СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клуб общения «этика: азбука здоровья»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои

действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Клуб общения «этика: азбука здоровья»»





КЛУБ ОБЩЕНИЯ

«ЭТИКА: АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»


Для обучающихся 2-х классов
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои

действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.


Общая характеристика программы.


Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.


Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


Ценностные ориентиры. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В процессе освоения материалов обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.


Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).


Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации

интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе).


Цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • продолжать формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;

  • cовершенствовать коммуникативную культуру обучающихся;

  • способствовать развитию уверенности в себе, чувства юмора.

Уроки общения «Азбука добра» проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 45 минут.

Структура занятия: каждое занятие проводится в нестандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и элементы прощания.

В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арттерапии, а также психогимнастика.


Критерии эффективности программы:

1. Изменение отношения обучающихся к социальному окружению.

2. Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.

3. Знание себя как свободной, психологически образованной личности.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.


Методы работы:

— личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

— стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

— развивающие нравственное сознание;

— активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Формы работы: беседы, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта, творческая поисковая деятельность.

Состав группы: обучающиеся 2-х классов.

Возраст: 8-9 лет.

Временной аспект: 33 часа (9 часов на диагностику и 24 часа по программе).


Содержание занятий


п/п

Тема урока

Содержание занятия

Универсальные учебные действия

Методическое обеспечение. Перечень используемых упражнений.

1.

Вводное занятие. (1ч.)

Тема: «Что такое этика: Азбука добра?»

Цель:

- Учить анализировать действия, поступки, отличать добро от зла, расслабляться и забывать плохое.

- Формировать в детях качества личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла, положительные качества от отрицательных.

Понятие об основных духовно-нравственных направлениях.

Воспитывать в детях милосердие, чуткость, понимание чужого горя, доброту. Развивать речь, мышление, кругозор.


Представление детей о добре и зле.

Упражнение «Что я знаю о себе».

2.

Тема: «Будем добрее друг к другу» (1ч.)
Цель:

- Формирование навыков доброжелательного отношения у детей младшего школьного возраста.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим.

УУД:

- использовать в речи слова вежливости:

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости.

Упражнения: “Назови по имени”, “Испорченный телефон”.


3.

Тема: “Основные способы общения”. (1ч.)

Цель: ознакомление обучающихся с основными способами общения: речь, мимика, жесты.


Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

УУД:

- участвовать в диалоге, высказывать свои суждения;

- анализировать высказывания собеседников.


Логические задачи, развивающие игры. Упражнения «Пальцы помогают говорить». Развитие мелкой моторики рук.


4.

Тема: "Уроки доброты". (1ч.)

Цель: дальнейшее развитие представлений обучающихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку обучающихся.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим.

УУД:

- использовать в речи слова вежливости:

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Психогимнастика.

Упражнения: “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”. Диагностические процедуры: Методика «Лесенка»

5.

Тема: «Знакомство с эмоциями. Радость» (1ч.)

  1. Цель:

  2. — первичное знакомство с чувством радости;

  3. — развитие умения выражать своё эмоциональное состояние;


Понятие о способности  понимать эмоциональное состояние другого человека.

Путешествие по сказочному лесу. Психогимнастика.

Упражнения: “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”.

6.

Тема: «Радость в моей жизни». (1ч.)

Цель: расширять представление детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать по­ложительные эмоции, чувства через улыбку;

Понятие об от­крытом проявлении эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

Калейдоскоп хорошего и плохого настроения.

Упражнения: “Маски”, “Интонация”, «Да и нет не говорить».

7.

Тема: «Удивление». (1ч.)

Цель:

- знакомство с чувством удивления;

- закрепление мимических навыков.

Понятие об от­крытом проявлении эмоций удивления.

УУД:

- оценивать адекватно ситуацию и попытаться угадать эмоции.

Упражнения: «Сказочный лес», «Пишущая машинка», «Повтори за мной», Сенсорная комната. Элементы арттерапии. Работа в группах.

8.

Тема: «Вежливость с ближайшим окружением». (1ч.)

Цель:

- формировать пути и способы общения со сверстниками;


Сопереживание, помощь друзьям.

УУД:

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения.

Тропа добрых поступков. Упражнение: “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”.

9.

Тема: «Как научиться общаться лучше?» (1ч.)

Цель:

- продолжать повышать коммуникативный уровень обучающихся;

- развивать умение слушать собеседника, тренировка наблюдательности.


Беседа о правилах “хорошего слушания”.


Методика "Корректурная проба"

(буквенный вариант). Раздаточный материал, карандаши, бланки.

О ТРУДОЛЮБИИ

10.

Тема: «Значение труда в жизни людей». (1ч.)

Цель:

- изучить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться;

- избавление от неорганизованности.

Виды труда детей в школе и дома.

УУД:

- анализировать свой распорядок дня;

- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Упражнения: “Лужа”.

Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет”. В. Осеева “Хороший поступок”.

11.

Тема: «Учение как основной труд и обязанность школьника». (1ч.)

Цель:

- формировать пути и способы преодоления лени, неумения трудиться;

- избавление от неорганизованности.

Понятие о своих обязанностях.

Учусь всё делать сам.


Удивительное путешествие в волшебный сад. Пословицы и поговорки о вежливости. Цветные карандаши, бумага.

12.

Взаимопомощь дома и в школе. (1ч.)

Цель:

- развивать сочувствие, внимание, взаимоуважение друг к другу;

- продолжать формировать пути и способы преодоления лени, неумения трудиться;

УУД:

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения.

Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Снежный ком”.

13.

Тема: «Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей». (1ч.)

Цель:

- избавление от неорганизованности.

Понятие о труде людей и трудолюбии.

УУД:

- оценивать своё отношение к учёбе;


Опросник «Учебная мотивация» Лускановой.

Раздаточный материал, карандаши, бланки.

14.

Тема: «Беречь результаты труда». (1ч.)

Цель:

- совершенствовать пути и способы преодоления лени, неумения трудиться;

- избавление от неорганизованности.

УУД:

- анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Упражнения:

“Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”.

КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА

15.

Тема: «Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке». (2ч.)

Цель:

- формировать положительное отношение к чистоте, порядку.

Правила опрятности.

УУД:

- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека;

- оценивать внешний вид человека.

Калейдоскоп желаний. Беседа об уважении и принятии другого.

Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”.

16.

Тема: «Правила личной гигиены». (1ч.)

Цель:

- Формирование здорового образа жизни, привитие навыков личной гигиены.

- Познакомить обучающихся с правилами личной гигиены.


Воспитывать аккуратность, бережливость, силу воли.

Оценка внешнего вида человека. Критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Упражнение: «Вспомни о чистоте».

Конкурс загадок о здоровье и чистоте.


ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ

17.

Тема: «Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой». (1ч.)

Цель:

- совершенствовать умение вести себя на перемене, в столовой.

- способствовать закреплению норм и правил поведения.

Понятие об основных правилах поведения в школе.


На тропинке правил поведения.

Упражнения: “Опиши партнёра”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”.

Работа в сенсорной комнате.

Психогимнастика.

18.

Дисциплина в школе и классе. (2ч.)

Цель:

- продолжать знакомить обучающихся с правилами поведения на уроке.

УУД:

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

На тропинке правил поведения.

Упражнения: “Опиши партнёра”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”.

Работа в сенсорной комнате.

Психогимнастика.

19.

Тема: «Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка». (1ч.)

Цель:

- формировать умение содержать в чистоте своё рабочее место;

- способствовать развитию самостоятельности при подготовке к занятиям.

Понятие об отношении к школе, к своим одноклассникам.

Упражнения с элементами арттерапии. Головоломки, лабиринты, раскраски.

20.

  1. Этюд "Встреча с другом". (2ч.)

  2. Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.


Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.


Сенсорная комната «Замечательное звёздное небо». Практическое упражнение «Мимика и жесты».

Ватман. Краски. Карандаши. Кисти.

Упражнения с элементами арттерапии.


ВНЕШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ

21.

Тема: «Дал слово — держи его». (2ч.)

Цель:

- способствовать развитию ответственности по отношению к окружающим;

- формировать чувство сопереживания за других.


Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

УУД:

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения.

Путешествие по стране добрых дел. Оборудование: плакаты с пословицами. Развивающие игры, ребусы. Готовимся к празднику.

Пожелания друг другу, подарки на память (рисунки, оригами, поделки).

22.

Тема: «Правила поведения в общественных местах». (2ч.)

Цель:

- развивать внимание к окружающим людям;

- способствовать развитию ответственности по отношению к окружающим;


УУД:

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).


Практическое задание: разыгрывание ситуаций. Сенсорная комната. Упражнение «Заколдованный сад».

Работа в группах (элементы арттерапии).

Осваиваем правило «Так нельзя».

23.

Тема: «Что может поднять тебе настроение». (1ч.)

Цель: расширять представления детей об эмоции «радость»;

- учить детей понимать свои чувства и чувства других людей.

- учить предавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

- формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.


Закрепление положительных эмоций, отвечающих за внутренне состояние человека.

Сенсорная комната «Тропа возрождения». Логические задачи. Упражнение: «Нарисуй «Радость».

24.

Тема: «Рассерженные шарики» (1ч.)

 Цель:

- показать и научить детей безопас-ным способам выражения чувств 

гнева и раздражения;

 


Помочь ребёнку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и, как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;


Конкурс пословиц о дружбе. Беседа о причинах конфликтов, агрессии.

Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”.

Развивающая игра

«Мир животных»

25.

Тема: «Рассерженные шарики» (1ч.)

Цель: продолжать формировать разнообразные безопасные способы выражения агрессии.


Активизировать сенсорные 

каналы восприятия, чтобы ребёнок мог увидеть, почув-ствовать, «услышать», раздражение и гнев, и, тем самым, лучше осознать их природу и смысл;

Игра «Город вежливости».

Вежливый ли я дома?

Методика «Палитра интересов». (А.И. Савенков). Бланки ответов. Карандаши. Ручка.



26.

Тема: «Стремись творить добро». (2ч.)

Цель: дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся.

Понятие о доброте и щедрости души.

Закрепление секретов общения.

Конкурс пословиц и поговорок о добре.

Оформление работ на листах бумаги. Карандаши, фломастеры.

27.

Обобщение.

Завершение цикла занятий.

Подведение итогов. (1ч.)

Рефлексия обучающихся 2-х классов. Закреплять полученные 

знания и навыки в повседневной жизни 

ребёнка.


Пожелания друг другу, подарки на память (рисунки, оригами, поделки).


Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками, которые можно применять в социальной практике, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.


Обучающиеся должны знать:


— правила поведения в школе и других общественных местах;

— основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;


Обучающиеся должны уметь:

— общаться с людьми;

— соблюдать правила личной гигиены;

— выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;


Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

— аккуратностью;

— коммуникабельностью;

— целеустремлённостью;

— самокритичностью;

— способностью к оказанию взаимопомощи;

— самостоятельностью;

— исполнительностью;

— уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

— милосердием, заботой о старших и младших;

— любовью к своей малой родине;

— трудолюбием.


Результатом внеурочной деятельности являются универсальные

учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.


К личностным результатам относится система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет младшему школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.).


К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.


Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.


К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; межличностной коммуникации.


Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.


Список использованной литературы

  1. Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана -

  2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).

  3. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.

  4. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 480 с.

  5. Федоренко, Л. Г. Секреты общения. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.

  6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.

  7. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. Метод.пособие. – СПб.: АО «МЭРИЛ», 2009. – 16с.


Список рекомендуемой литературы для учеников

1. Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки: [пер. с дат. : для мл. возраста]. — М. : Дом, 1993.

2. Киплинг Р. Маугли. — М. : Детская литература, 1986.

3. Пришвин М.М. Моя страна. — М. : Географиздат, 1950.

4. Пушкин А.С. Стихотворения. Сказки. — М. : АСТ : Олимп, 1997.

5. Твен М. Приключения Тома Сойера. М. : Детская литература, 1977.

6. Чуковский Н. Водители фрегатов (Книга о великих мореплавателях). — М. : Детская литература, 1984.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!