План сочинения | Содержание части сочинения | Клише |
1-й абзац Вступление + формулировка проблемы | Вопрос, над которым размышляет автор | • Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) … • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)… • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)… • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО). • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО). • Подводка к проблеме. В предложенном для анализа тексте ФИО ставит проблему (чего?) • Прочитанный мною текст писателя... (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое...? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему.... (какую?). Постараюсь прокомментировать её. • Обратимся к тексту писателя... (ФИО). В центре внимания автора - проблема... (какая?) Рассуждая о... (о чём?), автор задается вопросом: .... (каким?). • Текст ... (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности - ... (какой?) Автор заставляет нас задуматься о .... (о чём? над какими вопросами?). • Что такое...? В чём заключается...? Почему......? Как .....? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ..... (ФИО), посвящая его проблеме... (какой?) • Что значит быть...(каким?)? Зачем... ? В чём...? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе каждый человек. Проблема... (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя... (ФИО). |
2-3 абзац Комментарий | Два примера - иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру | Примеры – иллюстрации: • В качестве примера автор рассматривает… • Далее автор рассказывает, о том как • Проблема раскрывается автором на примере… • Автор обращает внимание читателя на … • Не случайно автор изображает (кого, что? ... ) • Проследим, как автор раскрывает проблему • Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам • Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о … • Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря фактам/материалам/описанию/рассуждению о … Пояснение к примерам: • Этот пример показывает, что… • Этот пример убедительно доказывает, что… • Эти события (факты, примеры) помогают понять… • Таким образом, автор показывает/подчеркивает • Писатель убеждает читателя в том, что… • АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли |
4 абзац Связь между примерами | (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка) + проанализировать эту связь!!! | • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет… • Для сравнения автор обращается к… • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять… • Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… • Эти два примера – иллюстрации противопоставлены/сопоставлены между собой, позволяют автору сделать вывод … • Автор акцентирует и внимание на том, что/как/насколько |
5 абзац Позиция автора | Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста | • Автор считает, что… • Автор подводит читателя к выводу о том, что… • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… • Позиция автора такова… • Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что… • Так автор убеждает нас в том, что… |
6 абзац Собственная позиция | Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту) | Мое отношение к позиции автора: • Я согласен с мнением автора. • Не могу полностью разделить мнение автора… • Безусловно, автор прав. • Моя точка зрения совпадает с позицией автора… • Трудно не согласиться с автором. • Я полностью разделяю позицию автора. Обоснование собственной позиции: • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа… • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого… • Известный ученый/ писатель/ деятель/... об этом говорил так… • Обратимся к произведению … • Вспоминается книга … • В романе (рассказе, повести, книге...) ... (ФИО) читатель встречается с... (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы) |
7 абзац Заключение | Вывод - обобщение моего рассуждения | • В заключение хочется сказать … • После прочтения этого произведения становится понятно… • После знакомства с героями произведения понимаешь… • Прочитав произведение, осознаешь… • Автор стремился показать... • Автор хочет, чтобы читатель понял… • Автор текста считает проблему важной… |