СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ключи к пробным вариантам ЕГЭ по обществознанию для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключи для вариантов, которые ранее были опубликованы P.S. примеры в задании 19 и 25, обоснования в задании 20 могут быть другими; пункты и подпункты планов (задание 24) даны с опорой на тексты учебников федерального перечня

Просмотр содержимого документа
«Ключи к пробным вариантам ЕГЭ по обществознанию для 10 класса»

Вариант 1

Задание 17. - В общественной жизни прямо или опосредованно участвуют огромные массы людей, движимые определенными политическими потребностями, интересами и целями. В связи с чем общественная жизнь политизируется, социальные отношения и связи приобретают политическую окраску и направленность.

- Субъекты политической деятельности, объекты политической деятельности, политические отношения, политические потребности и интересы, политическая культура и политическое сознание.

- Многообразие политической деятельности связано, во-первых, со сложностью институционального поля политики в современном обществе, т.е. наличием разнообразных политических институтов, которые ориентируют людей на совершение различных политических действий; во-вторых, со сложностью мотивационной структуры граждан, ввиду несовпадения их политических предпочтений и ценностных ориентаций.

Задание 18. Три основных признака понятия «политическая власть»:

- направлена на достижение общезначимых целей;

- субъектами являются государство, политические партии и движения и т.д.

- способность политических субъектов проводить свою волю, повелевать и управлять другими;

Влияние субъекта политической деятельности на многообразие форм и содержания политической деятельности обусловлено следующими факторами: ценностями субъекта политической деятельности, его убеждениями и уровнем политической культуры, а также национальной, профессиональной, классовой, демографической принадлежностью субъекта. Именно эти факторы оказывают влияние на разнообразие форм и содержания политической деятельности1.

Задание 19. - Избиратель: в сентябре 2023 года Гражданка Иванова приняла участие в выборах депутатов Государственной Думы РФ, она приняла сознательное решение проголосовать за партию «Зелёные», ведь ей близка программа партии.

- Участник партии: руководительница муниципального отделения партии КПРФ Анна провела встречу с избирателями. Во время встречи она затронула тему пенсионного возраста, выступила с тезисами о необходимости понижения пенсионного возраста и повышении размера пенсии. Она убедила участников встречи создать соответствующую петицию и начать собирать подписи за её реализацию.

- Депутат: Виктория – депутат Государственной Думы от партии «Единая Россия». На очередном заседании Думы она внесла предложение об увеличении призывного возраста.

  1. Задание 20. Деятельность политических партий оказывает положительное влияние на жизнь общества и государства в силу того, что одной из базовых функций политических партий является представление интересов различных слоёв общества. Отстаивая интересы своих избирателей политические партии способствуют принятию законов, которые будут одобрены обществом, они выступают гарантом соблюдения прав и свобод граждан, что благополучно влияет на жизнь в обществе, государстве.

  2. Общественные движения стремятся повлиять на действующую власть с целью придать огласке те проблемы и вопросы, решение которых волнует граждан страны. Своими активными действиями, которые в том числе освещаются СМИ, участники движения показывают важность проблем и их решения для развития общества в дальнейшем. Актуализация и популяризация запросов на решение социальных, экономических, культурных и политических проблем помогает в нужное время их решить.

  3. Работа над программными документами партий, их опубликование в СМИ помогают формировать гражданскую позицию, развивать политическую культуру общества в конкретном государстве за счёт освещения в программах партий ключевых вопросов и проблем жизни в государстве. Подобные действия помогают сформировать ответственное отношение к выборам у избирателей. Это помогает отсрочить приход к власти популистов и радикалов, что полезно для адекватного развития общества.

Задание 22. 1) Тип общества государства S: индустриальное;

2) Тип экономики государства S: плановая/командная;

3) Нуклеарными называют семьи, которые состоят из родителей и детей.

4) Форма государственно-территориального устройства государства S: федерация.

Задание 23. Основа конституционного строя: суверенное государство. Подтверждения:

  1. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию;

  2. Конституция РФ и федеральное законодательство имеют верховенство на всей территории страны;

  3. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Задание 24. Сложный план по теме:

«Система российского образования»

  1. Понятие «образование»;

  2. Система образования в РФ:

А) ФГОС, федеральные государственные требования, рабочие программы и т.д.;

Б) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники и т.д.;

В) органы государственного управления в сфере образования;

Г) организации, обеспечивающие оценку качества образования;

Д) объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

  1. Образования в РФ подразделяется на:

А) общее образование;

Б) профессиональное образование;

В) дополнительное образование;

Г) профессиональное обучение.

  1. Уровни общего образования в РФ:

А) дошкольное;

Б) начальное;

В) основное общее;

Г) среднее общее.

  1. Тенденции развития образования в РФ:

А) демократизация;

Б) гуманитаризация;

В) гуманизация;

Г) компьютеризация и т.д.

  1. Нормативные документы, регулирующие работу системы образования в РФ.

Задание 25.

  1. В современном обществе необходимо непрерывно обучаться. Это связано в первую очередь с переходом развитых обществ в стадию постиндустриального развития экономики. Внедрение научно-технического прогресса в производство, компьютеризация оного становится причиной того, что людям, дабы быть востребованными на рынке труда, необходимо повышать свою квалификацию, проходить курсы переобучения, самообразование на протяжении долгих лет жизни, т.е. развивать свои компетенции, что равно -получать непрерывное образование.

Дополнительный вариант: в современном обществе необходимо непрерывно обучаться. Важность непрерывного обучения заключается в том, что получение того или иного уровня образования продвигает человека в обществе. Благодаря образованию люди получают социальный статус и могут выполнять разные социальные роли. Для продвижения по карьерной лестнице в информационном обществе необходимо владеть современными компетенциями (коммуникативные, критическое мышление, управление процессами/кадрами и т.д.). Поэтому для получения высокого статуса в обществе, признания, собственной актуальности на рынке труда необходимо повышать свою квалификацию, проходить курсы переподготовки, заниматься самообразованием, т.е. непрерывно обучаться.

  1. Функции современного школьного образования: обучение основам научных знаний, формирование мировоззрения, ориентирование обучающихся в мире профессий.

  2. Обучение основам научных знаний: на уроках биологии в МБОУ НСОШ №1 имени Н.И. Зубилина (Орловская область) ученики и ученицы научились определять псевдонаучные и научные знания о строении организма человека.

Формирование мировоззрения: на уроках физики обучающиеся школы №2 (Урицкий район) узнали о законах Ньютона. Они на практике доказали их существование с помощью физических экспериментов. Это привело к тому, что услышанную информацию о природных явлениях ученики предпочитали проверить на практике, что является одной из основ научного мировоззрения.

Ориентирование обучающихся в мире профессий: в школах Урицкого района (Орловская область) был объявлен месячник профессий. В рамках мероприятий месячника девятиклассники школ района прошли тестирование на сайте «Билет в будущее», ознакомились с востребованными профессиями в своей Орловской области, посетили завод имени Медведева, Орловский техникум сферы услуг. После завершения месячника профессий Петров и Сидоров сообщили классному руководителю, что они определились с будущей профессией.

Вариант 2

Задание 17. - Основные тенденции развития инновационной экономики: превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом, капиталом и предпринимательством; возрастающая роль человеческого капитала и непрерывного образования; возрастание роли информационной инфраструктуры и информационных технологий.

- Фактор «знание» напрямую влияет на фактор «предпринимательская способность». С помощью новых знаний предприниматели анализируют рынки, технологии и спрос, формируют новые стратегии производства, принимают организационные решения. Фактор «знание» напрямую влияет на фактор «предпринимательская способность». С помощью новых знаний предприниматели анализируют рынки, технологии и спрос, формируют новые стратегии производства, принимают организационные решения.

- В инновационной экономике утрачивают свою приоритетность такие объекты, как производственные ресурсы, вещественные товары, происходит перенос «центра тяжести» из сферы обращения в сферу инновационного производства.

Задание 18. Три основных признака понятия «предпринимательство»:

- самостоятельная деятельность;

- нацелена на систематическое получение прибыли;

- осуществляется на свой страх и риск.

Связь между информацией и информационным обществом заключается в том, что информация (знания/сведения) становятся ключевым фактором, влияющим на развитие общества информационного типа.

Задание 19. 1) Информация: Инвестиционный фонд «Думаем о вас» проанализировал содержание санкционного пакета для государства R, под санкции попали добывающие отрасли промышленности. Было принято решение не направлять средства инвесторов в предприятия добывающей отрасли этого государства. Данное решение помогло избежать лишних убытков.

2) Изучение рынка: Руководство Wildberries после изучения возможностей конкурентов, запросов и интересов потребителей решило расширить сеть пунктов выдачи заказов. Их стали открывать не только в областных центрах, но и в близлежащих посёлках, районных центрах. Например, в посёлке Нарышкино за три года было открыто 3 пункта выдачи Wildberries. Расширение бизнеса на основе аналитической информации позволило увеличить прибыль на 11%.

3) Изучение потребностей покупателя: отдел маркетинга компании Gloria Jeans разработал опрос, чтобы узнать о том, чего не хватает их покупателям. Проанализировав ответы, они выяснили, что у покупателей в Орловской и Курской областях есть потребность в покупке джинсов на рост от 150 до 183 см. По итогу в 2023 году в Орле и Москве были выставлена на продажу джинсы, которые подходили людям с разным ростом, это обеспечило магазину Gloria Jeans преимущество перед конкурентами.

Задание 20. 1) В информационном обществе велика роль внедрения результатов научно-технического прогресса в производство. Инвестиции руководителей в повышение квалификации работников способны повысить доход предприятия, т.к. работниками осваивается новая технология организации труда, которая способствует повышению его производительности и доходов предприятия.

2) Исредств в повышение качества образования сотрудников фирмы/предприятия/компании способствует тому, что за счёт усиления и увеличения теоретической и практической базы сотрудники в состоянии генерировать новые идеи. Внедрение в производственный процесс новых (качественных) идей, способных обеспечить конкурентные преимущества, может привести к сокращению издержек производства и как следствие увеличению прибыли.

3) Инвестирование в человеческий капитал повышает уровень компетентности работников, что позволяет им повысить свою производительность труда и увеличить объём производства товаров и услуг.

Задание 22. 1) экономическая/ хозяйственно-бытовая/ бытовая;

2) воспитательная, психологическая; досуговая, статусная; социализирующая, регулятивная.

3) семья Узумаки относится к семье нуклеарного типа, т.к. состоит из родителей и детей.

4) По какому принципу распределяются обязанности в семье Узумаки? / Существует ли в семье Узумаки разделение обязанностей на женские и мужские? Каким способом принимаются решения в семье Узумаки?

Задание 23. Основа конституционного строя: правовое государство. Подтверждения:

  1. В Конституции Российской Федерации закреплён/утверждён приоритет прав и свобод человека, обязательство государства их защищать;

  2. В основном законе РФ закреплено разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную;

  3. В Конституции российского государства закреплён принцип верховенства права: все люди, организации, органы власти должны подчиняться Конституции и действующему законодательству.

Задание 24. Сложный план по теме

«Истина и её критерии»

  1. Значение понятия «истина»;

  2. Свойства истины:

А) объективность;

Б) конкретность;

В) историчность.

  1. Виды истины:

А) относительная истина;

Б) абсолютная истина.

  1. Критерии истины:

А) практика;

Б) соответствие законам логики;

В) соответствие ранее открытым фундаментальным законам и т.д.

Задание 25.

  1. Истина является идеалом познания. Истина даёт исчерпывающие представление о том объекте, который исследует человек во время процесса познания. Из-за несовершенства методов, количества имеющихся знаний у людей, изменяемости мира и ограниченности возможностей познающего субъекта истинное (исчерпывающие) знание о чём-либо выступает лишь идеалом. Люди к нему (истинному знанию) стремятся, но достичь этой цели не всегда удаётся.

  2. Критерии истины: практика, соответствие законам логики, соответствие фундаментальным законам.

  3. Практика, познание природы: представление о том, что существует сила тяжести было неоднократно доказано на практике физиками/ представление о том, что существует сила тяжести получало подтверждение во время экспериментов, проводимых физиками.

Соответствие ранее открытым законам, познание общества: в газете "Новая жизнь" написали статью о том, что жители пгт. Нарышкино стали реже покупать сахар в сети магазинов Магнит, Пятёрочка из-за повышения цены на этот продукт. Умозаключения в данной статье считаются истинными, т.к. они соответствуют закону изменения спрос.

Соответствие законам логики, познание человека: если у человека температура 38,9, он кашляет, потерял аппетит, у него забит нос, то данный человек болен. Виталий - человек, поэтому, если у него поднимется температура, забьётся нос, начнётся кашель, пропадёт аппетит, то он заболел.





1 Также можно написать о влиянии социальных норм на многообразие содержания и форм политической деятельности. Так правовыми нормами устанавливаются формы государства, которые устанавливают рамки дозволенного для государственной власти, субъектов государства и рамки отношений между властью и народом.