Клубный час
«Я гражданин России. Символика России»
Цели и задачи:
1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.
2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
4. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Оборудование:
-Текст Конституции Российской Федерации.
-Проектор, экран.
- Слайды, составленные в программе Power-Point:
портреты президентов РФ, флага, герба, текст гимна, изображение Конституции.
Ход мероприятия
Воспитатель: Добрый день, ребята! 12 декабря отмечается праздник – День Конституции Российской Федерации, поэтому наш клубный час сегодня посвящается этой теме, это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России! Нам предстоит узнать о правах гражданина нашей страны а также познакомиться с символикой Российской Федерации и Республики Крым!
(Звучит стихотворение)
Ученик 1
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Воспитатель : Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы?
-Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. Какие вы можете назвать права гражданина России, о которых говорится в Конституции? (Ответы детей)
Например,
Каждый человек имеет право на свободу слова
Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
Каждый человек имеет право на работу
Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.
Всего в Конституции записано 58 различных прав. Права есть у каждого гражданина, но есть и обязанности, которые нужно выполнять. Какие обязанности знаете вы?
- Защита Родины
- Соблюдение законов Государства
- Получение основного общего образования
- Сохранение природы и окружающей среды
- Забота о детях
- Забота о родителях
- Защита исторических памятников и культурного наследия страны
- Уплата государственных налогов
Воспитатель : а сейчас я предлагаю вам познакомиться с историей возникновения Конституции.
Просмотр видеоролика «История Конституции»
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется основной закон страны? Правильно, это Конституция.
В Конституции, основном – главном – законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.
Кто из вас знает, когда мы отмечаем День Конституции?
Правильно, 12 декабря.
Все права детей всего мира записаны в специальном документе Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций. Эта организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, аварии. Стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети.
Какие же права есть у всех детей мира? (выслушиваем ответы детей)
Одно из самых главных – это право на жизнь. Но так было не всегда. В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже, в старину, детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Следующее право – это право на имя. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. Это первый ваш документ.
Кроме прав, человек не должен забывать и об обязанностях.
Главная обязанность каждого человека – уважать права других людей.
Предлагаем вам послушать несколько диалогов и дать оценку поведению героев.
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише. Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых. Я привык отдыхать с громкой музыкой.
(Сын нарушает права соседей на отдых и тишину)
Сценка 2
Учитель. Катя, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Катя. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Насилие над детьми запрещено.
(Кроме прав у Кати есть и обязанности – дежурного.Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе.)
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики. Ведь дети её только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
(А другие дети имеют право сидеть за чистой партой.Иванов должен уважать права других детей)
Сценка 4
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что труд детей использовать запрещено!
(Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать ей.)
Воспитатель : какие мы можем сделать выводы? (ответы детей)
Воспитатель :-Символы нашего государства закреплены основным законом нашей страны – Конституцией РФ. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
- Российский флаг . Почему его называют Триколор? Какие цвета входят в Российский флаг?
Белый цвет - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
Синий цвет – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ .
Красный цвет ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
Эти символы также закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
- Государственный герб Российской Федерации
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
- Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны.
Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских".
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г.
В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"
В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"
После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн).
Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.
Просмотр и прослушивание видеоролика «Гимн России»
Физкультминутка
Воспитатель: А теперь ребята, познакомимся с неофициальными символами Российской Федерации. (Ученик 2 ) презентация
Воспитатель: мы с вами узнали о символах Российской Федерации, познакомились с неофициальными символами России, а кто же может назвать символы Республики Крым? (ответы детей)
Воспитатель: а сейчас послушаем выступление ученик 3: «Символы РК и города Симферополя»
Воспитатель : Мы с вами вспомнили, что такое Конституция, права и обязанности граждан, государственные символы нашей страны, республики, города. А сейчас мы посоревнуемся в знаниях.
Интерактивная игра «Хочу все знать!»
1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы «Моя родина - Россия»
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
- Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
- Что такое герб? (эмблема государства).
- Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
- Что такое гимн? (торжественная песня).
- Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
- Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
- Назовите денежную единицу России. (Рубль).
- Назовите растение – символ России. (Береза).
- Назовите столицу России. (Москва).
- Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
- Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).
2. Конкурс «Самый быстрый».
-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)
-Форма правления в России? (Республика)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )
3. Вам предлагается семь атрибутов американского образа жизни:
Соса-Соla, статуя свободы, джинсы, рэп-музыка, МсDonalds, небоскрёбы,
Том и Джерри. Предложите семь атрибутов современной России
Рефлексия
Подведение итогов клубного часа.
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Когда в России отмечается день Конституции?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?