Клиповое мышление и как с ним бороться
Обращение к теме связано с тем, что в своей работе я всё чаще встречаю учеников, которые
не могут сосредоточиться,
имеют плохой почерк,
не воспринимают длинные тексты,
имеют плохую память,
имеют низкий словарный запас,
с трудом выражают свои мысли.
Следствие всего этого – низкий уровень усвоения знаний. Решила я выяснить причины увеличения таких учащихся. Оказалось, что это связано явлением, которое называется клиповым мышлением.
Термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в психологии относительно недавно – в середине 90-х годов. Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров. Очень часто смысл звучащей песни оказывается логически не связанным с темой видеоряда, представленного зрителю.
В последующие годы все больше фильмов, мультфильмов и телешоу строятся именно по этому принципу: сюжет в них разделяется на короткие блоки информации, часто сменяющие друг друга и не имеющие особой логической связи. Еще одним ярким примером является телевизионная реклама: информация в ней преподносится очень быстро, кадры часто сменяют друг друга, даже не давая человеку до конца вникнуть в их смысл. Телевизионные новости тоже все больше перенимают этот принцип. Газетные и журнальные заметки становятся все более короткими, информация в них не несет глубины.
С появлением у людей возможности общаться сначала с помощью СМС по мобильному телефону, а затем в социальных сетях в интернете, проблема клипового мышления усугубилась еще больше. Люди привыкают общаться короткими сообщениями. Их мышление становится осколочным, фрагментарным. Такой человек начинает воспринимать окружающий мир, как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у него появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом он не вникает в ее суть. Не осмыслив одной темы, человек переходит к другой, затем к третьей, быстро забывая увиденное и услышанное.
Клиповое сознание заставляет человека воспринимать жизнь не целостно, а как некий видеоклип – последовательность различных, не связанных друг с другом событий.
Достоинства клипового мышления
Развивает быстроту реакции. Люди, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро реагировать на внешние стимулы и изменения и оперативно подстраиваться под них, быстро принимают решения.
Развивает способность решать несколько задач одновременно. Такое мышление формирует у людей многозадачность – способность делать несколько дел сразу (например, работать, слушать музыку, общаться в интернете, принимать пищу). Человек учится быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Защищает мозг от перегрузки информацией. Многие психологи считают, что это своеобразный механизм адаптации к развитию информационных технологий, которые прочно вошли в жизнь современного человека и стали ее неотъемлемой частью. Человеческий мозг вынужден принимать и перерабатывать огромные объемы информации, что приводит к перегрузкам. Поэтому он подстраивается реагировать на поступающую извне информацию именно таким образом.
Порождает желание охватить как можно больше информации. Клиповое мышления заставляет человека выискивать и поглощать все новую и новую информацию, что весьма полезно для интеллектуального развития.
Недостатки клипового мышления
Снижает способность к анализу информации. Люди, обладающие клиповым мышлением, часто оказываются неспособны анализировать даже самую важную информацию – выделять главные детали и ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного анализа. В результате человек учится не осмысливать, а только потреблять информацию.
Снижает способность к концентрации внимания. Особенности клипового мышления делают людей неспособными сосредоточиться на одной теме – они с трудом могут удерживать внимание, перескакивают с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть.
Снижает эффективность обучения и усвоения знаний. Современные школьники и студенты, которые являются основными обладателями клипового мышления, плохо воспринимают и запоминают учебный материал, не умеют правильно излагать свои мысли, им тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения. Коэффициент усвоения знаний современных детей и подростков падает.
Усиливает подверженность чужому влиянию и манипуляциям. Обладатели клипового мышления часто попадают под чужое влияние. В своих действиях они чаще всего руководствуются эмоциями, а не здравым смыслом, поэтому ими легче манипулировать. Телевизионные рекламы построены таким образом, чтобы человек, покупающий товар, руководствовался сиюминутными эмоциональными порывами. Люди с клиповым мышлением часто совершают ненужные покупки или действия, о которых потом жалеют.
Снижает чувство сопереживания. Люди, ежедневно поглощающие большие объемы информации, среди которой преобладают сцены жестокости и насилия, постепенно утрачивают способность сопереживать чужому горю, становятся равнодушными, теряют чувство ответственности, их перестают трогать трагедии окружающих.
Приводит к упрощению задач и решений. Клиповое мышление приводит к тому, что люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.[4]
Мы можем видеть появление и развитие клипового мышления, если присмотримся какими стали
тексты современных песен,
сериалы,
юмористические программы,
книги,
рисованные мультфильмы,
реклама.
Песни.
Тексты песен представляют из себя набор слов. Значение каждого слова понятно, но они не складываются в текст имеющий смысл.
Реклама.
Ещё несколько лет назад реклама поясняла почему рекламируемый товар хорош. В рекламе присутствовал приём сравнения эффектов от применения нового товара и другого товара. Сейчас содержание рекламного ролика сводится к тому, что обладатель рекламируемого товара успешен и счастлив просто от одного факта обладания товаром. Большинство рекламных роликов содержит призыв «вони сейчас», «закажи», «успей» и т.д. Ставка на то, что критическое мышление у зрителей снижено.
Сериалы.
Когда-то были многосерийные фильмы, когда одна серия являлась продолжением другой. Одна история раскрывалась на протяжении нескольких часов. И серии могли показываться только раз в неделю. Сейчас новая серия – это новая история. Никто и не помнит содержание предыдущей серии и незачем. Длительность серий тоже сократилась от полутора часов до часа. О содержании сериалов говорить не буду.
Мультфильмы.
Ранее герои детально прорисовывались, движения персонажей физиологичны. Сейчас налицо упрощение форм. Движения схематичны. Если герой говорит, то изменяется конфигурация пятна, изображающего рот. Движение подбородка отсутствует. Ходят герои на не сгибающихся ногах-тумбах. Детали стали не нужны, просто передана суть движения.
Юмористические программы.
Человек в строгом костюме стоял и с серьёзным лицом читал юмористический рассказ на несколько страниц. Никаких гримас, ужимок, кривляний. Существовал жанр пантомимы, показывались небольшие театральные сценки. Сейчас юмористические программы состоят из множества коротких шуток, реплик-подколов кто кого смешнее подденет. Современным слушателям чтение длинного текста быстро наскучит.
Книги,
В русской и советской литературе много описаний природы, погоды, внутренних переживаний и дум героев, присутствуют рассуждения автора о поднятой проблеме. Современные произведения, которые с удовольствием читаются подростками, почти не содержат этих описаний. Сюжет развивается очень динамично. Каждая страница – новое событие. Что называется, книги легкого чтения. Ритм жизни такой, что не до рассуждений и описаний. Сюжет бы уловить.
Таким образом, я ответила на вопрос, почему возросло количество детей с низкими способностями к учению.
Что же делать?
Сосредоточение внимания на одном предмете – навык, который индийские йоги развивают в длительную медитацию, – очень важно; но и умение быстро переключаться на новую задачу, быстро входить в незнакомую ситуацию – тоже весьма важно. Парадокс в том, что эти навыки, одинаково необходимые человеку, во многом антагонистичны – реактивность развивается за счет сосредоточенности, и наоборот. Никто не знает, какой должна быть идеальная пропорция между ними. Очевидно, что «клиповое мышление» – то есть усиленное развитие навыка быстрого переключения за счет длительного сосредоточения – более соответствует той информационной среде, в которой обитает подросток. Развитие цивилизации явно предполагает необратимый сдвиг данной пропорции в пользу умения переключаться. [2]
Поскольку развитие клипового мышления процесс необратимый, и количество подростков с клиповым мышлением будет расти, то бороться с ним нет смысла. Задача учителей осознать, что такой тип мышления есть и не исчезнет. Необходимо отыскать методические приёмы, позволяющие учиться и таким подросткам, кому трудно сосредоточиться и вникнуть в суть задачи, построить обучение на сильной стороне такого мышления — быстрой переключаемости. Возникают вопросы, на которые надо найти ответы.
Как обеспечить подачу нового материала?
Зная особенности мышления современных подростков имеет смысл подачу материала осуществлять небольшими порциями с использованием ярких презентаций, движущихся картинок, коротких видеофильмов. Формулировки правил, теорем, алгоритмов лучше максимально сократить, упростить и схематизировать, сопроводить образами.
Как организовать работу с текстом?
Тексты, особенно тексты задач по геометрии, где по условию надо выполнить чертёж, лучше делить на отдельные предложения. По содержанию текстовых задач сначала составлять таблицы, а уже потом переходить к решению. В этом случае решение задачи протекает быстрее. Поскольку работа с линейным текстом затруднительна для обладателей клипового мышления, то задание прочитать текст, чтобы получить знания из текста, а потом ответить на вопросы по тексту почти невыполнимо. Перед тем, как дать задание прочитать объяснительный текст учебника, таким ученикам лучше давать вопросы, ответы на которые надо найти в тексте или ставить задание что-либо выделить или выписать из текста, составить вопрос к каждому абзацу, составить кроссворд, написать конспект, привести примеры, аналогичные тем, что в тексте или наоборот противоположные им.
Как удерживать внимание ученика в рамках темы?
Поскольку внимание у ученика с клиповым мышлением рассеянное, то лучший способ удерживать его — это обеспечить частую смену деятельности на уроке и разнообразие упражнений в рамках темы, чередование устной и письменной работы.
Как обучить новому способу действия?
При преобладании конкретного мышления над абстрактным, обучение новым приёмам и способам действий лучше осуществлять через показ большого количества примеров и выполнений заданий с подсказками. Если задание многошаговое, то сначала надо отработать каждый шаг, а потом уже переходить к заданию, в котором надо выполнить все, уже известные, шаги.
Как способствовать запоминанию информации?
У обладателей клипового мышления слабая долгосрочная память и, даже если они честно заучивают теоремы, правила и алгоритмы, то забывание происходит очень быстро. Поэтому за время изучения темы, а лучше и после, полезно давать разнообразные задания на воспроизведение заучиваемых алгоритмов, теорем и т.д. Это могут быть задания на выбор верной формулировки, на заполнение пропусков, на составление правила из набора слов, на продолжение предложения, просто задание написать правило или сформулировать его.
Хорошие результаты даёт метод работы, называемый кластером. Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Этапы работы при составлении кластера.
- Первый этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Второй этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
- Третий этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
- Четвертый этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: - выделять ключевые слова; - систематизировать необходимую информацию; - анализировать, сравнивать и обобщать информацию; - развивать монологическую речь. А развитие у учащихся речи и умения анализировать как раз и являются самыми важными задачами педагога. При составлении кластера развивается навык преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную). Способы работы учащихся с кластерами разнообразны: составление нового кластера; составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера; коррекция и совершенствование готового кластера; анализ и завершение неполного кластера: без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина; без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.[3]
Таким образом, клиповое мышление – это результат тех изменений в жизни общества, которые произошли под влиянием бурно развивающихся информационных технологий. Оно соответствует современному образу жизни человека. Бороться с этим массовым явление бесполезно. Педагогам надо знать особенности учащихся с таким образом мышления и строить свою работу с учётом этих особенностей, адаптируя обучение под эти особенности.
Список использованных источников:
1.Олег Фридман Клиповое мышление. Что это такое?
Источник: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/8011/ .(дата обращения: 16.10.2018)
2.Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. – №1. – Режим доступа: http://www.topos.ru/article/7371.(дата обращения: 16.10.2018)
3. Никитина А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 20-31. — URL https://moluch.ru/archive/121/33512/ (дата обращения: 16.10.2018).
4.http://newgoal.ru/klipovoe-myshlenie/
Современный исторический момент отличается тем, что информация достигает адресата практически мгновенно. Информации очень много, СМИ и Всемирная сеть предоставляют информацию яркими, быстро меняющимися, отдельными, не связанными друг с другом порциями. Одна порция информации сменяет другую настолько быстро, что нет времени на анализ этой информации. Человек не в состоянии эту информацию запоминать и анализировать. При длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ, формируется клиповое мышление. По аналогии, при клиповом мышлении— окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно. Прежде всего, оно влияет на успешность учебы[1] Обладатели клипового мышления с трудом анализируют тексты, не могут сконцентрировать своё внимание, с большим трудом запоминают новую информацию, почти не способны к решению сложных задач. Они с трудом формулируют свои мысли, имеют скудный словарный запас. Но надо ли бороться с клиповым мышлением? Суть клипового мышления заключается в том, оно умеет – и любит – быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное достоинство «клипового восприятия» – большая скорость обработки информации. Другая его особенность – предпочтение нетекстовой, образной информации. В книге Александра Марьяновича «Эрратология», посвященной процессу защите диссертаций, рекомендуется ускорять «мелькание» различных картинок в ходе презентации, поскольку «на пороге научных учреждений уже стоит поколение, воспитанное на видеоклипах» – а в видеоклипах экспозиция одного кадра занимает всего несколько секунд. Сосредоточение внимания на одном предмете – навык, который индийские йоги развивают в длительную медитацию, – очень важно; но и умение быстро переключаться на новую задачу, быстро входить незнакомую ситуацию – тоже весьма важно. Парадокс в том, что эти навыки, одинаково необходимые человеку, во многом антагонистичны – реактивность развивается за счет сосредоточенности, и наоборот. Никто не знает, какой должна быть идеальная пропорция между ними. Очевидно, что «клиповое мышление» – то есть усиленное развитие навыка быстрого переключения за счет длительного сосредоточения – более соответствует той информационной среде, в которой обитает подросток. Развитие цивилизации явно предполагает необратимый сдвиг данной пропорции в пользу умения переключаться. [2]
Поскольку развитие клипового мышления процесс необратимый, и количество подростков с клиповым мышлением будет расти, то задача учителей осознать, что такой тип мышления есть и не исчезнет. Необходимо отыскать методические приёмы, позволяющие учиться и таким подросткам, кому трудно сосредоточиться и вникнуть в суть задачи, построить обучение на сильной стороне такого мышления — быстрой переключаемости. Возникают вопросы, на которые надо найти ответы.
Как обеспечить подачу нового материала? Зная особенности мышления современных подростков имеет смысл подачу материала осуществлять небольшими порциями с использованием ярких презентаций, движущихся картинок, коротких видеофильмов. Формулировки правил, теорем, алгоритмов лучше максимально сократить, упростить и схематизировать, сопроводить образами.
Как организовать работу с текстом? Тексты, особенно тексты задач по геометрии, где по условию надо выполнить чертёж, лучше делить на отдельные предложения. По содержанию текстовых задач сначала составлять таблицы, а уже потом переходить к решению. В этом случае решение задачи протекает быстрее. Поскольку работа с линейным текстом затруднительна для обладателей клипового мышления, то задание прочитать текст, чтобы получить знания из текста, а потом ответить на вопросы по тексту почти невыполнимо. Перед тем, как дать задание прочитать объяснительный текст учебника, таким ученикам лучше давать вопросы, ответы на которые надо найти в тексте или ставить задание что-либо выделить или выписать из текста, составить вопрос к каждому абзацу, составить кроссворд, написать конспект, привести примеры, аналогичные тем, что в тексте или наоборот противоположные им.
Как удерживать внимание ученика в рамках темы? Поскольку внимание у ученика с клиповым мышлением рассеянное, то лучший способ удерживать его — это обеспечить частую смену деятельности на уроке и разнообразие упражнений в рамках темы, чередование устной и письменной работы.
Как способствовать запоминанию информации? У обладателей клипового мышления слабая долгосрочная память и, даже если они честно заучивают теоремы, правила и алгоритмы, то забывание происходит очень быстро. Поэтому за время изучения темы, а лучше и после, полезно давать разнообразные задания на воспроизведение заучиваемых алгоритмов, теорем и т.д. Это могут быть задания на выбор верной формулировки, на заполнение пропусков, на составление правила из набора слов, на продолжение предложения, просто задание написать правило или сформулировать его.
Как обучить новому способу действия? При преобладании конкретного мышления над абстрактным, обучение новым приёмам и способам действий лучше осуществлять через показ большого количества примеров и выполнений заданий с подсказками. Если задание многошаговое, то сначала надо отработать каждый шаг, а потом уже переходить к заданию, в котором надо выполнить все, уже известные, шаги.
Хорошие результаты даёт метод работы, называемый кластером. Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Этапы работы при составлении кластера.
- Первый этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Второй этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
- Третий этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
- Четвертый этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения: - выделять ключевые слова; - систематизировать необходимую информацию; - анализировать, сравнивать и обобщать информацию; - развивать монологическую речь. А развитие у учащихся речи и умения анализировать как раз и являются самыми важными задачами педагога. При составлении кластера развивается навык преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную). Способы работы учащихся с кластерами разнообразны: составление нового кластера; составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера; коррекция и совершенствование готового кластера; анализ и завершение неполного кластера: без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина; без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.[3]
Таким образом, клиповое мышление – это результат тех изменений в жизни общества, которые произошли под влиянием бурно развивающихся информационных технологий. Оно соответствует современному образу жизни человека. Педагогам надо знать особенности учащихся с таким образом мышления и строить свою работу с учётом этих особенностей, адаптируя обучение под эти особенности.