СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клиповое мышление и профилактика его развития на уроках истории и обществознания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации даны характеристики клипового мышления, названы образовательные технологии и раскрыты некоторые формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы обучающихся как средство профилактики развития клипового мышления.

Просмотр содержимого документа
«Клиповое мышление и профилактика его развития на уроках истории и обществознания»

«Клиповое мышление и профилактика его развития на уроках истории и обществознания» Учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ СШ№70 Павлова О.Е. Декабрь 2017

«Клиповое мышление и профилактика его развития на уроках истории и обществознания»

Учитель истории и обществознания

высшей категории МБОУ СШ№70

Павлова О.Е.

Декабрь 2017

Понятие клипового мышления Психолого-педагогические особенности детей,  обладающих клиповым мышлением Положительные и отрицательные стороны клипового мышления учащихся Рекомендации по профилактике развития клипового мышления Образовательные технологии, формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы обучающихся как средства компенсации клипового мышления
  • Понятие клипового мышления
  • Психолого-педагогические особенности детей, обладающих клиповым мышлением
  • Положительные и отрицательные стороны клипового мышления учащихся
  • Рекомендации по профилактике развития клипового мышления
  • Образовательные технологии, формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы обучающихся как средства компенсации клипового мышления

Клиповое мышление  Направление в развитии отношений человека с информацией Формируется такое мышление на протяжении многих лет Привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа однозначного научного определения клипового мышления на данное время нет

Клиповое мышление

Направление в развитии отношений человека с информацией

  • Формируется такое мышление на протяжении многих лет
  • Привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа

однозначного научного определения клипового мышления на данное время нет

Клиповое мышление Зеппинг – это процесс, в ходе которого путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений « Блип-культура », («blip» – выброс сигнала), означающий фрагментарно-мозаичный характер представлений о мире. Элвин Тоффлер американский философ,  социолог ,  футуролог ,

Клиповое мышление

  • Зеппинг – это процесс, в ходе которого путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений
  • « Блип-культура », («blip» – выброс сигнала), означающий фрагментарно-мозаичный характер представлений о мире.

Элвин

Тоффлер

американский философ,

социолог ,

футуролог ,

«Клиповое мышление»  понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире Федор Иванович Гиренок (советский и российский философ, доктор философских наук, профессор)

«Клиповое мышление»

понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире

Федор Иванович Гиренок (советский и российский философ, доктор философских наук, профессор)

 Клиповое мышление - способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.  Факторы, породивших феномен «клипового мышления»: ускорение темпов жизни и возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего; потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;  Константин Григорьевич Фрумкин  (российский журналист, философ, культуролог)

Клиповое мышление - способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.

Факторы, породивших феномен «клипового мышления»:

  • ускорение темпов жизни и возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
  • потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
  • увеличение разнообразия поступающей информации;
  • увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;

Константин Григорьевич Фрумкин

(российский журналист, философ, культуролог)

 «Клиповое мышление» как продукт глобализации «Клиповое мышление» и глобализация  В конце 90-х годов XX века термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию.

«Клиповое мышление» как продукт глобализации

  • «Клиповое мышление» и глобализация
  • В конце 90-х годов XX века термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию.
 Характерные черты «клипового» и понятийного мышления «Люди экрана» «Люди книги» Клиповое мышление :  быстрое , но поверхностное языковой минимализм, речевая бедность визуальность рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания это преобладание конкретного мышления над абстрактным. Понятийное мышление: медленное , но глубокое . находить и выделять существенные признаки углубляться в информацию способность анализу и синтезу   высокая критичность 

Характерные черты «клипового» и понятийного мышления

«Люди экрана»

«Люди книги»

  • Клиповое мышление : быстрое , но поверхностное
  • языковой минимализм, речевая бедность
  • визуальность
  • рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания
  • это преобладание конкретного мышления над абстрактным.
  • Понятийное мышление: медленное , но глубокое .
  • находить и выделять существенные признаки
  • углубляться в информацию
  • способность анализу и синтезу
  •   высокая критичность 
Интернет Клиповое мышление –   неотъемлемая часть современного школьника Социальные сети СМИ Мобильная связь Клиповое мышление 9

Интернет

Клиповое мышление – неотъемлемая часть современного школьника

Социальные сети

СМИ

Мобильная связь

Клиповое мышление

9

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Психолого-педагогические особенности детей с «клиповым мышлением» РОДИТЕЛИ ЛИЧНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Психолого-педагогические особенности детей с «клиповым мышлением»

РОДИТЕЛИ

ЛИЧНОСТЬ

Особенности детей с «клиповым мышлением» Не формируются основные формы мышления Мозг не может воспроизвести действия по плану: Действует по плану:

Особенности детей с «клиповым мышлением»

  • Не формируются основные формы мышления
  • Мозг не может воспроизвести действия по плану:
  • Действует по плану:
 Цель обучения для детей заключается в получении знаний, практическая польза владения которыми будет очевидна.  Мотивация учеников сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания. ЗАДАЧА ПЕДАГОГА строить свою деятельность с учетом особенностей детей с «клиповым мышлением »
  • Цель обучения для детей заключается в получении знаний, практическая польза владения которыми будет очевидна.
  • Мотивация учеников сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА

строить свою деятельность с учетом особенностей детей с «клиповым мышлением »

Положительные и отрицательные стороны клипового мышления учащихся быстрота реакции и оперативность в резко меняющихся условиях, при принятии важных решений; продуктивность в условиях многозадачности; быстрое переключение внимания; защита мозга от перегрузки избыточной информацией; интеллектуальный рост, поглощение разного вида информации, желание познавать мир анализ информации заменяется ее потреблением; сниженная концентрация внимания; отсутствие глубокого усвоения знаний; подверженность чужому влиянию и манипуляциям; обеднение эмоционального интеллекта, сопереживание и ответственность притупляются; в условиях сложной задачи – растерянность и неспособность ее решить 10

Положительные и отрицательные стороны клипового мышления учащихся

  • быстрота реакции и оперативность в резко меняющихся условиях, при принятии важных решений;
  • продуктивность в условиях многозадачности;
  • быстрое переключение внимания;
  • защита мозга от перегрузки избыточной информацией;
  • интеллектуальный рост, поглощение разного вида информации, желание познавать мир
  • анализ информации заменяется ее потреблением;
  • сниженная концентрация внимания;
  • отсутствие глубокого усвоения знаний;
  • подверженность чужому влиянию и манипуляциям;
  • обеднение эмоционального интеллекта, сопереживание и ответственность притупляются;
  • в условиях сложной задачи – растерянность и неспособность ее решить

10

«…те школьники, которые обладают клиповым мышлением, не станут великими, а те же, кого лишили компьютера, телевидения и клипового мышления, будут голодными…»   Берулава Галина Алексеевна  ( психолог, профессор педагогических наук) Рекомендации по профилактике развития клипового мышления

«…те школьники, которые обладают клиповым мышлением, не станут великими, а те же, кого лишили компьютера, телевидения и клипового мышления, будут голодными…»

Берулава Галина Алексеевна ( психолог, профессор педагогических наук)

Рекомендации по профилактике развития клипового мышления

Основные проблемы и приемы их решения

Основные проблемы и приемы их решения

Основные проблемы и приемы их решения

Основные проблемы и приемы их решения

  • Клиповое мышление школьников – не их вина, это их реальность.
  • Невысокий уровень обученности учащихся связан не с тем, что школа плохая, а учителя непрофессиональные , а с тем, что материал в школе построен по линейному принципу. Разрыв между требованиями и желаниями.
  • Те ученики, которые по каким-то причинам не перестроились на клиповое мышление, учатся успешно в технических учебных заведениях, где преобладает линейное обучение.
  • Обладатели клипового мышления, оказываются перед трудностями, изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу: каждое новое понятие основано на предыдущем материале. Все понятия вместе требуют системного подхода. В силу клипового мышления ученики даже не понимают, чего от них хотят.
  • Нужны новые подходы для того, чтобы педагоги могли учить обладателей клипового мышления. Для этого требуются специальные исследования и разработки методики и дидактики, помогающие детям освоить приемы системного мышления, умения думать абстрактно

не бороться с клиповым мышлением, а использовать его особенности для процесса обучения

РАЗВИВАЮЩЕЕЕ ОБУЧЕНИЕ + КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ   Образовательные технологии, формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы обучающихся как средства компенсации клипового мышления

РАЗВИВАЮЩЕЕЕ ОБУЧЕНИЕ + КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Образовательные технологии, формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы обучающихся как средства компенсации клипового мышления

Методика кандидата физико-математических наук Л.И. Ястребова  для развития собственного мышления (АСССА)  «Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй Вы купили набор Лего… Первое, с чего вы начнете, прочтение инструкции — это и есть анализ  Дальше вы раскладываете кирпичики к кирпичикам, окна — отдельно, двери к дверям и так далее — это структурирование .  Систематизирование — осознание, что стена не должна быть слишком маленькой, чтобы в нее могли влезть окна. После вы собираете дом из всех элементов — это синтез . И последнее, что вы делаете: оцениваете полученное строение, сравниваете с тем, что было на коробке . Анализировать, а именно, исследовать проблему; Структурировать , находить отдельные элементы видимого явления, процесса, ситуации; Систематизировать , отслеживать взаимосвязи полученных элементов; Синтезировать , пытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов; Анализировать, оценивать полученный результат .

Методика кандидата физико-математических наук Л.И. Ястребова для развития собственного мышления (АСССА) «Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй

Вы купили набор Лего…

Первое, с чего вы начнете, прочтение инструкции — это и есть анализ

Дальше вы раскладываете кирпичики к кирпичикам, окна — отдельно, двери к дверям и так далее — это структурирование .

Систематизирование — осознание, что стена не должна быть слишком маленькой, чтобы в нее могли влезть окна.

После вы собираете дом из всех элементов — это синтез .

И последнее, что вы делаете: оцениваете полученное строение, сравниваете с тем, что было на коробке .

  • Анализировать, а именно, исследовать проблему;
  • Структурировать , находить отдельные элементы видимого явления, процесса, ситуации;
  • Систематизировать , отслеживать взаимосвязи полученных элементов;
  • Синтезировать , пытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов;
  • Анализировать, оценивать полученный результат .
Ментальные карты  ( Mind Map, карты памяти, интеллект-карты и т.п) Технология визуализации мышления

Ментальные карты  ( Mind Map, карты памяти, интеллект-карты и т.п)

Технология визуализации мышления

Кластеры, опорные незаполненные схемы  Воронова С.Г. Важенин С.В.

Кластеры, опорные незаполненные схемы

Воронова С.Г. Важенин С.В.

«Метод парадоксов и противоречий»  искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять. «Моцарт — гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете»    «Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим!»   Как это объяснить? Казиник Михаил Семенович скрипач, искусствовед, педагог, культуролог

«Метод парадоксов и противоречий»

искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.

«Моцарт — гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете» «Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим!» Как это объяснить?

Казиник Михаил Семенович

скрипач, искусствовед, педагог, культуролог

Упражнения для тренировки произвольного внимания детей на уроке по любому предмету   Упражнение «Внимательно прослушай/прочитай и правильно построй вопрос » Что нужно делать: учитель дает короткую информацию.  Например: Иван III правил сорок три года до 1505 г, а хан Ахмат был убит в 1481 году Задача учеников – задать вопросы к этому информационному отрывку, соблюдая следующие установки:  а) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «да»;  б) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «возможно»;  в) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «Иван III и хан Ахмат»  г) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «нет»;  д) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «в этом отрывке нет ответа на ваш вопрос».  Рекомендации: текст учитель может подготовить любой. Важно, чтобы дети задавали вопрос, на который можно найти ответ в представленном предложении. “ Болгария” «Закончи умозаключение»

Упражнения для тренировки произвольного внимания детей на уроке по любому предмету

  • Упражнение «Внимательно прослушай/прочитай и правильно построй вопрос »
  • Что нужно делать: учитель дает короткую информацию.

Например: Иван III правил сорок три года до 1505 г, а хан Ахмат был убит в 1481 году

  • Задача учеников – задать вопросы к этому информационному отрывку, соблюдая следующие установки:

а) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «да»;

б) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «возможно»;

в) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «Иван III и хан Ахмат»

г) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «нет»;

д) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «в этом отрывке нет ответа на ваш вопрос».

Рекомендации: текст учитель может подготовить любой. Важно, чтобы дети задавали вопрос, на который можно найти ответ в представленном предложении.

Болгария”

«Закончи умозаключение»

Упражнение “Болгария” Что нужно делать: в Болгарии принято, произнося слово «нет», кивать, а произнося слово «да»  - качать головой, как мы, когда отрицаем. Учитель договаривается с ребёнком, что на любые его вопросы надо отвечать, «как в Болгарии». За каждый правильный ответ ребёнок получает плюс, а за ошибку – минус. Условие-шутка: за каждый правильный ответ выдаётся конфетка/жетоны, если ребёнок ошибся – все конфеты забираются обратно. Самый последний вопрос: «Ты рад, что получил столько конфет?» Ребенок должен ответить«по-болгарски», иначе все конфеты/жетоны учитель должен забрать. Упражнения для тренировки произвольного внимания детей на уроке по любому предмету   «Внимательно прослушай и правильно построй вопрос » «Закончи умозаключение»

Упражнение “Болгария”

  • Что нужно делать: в Болгарии принято, произнося слово «нет», кивать, а произнося слово «да»

- качать головой, как мы, когда отрицаем.

  • Учитель договаривается с ребёнком, что на любые его вопросы надо отвечать, «как в Болгарии». За каждый правильный ответ ребёнок получает плюс, а за ошибку – минус. Условие-шутка: за каждый правильный ответ выдаётся конфетка/жетоны, если ребёнок ошибся – все конфеты забираются обратно.
  • Самый последний вопрос: «Ты рад, что получил столько конфет?» Ребенок должен ответить«по-болгарски», иначе все конфеты/жетоны учитель должен забрать.

Упражнения для тренировки произвольного внимания детей на уроке по любому предмету

«Внимательно прослушай

и правильно построй вопрос »

«Закончи умозаключение»

Веб-сайты, содержащие образовательные лекции с учетом клипового восприятия Arzamas http://arzamas.academy/  Некоммерческий просветительский проект о гуманитарном знании. Основа сайта — курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии, о культуре и человеке  Ускоренный курс мировой истории с Джоном Грином  https://www.youtube.com/watch?v=N-7Acu0r398 англо-язычный исторический проект

Веб-сайты, содержащие образовательные лекции с учетом клипового восприятия

  • Arzamas http://arzamas.academy/ Некоммерческий просветительский проект о гуманитарном знании. Основа сайта — курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии, о культуре и человеке
  • Ускоренный курс мировой истории с Джоном Грином https://www.youtube.com/watch?v=N-7Acu0r398 англо-язычный исторический проект

  • "История России для "чайников» https://www.youtube.com/watch?v=50g-ulZUL5A содержит клипы по истории России
Педагогические подходы специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.); чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного; ограничение доступа к Интернету и другим средствам массовой информации; включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний; упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки); многократное повторение изученного материала.

Педагогические подходы

  • специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.);
  • чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;
  • ограничение доступа к Интернету и другим средствам массовой информации;
  • включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний;
  • упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки);
  • многократное повторение изученного материала.
Как бороться с минусами клипового мышления? Общие рекомендации

Как бороться с минусами клипового мышления?

Общие рекомендации

«Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать». 10

«Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

10