СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ключ к поколению, или что нужно сегодняшним студентам

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию еще одно свое методическое эссе. Это попытка раскрыть тему потребностей сегодняшней молодежи и сравнить отношение к одним и тем же вещам нескольких поколений. Надеюсь, вам будет интересно. 

Работа опубликована в сборнике Международной научно-практической конференции НИЦ "Вестник науки".

Просмотр содержимого документа
«Ключ к поколению, или что нужно сегодняшним студентам»

Ивлева Екатерина Юрьевна, ин.яз.


Ключ к поколению, или что нужно сегодняшним студентам

(Методическое эссе)

Будучи учениками 9 класса, мы, дети стыка поколений X и Y, уже не «странники», еще не «герои», изучали произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети». Учитель литературы, очень мудрая молодая женщина, которую мы все любили, рассказывала нам о том, как сильно отличается мировоззрение взрослых людей («отцов») от видения мира молодежи («детей»). Разбор произведения великого классика с этой точки зрения однозначно отвечал на все наши тогдашние вопросы: почему мы ссоримся с родителями по утрам, почему мы не можем приходить поздно вечерами, почему зеленые волосы не подходят выпускнику 9 класса, почему мы должны есть суп и нельзя хамить взрослым. Потому что есть родители, и они старше, а значит, больше знают и видят мир с какой-то тайной, абсолютно неясной, но правильной точки зрения.

Сегодня мы такие же «отцы» для поколения тех, кого мы учим. Передо мной из года в год новые студенты. Пока это те, кого исследователи классифицировали как поколение Z: «цифровые аборигены», интернетозависимые, гаджетозависимые, гиперактивные, неусидчивые и невнимательные.

Есть огромная разница между тем, как воспринимали информацию мы и как воспринимают они.

Мы поздно узнали, что такое Интернет, и всю юность использовали его для облегчения написания чего-либо. Мы воспринимали «паутину» как библиотеку. Мы «болтали» в чатах, при постоянно «отваливающемся» модеме, и верхом достижений человечества считали появившиеся в конце 90х мобильные телефоны-«лопаты», с функционалом «звонилок». Соцсетей и Интернет-площадок для досуга (кинотеатров, онлайн-игр, форумов для творчества, площадок коллекционеров, образовательных онлайн-ресурсов и т.д.) тогда просто не существовало в России. А зарубежный мир казался очень далеким.

Они родились в эпоху Интернета и с момента необходимости развития мелкой моторики (примерно с года-двух) держат в руках смартфоны. Сначала это специальные гаджеты для детей, а затем уже настоящие, работающие айфоны и андроиды родителей. Они «болтают» на полноценных площадках по интересам, они смотрят кино онлайн, заказывают товары в Интернете, в том числе за рубежом, и для них стерты границы между городами, странами и в целом даже мирами. Они создают вируальные миры, которые обустраивают по-своему, они придумывают собственных аватаров, которые живут своей жизнью во всемирной паутине. Для них нет ничего невозможного.

Так могут ли они слышать нас так, как этого хотим мы? – Не могут.

Однако проблема: мы преподаватели, и очень хочется быть для детей полезными. При нынешних огромных возможностях сети студенты не умеют учиться, потому что для них сеть – это исключительно круг интересов, в который чаще всего не входит учеба. Именно этот момент является замком ко всем проблемам в отношениях учителей с современными учениками. К нему необходимо подобрать правильный ключ.

Что же может быть ключом к студентам поколения Z?


В настоящее время я веду английский у 11 дневных групп студентов-медиков. Их возраст варьируется от 15 до 21 года. Мне очень легко ладить с ними, но непросто их заинтересовывать. Я молодой преподаватель, работаю педагогом СПО только второй год и пока не имею крутых кейсов, чтобы поделиться бесценным опытом. Зато у меня есть четкое представление о том, с кем я имею дело.

На утверждения, что им необходим английский в наше «открытое» время, когда они могут поехать легко в любую страну, как в путешествие, так и на работу или ПМЖ, они отвечают одно: «Нам не обязательно знать английский. У нас есть гугл. Открыли сайт, набрали по-русски – он все перевел. Лень набирать, сфотографировали текст – он снова все перевел. Набрали слово «разговорник» - он нашел самые расхожие фразы. Когда в руках телефон, зачем вообще что-то учить? То же самое касается и остальных предметов – мы учимся только ради диплома».

Это исходные данные, с которыми приходится работать. Потому что то, что они говорят, это прописная уже истина. Не нужны им лишние, на их взгляд, избыточные знания, потому что любая информация доступна онлайн.

Аргумент №1 (слабый, но действенный из-за прямой привязки к диплому): у нас есть учебная программа, и нам необходимо ее пройти.

Далее – постоянные страдания на английском, с брыканиями и напоминаниями, что «ну есть же гугл, зачем нам этот неясный язык…» и моим «программным» парированием. Приходится искать еще аргументы.

Аргумент №2 (сильный, но не действенный): вы будете работать медиками, и вам могут понадобиться зарубежные источники, потому что все, что есть в мире передового по медицине, в основном написано за рубежом и переведено на английский, не на русский.

Контраргумент студентов звучит, как заезженная пластинка: «Ну есть же гугл, найдем книжку, сфотографируем ее – и вот, перевод, не надо учить».

Ну что тут скажешь?

Я перестала пытаться аргументировать необходимость изучения иностранного. Вообще. На вопрос «зачем нам это?» даю отмашку вроде: «Просто я хочу, чтобы вы проводили время в моем классе» или «Давайте это на 4-м курсе обсудим» или «Не знаю, но попробую вас научить чему-то хорошему».

Зато я начала спрашивать их. Чтобы понимать, как вообще их учить.

Я провела анонимный опрос среди своих студентов младших курсов. Меня интересовали две вещи: каким они видят идеального преподавателя и что для них идеальный учебный процесс. В опросе приняли участие 97 студентов. Небольшая выборка, но, на мой взгляд, показательная.

Не было теста, и качества, которые студенты называли, они придумывали сами. На весь опрос в каждой из групп уходило не более 5 минут. Я не давала лишнего времени на раздумья.

Все ответы, естественно, были разные. Однако были весьма характерные совпадения.

Так, на первый вопрос «Назовите три качества идеального преподавателя» у 92 ребят из 97 было упомянуто «терпение», у 78 – «понимание», у 62 – «доброта».

Серьезно? И мы говорим о том, что у них другие ценности? Да нет, ценности все те же, только в другой, гаджетолизированной, оболочке, под которой прячутся такие же, как когда-то и мы, взрослеющие дети, которым просто нужно понимание и неосуждение взрослых, неважно, родители это, учителя или тетенька на улице.

Для получения полноценного ответа на второй вопрос я дала студентам несколько отдельных тем для размышления. Выяснилось следующее:

  1. 92 из 97 обучающихся предпочли бы визуализацию материала чтению.

  2. 89 человек из 97 более охотно набирают слова на клавиатуре, чем пишут от руки.

  3. 70 из 97 студентов хотели бы видеть в учебниках минимум текста.

  4. И, наконец, почти 100%-ное совпадение – 95 из 97 студентов, описывая идеальный учебник, упомянули «большое число иллюстраций/картинок».

В итоге идеальный учебный процесс с точки зрения студентов – это максимально простое объяснение материала, когда надо минимум писать, минимум читать, максимум смотреть.

А что же с речевой составляющей? Хотят ли они говорить?

Я задала ребятам еще один вопрос: «Нужен ли на уроке мобильный телефон и если да, то какие полезные функции вы могли бы назвать?»

«Да» было единогласным, функции называли разные. Неожиданными были такие точки соприкосновения:

  • «он меня успокаивает» (40 совпадений из 97)

  • «в нем удобно смотреть время» (38 из 97)

  • «можно погуглить информацию» (почти половина – 48 из 97)

Ни слова никто из ребят не сказал о том, что телефон может помочь ответить на вопросы преподавателя или построить фразу, если не уверен, что хорошо справишься сам.


На основании постоянных наблюдений, многочисленных разговоров со студентами, проведенного мини-опроса и здравого смысла на текущий момент я сделала следующие выводы:

  1. Студенты поколения Z плохо владеют навыками поиска учебной информации в сети. Для них не существует иных источников данных, кроме первых попавшихся сайтов из поисковиков, что дает нам, преподавателям, большие возможности, связанные с наполнением нужными материалами разных интересных обучающих Интернет-платформ (в том числе Google Classroom, Learning Apps, Padlet и др.).

  2. Им нравятся картинки и игры. И здесь мы можем идти с ними в ногу: добавляем соревновательный элемент в учебный процесс, включаем игру в warm up, готовим игровые занятия – и цель «довольный студент» будет достигнута. Научим ли мы их чему-то в играх? Безусловно: говорить, слушать друг друга и взаимодействовать.

  3. Наши студенты не могут жить без гаджетов. Это факт, с которым бессмысленно бороться. Если бороться с Google, мы проиграем. Значит, придется нам с вами сотрудничать с технологиями, иначе мы не сможем ничему научить наших детей.

А ключ к ним – это наша выдержка, огромное терпение и желание их слышать.


Список литературы:

  1. Теория поколений: беби-бумеры, поколения X, Y, Z и Альфа https://blog.depositphotos.com/ru/teoriya-pokolenij-bebi-bumery-pokoleniya-x-y-z-i-alfa.html

  2. Что такое поколение Z и как оно видит свое образование https://trends.rbc.ru/trends/education/5ef1ddbc9a794733b37dcfff

  3. Поколение Z: 16 особенностей людей, о которых вы ничего не знали

https://sales-generator.ru/blog/pokolenie-z/


3