СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ключ невербального доступа» Тренинг для педагогов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление и учет репрезентативной системы поможет педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, построить более эфективную коммуникацию - говорить с ребенком на "одном с ним языке".

Просмотр содержимого документа
««Ключ невербального доступа» Тренинг для педагогов»

Тренинг для педагогов

«Ключ невербального доступа»

Во ФГОС ДО прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Выявление и учёт репрезентативной системы поможет педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, построить более эффективную коммуникацию – говорить с ребёнком на «одном с ним языке», облегчит процесс усвоения ребёнком новой информации.

Репрезентативная система – это каналы получения и обработки информации из окружающего мира. Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается в звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий рассматривает новые рисунки и необычные предметы.

Первый ребенок – аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему важно, что он слышит. Второй – кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (прикосновения), температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые. Третий – визуал, для него главной является зрительная информация.

Среди взрослых чаще встречаются дискреты (дегитальная) – те, кто перерабатывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем. Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, поэтому у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, не смотря на это, в душе такие люди очень чувствительны и ранимы. Среди дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы.

Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая называется доминантной, или ведущей модальностью восприятия.

В среднем модальностей восприятия: аудиалов – 25%, визуалов – 34%, кинестетиков – 16%, дискретов – 25%.

Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.

2. Рассмотрим основные характеристики каждого типа.
Ведущая репрезентативная система дошкольника (раздаются листы с характеристиками)

3. Сейчас я предлагаю определить ведущую модальность у известных нам героев сказки «Винни – Пух и все-все-все…» (на слайде изображения героев сказки и речь героев).

- Винни Пух, естественно, КИНЕСТЕТИК – плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, голос низкий, постоянно почесывается.

- Кролик, скорее ВИЗУАЛ, очками это особенно подчеркивается. Тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено, голос достаточно высокий.

- Сова более подходит на АУДИАЛА – особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух. Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.

- На роль ДЕГИТАЛА явно претендует Ослик Иа – завязший в рассуждениях, понуруй, говорящий обще и на отвлеченные темы с самим собой.

- К какому типу принадлежит Пяточок, определить не удалось – мы постановили считать его ПОЛИМОДАЛЬЩИКОМ, то есть хорошо ориентируется во всех каналах сразу.

4. Методика «Ключи внутреннего доступа»

А какие органы чувств «откликаются» у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу модальности относитесь вы? Как вы воспринимайте окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика  канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.

Тест на определение типа восприятия

Выберите из данных словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. 1."Скорость – это…”

а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов. (+)

б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)

в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)

2."Плохая погода”

а) завывание ветра, стук капель. (*)

б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)

в) тусклое небо, серые тучи. (+)

3."Мёд”

а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)

б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)

в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)

4."Море”

а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)

б) тёплая, солёная вода, горячий песок. (@)

в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)

5."Усталость”

а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)

б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)

в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)

6."Снег”

а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)

б) холодный, мягкий, пушистый. (@)

в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)

7."Вечер”

а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинный тени. (+)

б) приглушенный звук, голоса близких, шкворчащий на сковородке ужин. (*)

в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)

8."У костра”

а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)

б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)

в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке.(*)

9."Дерево”

а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)

б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву. (+)

в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)

10."Город”

а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)

б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)

в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей. (*)


Интерпретация: Подсчитайте количество ответов (+), (*) и (@).

Если больше:

(+) – Визуал, восприятие окружающего мира преимущественно при помощи зрения

(*) – аудиал, восприятие преимущественно с помощью органов слуха

(@) – кинестетик, восприятие в основном через ощущения


5. Подведение итогов, рефлексия.

Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников.

И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающий мир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть.