Тренинг для педагогов
«Ключ невербального доступа»
Во ФГОС ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Выявление и учёт репрезентативной системы поможет педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, построить более эффективную коммуникацию – говорить с ребёнком на «одном с ним языке», облегчит процесс усвоения ребёнком новой информации.
Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира. Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается в звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий рассматривает новые рисунки и необычные предметы.
Первый ребенок – аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит. Второй – кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (прикосновения), температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые. Третий – визуал, для него главной является зрительная информация.
Среди взрослых чаще встречаются дискреты (дегитальная) – те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем. Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, поэтому у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, не смотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы. Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы.
Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется доминантной, или ведущей модальностью восприятия.
В среднем модальностей восприятия: аудиалов – 25%, визуалов – 34%, кинестетиков – 16%, дискретов – 25%.
Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.
2. Рассмотрим основные характеристики каждого типа.
Ведущая репрезентативная система дошкольника (раздаются листы с характеристиками)
3. Сейчас я предлагаю определить ведущую модальность у известных нам героев сказки «Винни – Пух и все-все-все…» (на слайде изображения героев сказки и речь героев).
- Винни Пух, естественно, КИНЕСТЕТИК – плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, голос низкий, постоянно почесывается.
- Кролик, скорее ВИЗУАЛ, очками это особенно подчеркивается. Тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено, голос достаточно высокий.
- Сова более подходит на АУДИАЛА – особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух. Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.
- На роль ДЕГИТАЛА явно претендует Ослик Иа – завязший в рассуждениях, понуруй, говорящий обще и на отвлеченные темы с самим собой.
- К какому типу принадлежит Пяточок, определить не удалось – мы постановили считать его ПОЛИМОДАЛЬЩИКОМ, то есть хорошо ориентируется во всех каналах сразу.
4. Методика «Ключи внутреннего доступа»
А какие органы чувств «откликаются» у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу модальности относитесь вы? Как вы воспринимайте окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.
Тест на определение типа восприятия
Выберите из данных словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. 1."Скорость – это…”
а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов. (+)
б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)
в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)
2."Плохая погода”
а) завывание ветра, стук капель. (*)
б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)
в) тусклое небо, серые тучи. (+)
3."Мёд”
а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)
б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)
в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)
4."Море”
а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
б) тёплая, солёная вода, горячий песок. (@)
в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)
5."Усталость”
а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)
б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)
в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)
6."Снег”
а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
б) холодный, мягкий, пушистый. (@)
в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)
7."Вечер”
а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинный тени. (+)
б) приглушенный звук, голоса близких, шкворчащий на сковородке ужин. (*)
в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)
8."У костра”
а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)
б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)
в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке.(*)
9."Дерево”
а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)
б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву. (+)
в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)
10."Город”
а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)
б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)
в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей. (*)
Интерпретация: Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@).
Если больше:
(+) – Визуал, восприятие окружающего мира преимущественно при помощи зрения
(*) – аудиал, восприятие преимущественно с помощью органов слуха
(@) – кинестетик, восприятие в основном через ощущения
5. Подведение итогов, рефлексия.
Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников.
И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.