«Клиповое мышление и профилактика его развития на уроках истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания
высшей категории МБОУ СШ№70
Павлова О.Е.
Декабрь 2017
- Понятие клипового мышления
- Психолого-педагогические особенности детей, обладающих клиповым мышлением
- Положительные и отрицательные стороны клипового мышления учащихся
- Рекомендации по профилактике развития клипового мышления
- Образовательные технологии, формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы обучающихся как средства компенсации клипового мышления
Клиповое мышление
Направление в развитии отношений человека с информацией
- Формируется такое мышление на протяжении многих лет
- Привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа
однозначного научного определения клипового мышления на данное время нет
Клиповое мышление
- Зеппинг – это процесс, в ходе которого путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений
- « Блип-культура », («blip» – выброс сигнала), означающий фрагментарно-мозаичный характер представлений о мире.
Элвин
Тоффлер
американский философ,
социолог ,
футуролог ,
«Клиповое мышление»
понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире
Федор Иванович Гиренок (советский и российский философ, доктор философских наук, профессор)
Клиповое мышление - способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.
Факторы, породивших феномен «клипового мышления»:
- ускорение темпов жизни и возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
- потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
- увеличение разнообразия поступающей информации;
- увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;
Константин Григорьевич Фрумкин
(российский журналист, философ, культуролог)
«Клиповое мышление» как продукт глобализации
- «Клиповое мышление» и глобализация
- В конце 90-х годов XX века термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию.
Характерные черты «клипового» и понятийного мышления
«Люди экрана»
«Люди книги»
- Клиповое мышление : быстрое , но поверхностное
- языковой минимализм, речевая бедность
- визуальность
- рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания
- это преобладание конкретного мышления над абстрактным.
- Понятийное мышление: медленное , но глубокое .
- находить и выделять существенные признаки
- углубляться в информацию
- способность анализу и синтезу
- высокая критичность
Интернет
Клиповое мышление – неотъемлемая часть современного школьника
Социальные сети
СМИ
Мобильная связь
Клиповое мышление
9
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Психолого-педагогические особенности детей с «клиповым мышлением»
РОДИТЕЛИ
ЛИЧНОСТЬ
Особенности детей с «клиповым мышлением»
- Не формируются основные формы мышления
- Мозг не может воспроизвести действия по плану:
- Цель обучения для детей заключается в получении знаний, практическая польза владения которыми будет очевидна.
- Мотивация учеников сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.
ЗАДАЧА ПЕДАГОГА
строить свою деятельность с учетом особенностей детей с «клиповым мышлением »
Положительные и отрицательные стороны клипового мышления учащихся
- быстрота реакции и оперативность в резко меняющихся условиях, при принятии важных решений;
- продуктивность в условиях многозадачности;
- быстрое переключение внимания;
- защита мозга от перегрузки избыточной информацией;
- интеллектуальный рост, поглощение разного вида информации, желание познавать мир
- анализ информации заменяется ее потреблением;
- сниженная концентрация внимания;
- отсутствие глубокого усвоения знаний;
- подверженность чужому влиянию и манипуляциям;
- обеднение эмоционального интеллекта, сопереживание и ответственность притупляются;
- в условиях сложной задачи – растерянность и неспособность ее решить
10
«…те школьники, которые обладают клиповым мышлением, не станут великими, а те же, кого лишили компьютера, телевидения и клипового мышления, будут голодными…»
Берулава Галина Алексеевна ( психолог, профессор педагогических наук)
Рекомендации по профилактике развития клипового мышления
Основные проблемы и приемы их решения
Основные проблемы и приемы их решения
- Клиповое мышление школьников – не их вина, это их реальность.
- Невысокий уровень обученности учащихся связан не с тем, что школа плохая, а учителя непрофессиональные , а с тем, что материал в школе построен по линейному принципу. Разрыв между требованиями и желаниями.
- Те ученики, которые по каким-то причинам не перестроились на клиповое мышление, учатся успешно в технических учебных заведениях, где преобладает линейное обучение.
- Обладатели клипового мышления, оказываются перед трудностями, изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу: каждое новое понятие основано на предыдущем материале. Все понятия вместе требуют системного подхода. В силу клипового мышления ученики даже не понимают, чего от них хотят.
- Нужны новые подходы для того, чтобы педагоги могли учить обладателей клипового мышления. Для этого требуются специальные исследования и разработки методики и дидактики, помогающие детям освоить приемы системного мышления, умения думать абстрактно
… не бороться с клиповым мышлением, а использовать его особенности для процесса обучения
РАЗВИВАЮЩЕЕЕ ОБУЧЕНИЕ + КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ
Образовательные технологии, формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы обучающихся как средства компенсации клипового мышления
Методика кандидата физико-математических наук Л.И. Ястребова для развития собственного мышления (АСССА) «Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй
Вы купили набор Лего…
Первое, с чего вы начнете, прочтение инструкции — это и есть анализ
Дальше вы раскладываете кирпичики к кирпичикам, окна — отдельно, двери к дверям и так далее — это структурирование .
Систематизирование — осознание, что стена не должна быть слишком маленькой, чтобы в нее могли влезть окна.
После вы собираете дом из всех элементов — это синтез .
И последнее, что вы делаете: оцениваете полученное строение, сравниваете с тем, что было на коробке .
- Анализировать, а именно, исследовать проблему;
- Структурировать , находить отдельные элементы видимого явления, процесса, ситуации;
- Систематизировать , отслеживать взаимосвязи полученных элементов;
- Синтезировать , пытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов;
- Анализировать, оценивать полученный результат .
Ментальные карты ( Mind Map, карты памяти, интеллект-карты и т.п)
Технология визуализации мышления
Кластеры, опорные незаполненные схемы
Воронова С.Г. Важенин С.В.
«Метод парадоксов и противоречий»
искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.
«Моцарт — гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете» «Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим!» Как это объяснить?
Казиник Михаил Семенович
скрипач, искусствовед, педагог, культуролог
Упражнения для тренировки произвольного внимания детей на уроке по любому предмету
- Упражнение «Внимательно прослушай/прочитай и правильно построй вопрос »
- Что нужно делать: учитель дает короткую информацию.
Например: Иван III правил сорок три года до 1505 г, а хан Ахмат был убит в 1481 году
- Задача учеников – задать вопросы к этому информационному отрывку, соблюдая следующие установки:
а) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «да»;
б) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «возможно»;
в) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «Иван III и хан Ахмат»
г) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «нет»;
д) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «в этом отрывке нет ответа на ваш вопрос».
Рекомендации: текст учитель может подготовить любой. Важно, чтобы дети задавали вопрос, на который можно найти ответ в представленном предложении.
“ Болгария”
«Закончи умозаключение»
Упражнение “Болгария”
- Что нужно делать: в Болгарии принято, произнося слово «нет», кивать, а произнося слово «да»
- качать головой, как мы, когда отрицаем.
- Учитель договаривается с ребёнком, что на любые его вопросы надо отвечать, «как в Болгарии». За каждый правильный ответ ребёнок получает плюс, а за ошибку – минус. Условие-шутка: за каждый правильный ответ выдаётся конфетка/жетоны, если ребёнок ошибся – все конфеты забираются обратно.
- Самый последний вопрос: «Ты рад, что получил столько конфет?» Ребенок должен ответить«по-болгарски», иначе все конфеты/жетоны учитель должен забрать.
Упражнения для тренировки произвольного внимания детей на уроке по любому предмету
«Внимательно прослушай
и правильно построй вопрос »
«Закончи умозаключение»
Веб-сайты, содержащие образовательные лекции с учетом клипового восприятия
- Arzamas http://arzamas.academy/ Некоммерческий просветительский проект о гуманитарном знании. Основа сайта — курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии, о культуре и человеке
- Ускоренный курс мировой истории с Джоном Грином https://www.youtube.com/watch?v=N-7Acu0r398 англо-язычный исторический проект
- "История России для "чайников» https://www.youtube.com/watch?v=50g-ulZUL5A содержит клипы по истории России
Педагогические подходы
- специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.);
- чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;
- ограничение доступа к Интернету и другим средствам массовой информации;
- включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний;
- упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки);
- многократное повторение изученного материала.
Как бороться с минусами клипового мышления?
Общие рекомендации
«Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».
10