КЛУБ ОБЩЕНИЯ
«ЭТИКА: АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Для обучающихся 2-х классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои
действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Общая характеристика программы.
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Ценностные ориентиры. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В процессе освоения материалов обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации
интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе).
Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
продолжать формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
cовершенствовать коммуникативную культуру обучающихся;
способствовать развитию уверенности в себе, чувства юмора.
Уроки общения «Азбука добра» проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 45 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в нестандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и элементы прощания.
В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арттерапии, а также психогимнастика.
Критерии эффективности программы:
1. Изменение отношения обучающихся к социальному окружению.
2. Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.
3. Знание себя как свободной, психологически образованной личности.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Методы работы:
— личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
— стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
— развивающие нравственное сознание;
— активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Формы работы: беседы, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта, творческая поисковая деятельность.
Состав группы: обучающиеся 2-х классов.
Возраст: 8-9 лет.
Временной аспект: 33 часа (9 часов на диагностику и 24 часа по программе).
Содержание занятий
№ п/п | Тема урока | Содержание занятия Универсальные учебные действия | Методическое обеспечение. Перечень используемых упражнений. |
1. | Вводное занятие. (1ч.) Тема: «Что такое этика: Азбука добра?» Цель: - Учить анализировать действия, поступки, отличать добро от зла, расслабляться и забывать плохое. - Формировать в детях качества личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла, положительные качества от отрицательных. | Понятие об основных духовно-нравственных направлениях. Воспитывать в детях милосердие, чуткость, понимание чужого горя, доброту. Развивать речь, мышление, кругозор. | Представление детей о добре и зле. Упражнение «Что я знаю о себе». |
2. | Тема: «Будем добрее друг к другу» (1ч.) Цель: - Формирование навыков доброжелательного отношения у детей младшего школьного возраста. | Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим. УУД: - использовать в речи слова вежливости: - оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. | Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости. Упражнения: “Назови по имени”, “Испорченный телефон”. |
3. | Тема: “Основные способы общения”. (1ч.) Цель: ознакомление обучающихся с основными способами общения: речь, мимика, жесты. | Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. УУД: - участвовать в диалоге, высказывать свои суждения; - анализировать высказывания собеседников. | Логические задачи, развивающие игры. Упражнения «Пальцы помогают говорить». Развитие мелкой моторики рук. |
4. | Тема: "Уроки доброты". (1ч.) Цель: дальнейшее развитие представлений обучающихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку обучающихся.
| Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим. УУД: - использовать в речи слова вежливости: - оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. | Психогимнастика. Упражнения: “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”. Диагностические процедуры: Методика «Лесенка» |
5. | Тема: «Знакомство с эмоциями. Радость» (1ч.) Цель: — первичное знакомство с чувством радости; — развитие умения выражать своё эмоциональное состояние; | Понятие о способности понимать эмоциональное состояние другого человека. | Путешествие по сказочному лесу. Психогимнастика. Упражнения: “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”. |
6. | Тема: «Радость в моей жизни». (1ч.) Цель: расширять представление детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; | Понятие об открытом проявлении эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими). | Калейдоскоп хорошего и плохого настроения. Упражнения: “Маски”, “Интонация”, «Да и нет не говорить». |
7. | Тема: «Удивление». (1ч.) Цель: - знакомство с чувством удивления; - закрепление мимических навыков. | Понятие об открытом проявлении эмоций удивления. УУД: - оценивать адекватно ситуацию и попытаться угадать эмоции. | Упражнения: «Сказочный лес», «Пишущая машинка», «Повтори за мной», Сенсорная комната. Элементы арттерапии. Работа в группах. |
8. | Тема: «Вежливость с ближайшим окружением». (1ч.) Цель: - формировать пути и способы общения со сверстниками; | Сопереживание, помощь друзьям. УУД: - использовать доброжелательный тон в общении; - оценивать характер общения. | Тропа добрых поступков. Упражнение: “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”. |
9. | Тема: «Как научиться общаться лучше?» (1ч.) Цель: - продолжать повышать коммуникативный уровень обучающихся; - развивать умение слушать собеседника, тренировка наблюдательности. | Беседа о правилах “хорошего слушания”. | Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант). Раздаточный материал, карандаши, бланки. |
О ТРУДОЛЮБИИ |
10. | Тема: «Значение труда в жизни людей». (1ч.) Цель: - изучить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться; - избавление от неорганизованности. | Виды труда детей в школе и дома. УУД: - анализировать свой распорядок дня; - оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | Упражнения: “Лужа”. Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет”. В. Осеева “Хороший поступок”. |
11. | Тема: «Учение как основной труд и обязанность школьника». (1ч.) Цель: - формировать пути и способы преодоления лени, неумения трудиться; - избавление от неорганизованности. | Понятие о своих обязанностях. Учусь всё делать сам. | Удивительное путешествие в волшебный сад. Пословицы и поговорки о вежливости. Цветные карандаши, бумага. |
12. | Взаимопомощь дома и в школе. (1ч.) Цель: - развивать сочувствие, внимание, взаимоуважение друг к другу; - продолжать формировать пути и способы преодоления лени, неумения трудиться; | УУД: - использовать доброжелательный тон в общении; - оценивать характер общения. | Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Снежный ком”. |
13. | Тема: «Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей». (1ч.) Цель: - избавление от неорганизованности. | Понятие о труде людей и трудолюбии. УУД: - оценивать своё отношение к учёбе; | Опросник «Учебная мотивация» Лускановой. Раздаточный материал, карандаши, бланки. |
14. | Тема: «Беречь результаты труда». (1ч.) Цель: - совершенствовать пути и способы преодоления лени, неумения трудиться; - избавление от неорганизованности. | УУД: - анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. | Упражнения: “Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”. |
КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА |
15. | Тема: «Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке». (2ч.) Цель: - формировать положительное отношение к чистоте, порядку. | Правила опрятности. УУД: - воспроизводить основные требования к внешнему виду человека; - оценивать внешний вид человека. | Калейдоскоп желаний. Беседа об уважении и принятии другого. Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”. |
16. | Тема: «Правила личной гигиены». (1ч.) Цель: - Формирование здорового образа жизни, привитие навыков личной гигиены. - Познакомить обучающихся с правилами личной гигиены. | Воспитывать аккуратность, бережливость, силу воли. Оценка внешнего вида человека. Критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. | Упражнение: «Вспомни о чистоте». Конкурс загадок о здоровье и чистоте. |
ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ |
17. | Тема: «Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой». (1ч.) Цель: - совершенствовать умение вести себя на перемене, в столовой. - способствовать закреплению норм и правил поведения. | Понятие об основных правилах поведения в школе. | На тропинке правил поведения. Упражнения: “Опиши партнёра”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”. Работа в сенсорной комнате. Психогимнастика. |
18. | Дисциплина в школе и классе. (2ч.) Цель: - продолжать знакомить обучающихся с правилами поведения на уроке. | УУД: - воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; - оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | На тропинке правил поведения. Упражнения: “Опиши партнёра”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”. Работа в сенсорной комнате. Психогимнастика. |
19. | Тема: «Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка». (1ч.) Цель: - формировать умение содержать в чистоте своё рабочее место; - способствовать развитию самостоятельности при подготовке к занятиям. | Понятие об отношении к школе, к своим одноклассникам. | Упражнения с элементами арттерапии. Головоломки, лабиринты, раскраски. |
20. | Этюд "Встреча с другом". (2ч.) Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений. | Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. | Сенсорная комната «Замечательное звёздное небо». Практическое упражнение «Мимика и жесты». Ватман. Краски. Карандаши. Кисти. Упражнения с элементами арттерапии. |
ВНЕШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ |
21. | Тема: «Дал слово — держи его». (2ч.) Цель: - способствовать развитию ответственности по отношению к окружающим; - формировать чувство сопереживания за других. | Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. УУД: - использовать доброжелательный тон в общении; - оценивать характер общения. | Путешествие по стране добрых дел. Оборудование: плакаты с пословицами. Развивающие игры, ребусы. Готовимся к празднику. Пожелания друг другу, подарки на память (рисунки, оригами, поделки). |
22. | Тема: «Правила поведения в общественных местах». (2ч.) Цель: - развивать внимание к окружающим людям; - способствовать развитию ответственности по отношению к окружающим; | УУД: - воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; - оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | Практическое задание: разыгрывание ситуаций. Сенсорная комната. Упражнение «Заколдованный сад». Работа в группах (элементы арттерапии). Осваиваем правило «Так нельзя». |
23. | Тема: «Что может поднять тебе настроение». (1ч.) Цель: расширять представления детей об эмоции «радость»; - учить детей понимать свои чувства и чувства других людей. - учить предавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; - формировать положительные чувства и эмоции через улыбку. | Закрепление положительных эмоций, отвечающих за внутренне состояние человека. | Сенсорная комната «Тропа возрождения». Логические задачи. Упражнение: «Нарисуй «Радость». |
24. | Тема: «Рассерженные шарики» (1ч.) Цель: - показать и научить детей безопас-ным способам выражения чувств гнева и раздражения; | Помочь ребёнку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и, как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека; | Конкурс пословиц о дружбе. Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”. Развивающая игра «Мир животных» |
25. | Тема: «Рассерженные шарики» (1ч.) Цель: продолжать формировать разнообразные безопасные способы выражения агрессии. | Активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребёнок мог увидеть, почув-ствовать, «услышать», раздражение и гнев, и, тем самым, лучше осознать их природу и смысл; | Игра «Город вежливости». Вежливый ли я дома? Методика «Палитра интересов». (А.И. Савенков). Бланки ответов. Карандаши. Ручка. |
26. | Тема: «Стремись творить добро». (2ч.) Цель: дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся. | Понятие о доброте и щедрости души. Закрепление секретов общения. | Конкурс пословиц и поговорок о добре. Оформление работ на листах бумаги. Карандаши, фломастеры. |
27. | Обобщение. Завершение цикла занятий. Подведение итогов. (1ч.) | Рефлексия обучающихся 2-х классов. Закреплять полученные знания и навыки в повседневной жизни ребёнка. | Пожелания друг другу, подарки на память (рисунки, оригами, поделки). |
Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками, которые можно применять в социальной практике, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Обучающиеся должны знать:
— правила поведения в школе и других общественных местах;
— основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
Обучающиеся должны уметь:
— общаться с людьми;
— соблюдать правила личной гигиены;
— выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
— аккуратностью;
— коммуникабельностью;
— целеустремлённостью;
— самокритичностью;
— способностью к оказанию взаимопомощи;
— самостоятельностью;
— исполнительностью;
— уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
— милосердием, заботой о старших и младших;
— любовью к своей малой родине;
— трудолюбием.
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные
учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
К личностным результатам относится система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет младшему школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.).
К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; межличностной коммуникации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Список использованной литературы
Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана -
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 480 с.
Федоренко, Л. Г. Секреты общения. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. Метод.пособие. – СПб.: АО «МЭРИЛ», 2009. – 16с.
Список рекомендуемой литературы для учеников
1. Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки: [пер. с дат. : для мл. возраста]. — М. : Дом, 1993.
2. Киплинг Р. Маугли. — М. : Детская литература, 1986.
3. Пришвин М.М. Моя страна. — М. : Географиздат, 1950.
4. Пушкин А.С. Стихотворения. Сказки. — М. : АСТ : Олимп, 1997.
5. Твен М. Приключения Тома Сойера. М. : Детская литература, 1977.
6. Чуковский Н. Водители фрегатов (Книга о великих мореплавателях). — М. : Детская литература, 1984.
14