Клубный час «Дорогою добра»
1 класс
Цели:
на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;
формировать у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим людям;
воспитывать стремление совершать добрые дела.
способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Формирование УУД
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные учебные действия направлены на планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Личностные: стремление к получению новых знаний, мотивация детей на совершение добрых поступков.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок, солнышко с лучами;
запись песни «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда».
Ход классного часа.
Введение. Создание эмоционального настроя.
- Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь от души, прослушайте фрагмент очень знакомой вам песенки.
(прослушиваем песню «Если добрый ты…»)
- Теперь откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
2. Формулирование учащимися темы урока. Предвосхищение результата.
- Кто ее исполнял? О чем эта песня? («Если добрый ты…»)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? (О добре и зле.)
3.Основная часть.
а) Выделение темы для обсуждения.
Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того, что доброты в их жизни не хватает! Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость иногда не сближает.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, представим, что к нам на урок пришел ДОКТОР добрых наук. Он делает злых людей добрыми, а добрых еще добрее!
- Вот он хочет у вас узнать, что же такое доброта? (ответы детей.)
Слайд 4
- В словаре С.И. Ожегова читаем: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим», «добро» - всё положительное, хорошее, полезное».
Слайд 3
- А как вы думаете, где живет доброта? (ответы детей)
Слайд 5
Прежде всего, в наших сердцах, наших словах и наших делах, поступках!
Слайд 3
- Что для вас есть «ЗЛО»?
Добро- всё положительное, хорошее, полезное.
Зло - нечто дурное, вредное.
Слайд 6
- Давайте прочитаем в Словаре С. Ожегова Что такое «ЗЛО»?
- Мы с вами говорили о добрых поступках и злых. Вы рисовали рисунки на тему «Добро и зло». (Выставка рисунков)
Слайд 7
- Вот Доктор добрых наук приготовил вам первое задание.
- Рассмотрите картинки. Выберите ситуации плохого, злого поведения.
- Мы с вам рассматривали теорию: Что такое добро, что такое зло. А теперь Наш Доктор наук предлагает нам психологический тест «Дорогою добра».
(Учитель открывает рисунок на листе А1)
- Что вы здесь видите? (Пустыню.)
- Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и благоухающий сад.
- Добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу — это те ценности, которые воспитываются в семье и проявляются в обществе.
- Не зря говорится в пословице «Доброе слово и кошке приятно».
Слайд 8
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
- Давайте вспомним слова и выражения с корнем «добро»
Слайд 9
доброта добросердечный
добросовестный добродетельный
добродушный доброго здоровья
добропорядочный доброжелательный
добронравный добрый день
- Основа всех этих слов «добро».
Конверт №1
- Молодцы, вы вспомнили много добрых слов!
В наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. «посадите» в землю.
- Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему?
(Не будет, т.к. в пустыне нет воды.)
- Значит, нам необходимо отыскать источник, из которого мы могли бы брать воду и поливать наши семена. А поможет нам следующий конкурс.
Слайд 10
«Пословицы о добре».
Конверт №2 - Молодцы! Возьмите из набора капельку воды и «полейте» своё семечко.
-Что ещё необходимо, чтобы семечко проросло? (Солнечный свет.)
(Учитель прикрепляет к рисунку солнечный диск.)
Слайд 11
- А теперь вместе с Доктором добрых наук поиграем в игру "Волшебный клубок".
Это необычный клубок, в нем спрятано много волшебных вежливых слов. Будем передавать клубок друг другу и говорить доброе слово, записывать на лучике
(конверт №3) и прикреплять на плакат.
- Сейчас мы проверим, кто у нас самый внимательный? Я буду читать текст, а вы мне помогайте подбирать вежливые слова!
Слайд 12
- Дети, вам приятно слышать добрые и вежливые слова? Что они у вас вызывают?
- Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдёт бесследно. Если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка.
Слайд 13
- Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы все вы тоже подружились с улыбкой.
Физминутка «Улыбка»
- Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семенами? (Они будут прорастать.)
- Нужно потрудиться
«Сказочные герои: добрые и злые».
- В добрых сказках живут, какие герои? (добрые)
- А вот название «Злые герои» меня немного смущает, т. к. слово «Герой» означает, человек, совершивший подвиг, вставший на защиту Родины, семьи, т.е. совершивший добрый поступок, а не злой. Тогда злых сказочных героев лучше называть злыми персонажами.
Добрых и злых персонажей вы хорошо знаете по их делам и легко их различаете.
Поиграем в игру. Я буду называть сказочного персонажа, а вы будете отвечать, добрый он или злой.
Слайд 14-22
Конверт № 4
- Мы славно потрудились. Из семян выросли деревья.
(К рисунку прикрепляют деревья.)
Конверт № 5. «Цветочки доброты».
-Ещё совсем недавно мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы - деревья, посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.
У вас остались цветочки. Напишите в центре цветка своё имя, а на каждом лепестке - черту своего характера. А теперь переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, которую вы хотели бы в себе видеть.
- Кто не постесняется назвать эти качества? (Желающие зачитывают свои записи.)
- Прикрепите свои цветочки на деревья.
- Мы с вами проделали большую работу, из пустыни у нас получился красивый цветущий сад.
4. Рефлексия.
Слайд 23
«Добро победит зло»
- А теперь подумаете, что для Вас ближе: добро или зло? Нам в этом помогут весы. На одну чашу весов будем класть зло, а на другую – добро.
- Если Вам понравилось делать добрые поступки и видеть хороший результат, т.е. хорошее отношение к себе. Возьмите красную фишку.
- Если не хочется работать над собой и проще творить зло. Возьмите черную фишку.
(Дети кладут фишки на весы.)
- Вы видите, как можно победить зло. Так и в жизни, капельки добра, сливаясь, превращаются в ручейки, а ручейки в реку, а река в море добра. И это зависит от нас, людей. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Итог. – И хотелось закончить стихотворением «Доброта» Н.Тулуповой
Ученик:
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Слайд 24