен веществ и энергии

4

1

1

Покровные органы. Теплорегуляция

3



Выделительная система

1



Нервная система

5

1


Анализаторы

6

1

1

Высшая нервная деятельность

5

2


Эндокринная система

2



Индивидуальное развитие организма

5



резерв

2




Итого:

70

18

3








Учебно-методическое обеспечение


Нормативные документы


1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

2. Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы / В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. – М.: Дрофа, 2006.

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.


Учебно-методическая литература


1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005 – 2009.

2. Рабочая тетрадь к учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И. «Биология. Человек. 8 класс»: – М.: Дрофа, 2009.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2002.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г.

– М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.

2. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

3. ЕГЭ 2007 – 2008: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова,

С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

Электронные ресурсы на компакт-дисках


1. CD Мультимедийное учебное пособие нового образца «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс». – М.: Просвещение, 2003.

2. СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.






















Календарно – тематическое планирование по биологии 8 класса. на 2013-2014 учебный год Учитель: Туркина Е.А.

По учебнику: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005 – 2010.



заня

тия

Наименование разделов и тем

Количес-

тво часов

Календар-

ные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Пла-

ниру-

емый


ре-

зуль-

тат


Форма контроля

Приме-чание

всего

Л/р

к/р

По плану

Факти

чески

1

Введение (2 ч) Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.



1



2-4. сент


Изучение нового материала

Модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных.

под

робно указан в содержании про-

грам-мы

Фронтальная беседа.


2

Становление наук о человеке.

1



5-6. сент


Изучение нового материала

Портреты учёных; пособия предшествующего урока для повторения изученного.

Работа в рабочей тетради


3

Глава 1. Происхождение человека (3 ч)

Систематическое положение человека.

1



9-11. сент


Работа в группах

Таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, палеонтологических находок древних людей.

Работа в группе, правильность выполнения заданий.


4

Историческое прошлое людей.

1



12-13. сент


Изучение нового материала

Рисунки древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков -на презентации

Фронтальная исследовательская беседа.


5

Расы человека.

1



16-18. сент


Самостоятельная работа

Презентация: «Люди европеоидной, монголоидной и негроидной рас».

Работа в рабочей тетради.


6

Глава 3 Строение организма (5 ч)

Общий обзор организма человека.

1



19-21. сент


Изучение нового материала. Исследование своего организма

таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающего животных

Работа в рабочей тетради


7

Клеточное строение организма.

1

1


23-25. сент


Изучение нового материала. Л/работа № 1

Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки. Для демонстрации опыта: химический стакан, 3% пероксид водорода, клубень картофеля, нож и тёрка + оборудование к уроку 6.

Выполнение Л/ работы, правильность оформления.


8

Ткани

1

1


26-28. сен


Изучение нового материала. Л/работа № 2

Таблица « Ткани», «Внутренние органы человека». Для лабораторной работы: микроскоп, микропрепараты растительной клетки, эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.

Выполнение Л/ работы, правильность оформления.


9

Особенности тканей

1

1


1-3. окт


Изучение нового материала. Л/работа № 3

Микроскопы, набор микропрепаратов тканей, таблицы «Основные группы тканей»,

Работа в рабочей тетради.. Выполнение Л/ работы, правильность оформления


10

Рефлекторная регуляция.

1



4-5. окт


Изучение нового материала

Таблица.«Рефлекторная дуга». СД Биология. Человек

Фронтальная беседа


11

Глава 4 Опорно- двигательная система (7 ч.)

Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей.

1

1


7-9.

окт


Изучение нового материала. Л/работа № 4

микроскопы, препараты костной ткани.

Работа в рабочей тетради.

Выполнение Л/ работы, правильность оформления


12

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

1



10-11.

окт


Изучение нового материала

таблицы скелета человека и млекопитающих животных.

СД «Биология. Человек» или презентация

Работа в рабочей тетради.


13

Соединение костей

1



14-16 окт


Изучение нового материала

таблица «Соединение костей».

Работа в рабочей тетради


14

Строение мышц. Обзор мышц человека.

1

1


17-18 окт


Урок- исследование

Лабораторная работа № 5

таблицы с изображением мышц человека


Выполнение Л/ работы, правильность оформления


15

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

1


21-23 окт


Урок- исследование.

Лабораторная работа № 6

Таблицы «Ткани», «Мышцы человека»; гантели.

Выполнение Л/ работы, правильность оформления


16

Осанка. Предупреждение плоскостопия.


1

1


24-25 окт


Работа в группах . Лабораторная работа № 7

Таблица выявления плоскостопия.

СД «Биология. Человек» или презентация

Выполнение Л/ работы, правильность оформления


17

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1



28-30 окт


Урок -исследование

простейшие шины, перевязочный материал, косынка.

СД «Биология. Человек» или презентация

Фронтальная беседа


18

Глава 5 Внутренняя среда организма (3 ч)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1

1


31 окт


Изучение нового материала. Лабораторная работа № 8

Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани»,

СД «Биология. Человек» или презентация

Работа в рабочей тетради. Выполнение Л/ работы, правильность оформления


19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1



11-13 нояб.


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация

Работа в рабочей тетради.


20

Иммунология на службе здоровья.

1



14-15 нояб


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация

сообщение.


21

.Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч)

Транспортные системы организма.

1



18-20 нояб


Изучение нового материала

Схемы кровообращения и лимфообращения, строения артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения.

сообщения.


22

Круги кровообращения


1

1


21-22 нояб.


Изучение нового материала. Лабораторная работа № 9

Схемы кровообращения. Для проведения опытов: аптечное резиновое кольцо для каждого уч-ся (или нитки)


Выполнение Л/ работы, правильность оформления


23

Строение и работа сердца.

1



25-27 нояб.


Изучение нового материала

таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл. СД «Биология. Человек» или презентация


Индивидуальная беседа (выборочно)


24

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.


1

1


28-30 нояб.


Изучение нового материала. Лабораторная работа № 10

СД «Биология. Человек» или презентация.

Для демонстрации: тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной работы – линейка каждому учащемуся.


Работа в рабочей тетради. Выполнение Л/ работы, правильность оформления


25

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

.

1

1


2-4 дек


Изучение нового материала. Лабораторная работа № 11

Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой.


Работа в рабочей тетради. Выполнение Л/ работы, правильность оформления


26

Первая помощь при кровотечениях.

1



5-6 дек


Изучение нового материала

таблицы изображающие приёмы первой помощи при кровотечениях, жгут медицинский, перевязочные материалы.


Индивидуальная беседа (выборочно


27

Глава 7. Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхания.

1



9-11 дек.


Изучение нового материала

Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения.


Индивидуальная беседа (выборочно


28

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1



12-13 дек.


Изучение нового материала

Таблицы с изображением органов дыхания и кровообращения.


Индивидуальная беседа (выборочно


29

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

1


16-18 дек


Изучение нового материала. Лабораторная работа № 12

таблицы, изображающие органы дыхания и кровообращения. Метр.


Работа в рабочей тетради. Выполнение Л/ работы, правильность оформления


30

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания их профилактика и приёмы реанимации.

1



19-20 дек.


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация. Таблицы с изображением органов дыхательной системы


Индивидуальная беседа (выборочно)


31

Контрольно – обобщающий урок «Кровеносная и дыхательная система»

1


1

23-15 дек.


Обобщение и закрепление знаний

тесты


Результат тестирования


32

Глава 8. Пищеварительная система (6 ч

Питание и пищеварение

1



13-15 янв


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация

таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов.


Составление таблицы, сообщение.


33

Пищеварение в ротовой полости.

1



16-17 янв


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация. таблицы с изображением органов пищеварительной системы и зубов.


Фронтальная беседа


34

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

1

1


20-22 янв


Изучение нового материала. Лабораторная работа № 13

СД «Биология. Человек» или презентация.

Таблицы с изображением органов пищеварительной и строения зубов; чашка Петри с йодной водой, спички, два куска накрахмаленной марли 10 X 10 см,


Парная лабораторная

работа.


35

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.

1



23-24 янв


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация

Таблицы, изображающие пищеварительную систему в целом: желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, поджелудочную железу, участок тонкой кишки с ворсинками, воротную систему печени.


Индивидуальная беседа (выборочно)


36

Регуляция пищеварения.

1



27-29 янв.


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация Таблицы, изображающие органы пищеварительной системы


Работа в рабочей тетради.


37

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1



30-31 янв.


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация Таблицы с изображением схемы пищеварения


сообщение. Работа в рабочей тетради


38

глава10.Обмен веществ и энергии (4 ч.)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1



1 неделя февр


Изучение нового материала



Работа в рабочей тетради


39

Витамины.

1



1 неделя февр


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация. Таблицы с изображением схемы пищеварения


Работа в рабочей тетради


40

Энерго

затраты человека и пищевой рацион.


1

1


2 неделя февр.


Изучение нового материала. Лабораторная работа № 14

Для лабораторной работы: калькулятор на каждый стол и секундомер (часы с секундной стрелкой).


Работа в рабочей тетради. Выполнение Л/ работы, правильность оформления


41

Конторольно- обобщающий урок «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии»

1


1

2 неделя февраля


Обобщение и закрепление знаний

тесты


тестирование


42

Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)

Кожа – наружный покровный орган.

1



3 неделя февраля


Изучение нового материала

Таблица «Строение кожи»; лупа


Групповая работа


43

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.


1



3 неделя февраля


Изучение нового материала

Таблицы, изображающие строение кожи. СД «Биология. Человек» или презентация


Работа в парах


44

Терморегуляция организма. Закаливание.

1



4 неделя февраля.


Изучение нового материала. Закрепление главы

Таблицы, показывающие строение кожи. СД «Биология. Человек» или презентация



фронтальная

беседа


45

Выделительная система

(1 час)

Выделение.

1



4 неделя февраля.


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация Таблицы «Кожа», «Органы выделения».


Фронтальная беседа. Заполнение рабочей тетради


46

Глава 12. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы.

1



1 неделя

марта


Изучение нового материала

Таблицы с изображением нервной системы


Работа в рабочей тетради.


47

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1



1 неделя

марта


Изучение нового материала

таблицы «Строение нервной системы», «Спинной мозг», «Коленный рефлекс».


Работа в рабочей тетради


48

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

1

1


2 неделя марта


Изучение нового материала. Лабораторная работа № 15

макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов.


Л/ работа - результат


49

Функции переднего мозга.

1



3 неделя марта


Изучение нового материала

модель головного мозга, таблица, изображающая схему строения головного мозга.


Работа в рабочей тетради


50

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

1



3 неделя марта


Изучение нового материала

Модель мозга; таблицы с изображением автономной нервной системы, спинного и головного мозга. СД «Биология. Человек» или презентация


Индивидуальная работа.


51

Глава 13 Анализаторы (6 ч)

Анализаторы

1



4 неделя марта


Изучение нового материала

Таблицы с изображением схем нервной системы, её вегетативного отдела, слухового и зрительного анализатора, различных иллюзий.


Работа в рабочей тетради


52

Зрительный анализатор.

1

1


1 неделя апреля


Изучение нового материал Лабораторная работа № 16.

СД «Биология. Человек» или презентация. трубки, свёрнутые из тетрадного листа.


Л/ работа - результат


53

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1



1 неделя апреля


Изучение нового материала



Беседа



54

Слуховой анализатор.

1



2 неделя апреля


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация. Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы


Работа в рабочей тетради


55

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1



2 неделя апреля


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация. таблицы, изображающие доли и зоны коры больших полушарий мозга


Фронтальная, самостоятельная

работа.


56

Конторольно- обобщающий урок «Нервная система. Анализаторы»






1


1

3 неделя апреля


Обобщение и закрепление.

Таблицы со схемами слюноотделительных рефлексов


Тестирование -результат.


57

Глава 14. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

1



3 неделя апреля


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация


Фронтальная, парная

работа.


58

Врождённые и приобретённые программы поведения.

1

1


4 неделя апреля


Изучение нового материала. Лабораторная работа № 17



Работа в рабочей тетради. Выполнение лабораторной работы


59

Сон и сновидения.

1



4 неделя апреля


Изучение нового материала



Решение биологических задач.


60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1



1 неделя мая


Изучение нового материала



Работа в Р/Т


61

Воля, эмоции, внимание.

1

1


1 неделя мая


Изучение нового материала. Лабораторная работа № 18

часы с секундной стрелкой


Фронтальная, парная

работа.


62

Глава 15. Эндокринная система (2 ч)

Роль эндокринной регуляции.

1



2 неделя мая


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация. таблицы с изображением эндокринных желёз, внутренних органов человека.


Фронтальная беседа.


63

Функция желёз внутренней секреции.

1



2 неделя мая


Изучение нового материала

Таблицы с изображением головного мозга, желёз внутренней и смешанной секреции, микро- и макростроения щитовидной железы; изображения людей с гипо- и гиперфункцией гипофиза, щитовидной железы


Решение биологических задач


64

Глава 16 Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Жизненные циклы. Размножение.

1



3 неделя мая


Изучение нового материала

Таблицы со схемами органов эндокринной системы, схемой оплодотворения и развития зародыша. СД «Биология. Человек» или презентация.


Работа в Р/ т


65

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1



3 неделя мая


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация.


Работа в Р/ т


66

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

1



4 неделя мая


Изучение нового материала

СД «Биология. Человек» или презентация


Работа в Р/ т


67

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности..

1



4 неделя мая


Изучение нового материала



Беседа


68 -70

Интересы, склонности, способности

1



28-30 мая


Изучение нового материала. Обобщение.



Беседа


Итого 70ч.







Психолого-педагогическая характеристика класса.


В 8 «а» классе обучается 24 ученика (11 девочек и 13 мальчиков). Основной возраст детей 14 лет. Все 2000 г.р.

Класс по характеру мотивации:

У большинства детей класса заинтересованное отношение к обучению. Проявляется познавательная мотивация. Ученики осознают значение знаний для своего будущего. У многих учеников преобладает эмоциональный характер обучения. Но есть дети с низкой мотивацией к обучению: Тайлов М., Васильев С., Жулдыбина В., Сергеева В., Третьяков К., Фёдоров Д, Филиппов Н.

Класс по особенностям интеллектуального развития:

В классе выделяется 6 учеников с высоким уровнем интеллектуального развития. (Климов В., Дутова К., Павловская А., Темников С, Таскаев С., Губанов В.) Они умеют выделять, принимать и удерживать учебную задачу. Эти ребята усваивают материал полностью, контролируют результаты своей работы на уроке, умеют анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Ребята в классе долго не могут слушать речь учителя, быстро переключают внимание с одного вида деятельности на другой. Класс в целом активно работает на уроках, охотно дети отвечают на вопросы учителя, смело высказывают своё мнение. Также можно выделить 11 учеников со средним уровнем интеллектуального развития. Учебная задача этими детьми принимается, но до конца не удерживается. Требуется небольшое внимание на уроке со стороны учителя. Эти ученики легче работают и усваивают материал в стандартной привычной обстановке. Тип мышления у этих детей наглядно - образный.

Низкий уровень интеллектуального развития имеют 8 учеников. Они практически не усваивают учебную задачу, имеют слабый уровень развития, учебных навыков, не умеют правильно и точно выражать свои мысли устно и письменно. Выводы, сравнения, анализ делают только с помощью учителя. Мышление и память развито слабо.

График проведения лабораторных и контрольных работ

 


Тема

 

Дата проведения

1.

Лабораторная работа № 1. Рассматривание клеток в микроскоп

23-25 сентября

2

Лабораторная работа № 2. Роль ферментов в организме.

26-28 сентября

3

Лабораторная работа № 3. Изучение особенностей строения животных тканей

1-3 октября

4.

Лабораторная работа № 4. Микроскопическое строение костей

7-9

октября

 

5.

Лабораторная работа № 5. Мышцы человеческого тела

17-18 октября


6.

Лабораторная работа № 6. Утомление при статической работе

21-23 октября

7

Лабораторная работа № 7. Выявление нарушения осанки и плоскостопия

24-25 октября


8


  Лабораторная работа № 8

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

31 октября

9

Лабораторная работа № 9. Функция венозных клапанов или «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

21-22 ноября

10

Лабораторная работа № 10. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса..

28-30 ноября

11

Лабораторная работа № 11. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку (выполняется дома)

2-4 декабря

12

Лабораторная работа № 12. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

16-18 декабря


13


Контрольная работа № 1 по темам «Кровеносная и дыхательная система»

19-23 декабря

14

Лабораторная работа № 13. Действие слюны на крахмал»

20-22 января

15

Лабораторная работа № 14 Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки (выполняется дома).

2 неделя февраля

16

Контрольная работа № 2 по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии»

2 неделя февраля

17

Лабораторная работа № 15. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка»

2 неделя марта


18


  Лабораторная работа № 16

Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением

1 неделя апреля

19

Контрольная работа № 3»Нервная система. Анализаторы»

3 неделя апреля

20

Лабораторная работа № 17. Выработка навыка зеркального письма, как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа

4 неделя апреля

21

Лабораторная работа № 18. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях.

1 неделя мая


Уровень обучения:

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
знать/понимать
признаки биологических объектов: организма человека, клеток.
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на таблицах, рисунках органы и системы органов человека.
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
- определять биологическую принадлежность организма человека к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на организм человека.

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника необходимую информацию; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; 
оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха.


.