МКОУ «Ергенинская СОШ им. Л.О.Инджиева»
Клубный час «Путешествие-экскурсия по городам-героям»
(к 70-летию Великой Победы)
Цель:
1. формирование у школьников знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах.
2. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.
Оборудование: карта России (красными флажками отмечены города-герои), презентация.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Слово учителя:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
(А.Твардовский «Прошла война») (звучит музыка военных лет)
II. Сообщение темы.
Слово учителя: Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы принять участие в подготовке проведения мероприятий празднования 70-летия со Дня Победы. И этот час мы посвящаем этому мероприятию. На этом занятии мы выясним, что знаете об этом вы, узнаем о тех далеких годах. Я предлагаю совершить небольшое путешествие-экскурсию по городам-героям, чтобы узнать о подвиге участников Великой Отечественной войны. В любое путешествие лучше отправиться с верными, надежными друзьями, поэтому поработаем по группам (5-6 кл. разделяются на 3 группы).
III. Стадия вызова: На долю нашего народа выпало много войны, но всегда русские люди выходили из них победителями. Скажите, пожалуйста, что позволило им отстоять свою Родину? Какие чувства испытывали русские люди в противостоянии с врагом? (карточки со словом ПАТРИОТИЗМ помещается на доске в центре).
А какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (ответы учащихся записываются на доске вокруг слова «патриотизм»).
П
атриотизм





Бесстрашие
Отечество Смелость
Выносливость Героизм
Победа
(учитель раздает каждой группе карточки со словами: война, подвиг, победа).
Я предлагаю каждой группе выполнить подобную работу и записать слова-ассоциации к этим словам.
1 группа – война
2 группа – подвиг
3 группа – Победа
(время выполнения – 2-3 минуты, после выступают представители групп)
Война – это горе, боль, беда, испытание и т.д.
Учитель: Чтобы выстоять, люди совершают подвиг.
Подвиг – это поступок, героизм, бесстрашие, патриотизм.
Учитель: Все это, несомненно, приведет к Победе.
Победа– это радость, восторг, память, надежда, боль.
Война --- Подвиг ----- Победа
Учитель: Хочется, чтобы и после нашего занятия вы помнили, как досталась нашему народу эта Победа, каких усилий и жертв она потребовала. Ведь память о войне бессмертна и увековечена.
Мы с вами определили, что такое война, подвиг, патриотизм, победа и как они взаимосвязаны.
IV. Стадия осмысления. (слайды).
Учитель: А как и когда началась Великая Отечественная война? Началась Великая Отечественная война против фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. Гитлер назвал эту войну «блицкриг», т.е. «молниеносная война», надеясь очень быстро покорить русский народ. Мы с вами уже сказали, что война – это горе, беда, боль утраты. И самым страшным на войн является то, что всегда страдают мирные люди, самые беззащитные. В том числе дети. На долю детей того времени выпало много испытаний, и те из них, кто дожил до наших дней, заслуживают нашего глубокого почтения и уважения. Давайте об этом не забывать и быть внимательными не только к нашим родным бабушкам и дедушкам, но и ко всем тем, кто живет в нашей стране.
Великая Отечественная война была для нашей страны неожиданным испытанием. Чтобы выстоять в этой войне, свои усилия объединили все. Каждый человек нашей страны встал на защиту Родины. Мужчины сражались с врагом на фронте . Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах м фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт.
Четыре долгих года – 1418 дней и ночей – продолжалась борьба против фашистов. И этот подвиг нашего народа оценен по заслугам. Людям, которые особо отличились на войне, присвоено звание «Герой Советского Союза». Но не только люди получили такую награду. Города, в которых проходили важные и значительные сражения, тоже получили особую награду. Это города-герои. Их насчитывается 13 (можно перечислить – показ слайда).
Почему эти города назвали городами-героями?
Итак, отправляемся в путешествие. Это наша столица – Москва (слайд).
Следующий город-герой Ленинград (так раньше назывался Санкт-Петербург) (слайд).
(есть на слайдах записи из дневника Тани Савичевой).
Учитель: Итак, Гитлер мечтал Москву затопить, а Ленинград сравнять с землей, но это не удалось. А теперь побываем в городе-герое Волгограде, во время войны его называли – Сталинград. Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны. Она продолжалась 200 дней (рассказ о Мамаевом кургане – слайд).
5 декабря 2009 года еще 3 города получили звание «Город воинской славы» (Архангельск, Псков, Козельск – показ на карте).
О некоторых других городах-героях вы расскажите сами (каждая группа получает текст о городе-герое).
1 группа – город-герой Брест (Брестская крепость).
2 группа – город-герой Новороссийск
3 группа – город-герой Одесса
(представители групп рассказывают и показывают на карте эти города).
V. Стадии рефлексии.
Учитель: Мы с вами побывали только в городах-героях, но думаю, узнали немало нового и интересного.
Давайте вернемся к началу нашего занятия. Какое человеческое качество позволило выстоять в этой войне?
Ответ: патриотизм (на доске).
Учитель: Напишите 5 строчек о своих эмоциях по теме в виде синквейна:
1) Патриотизм
2) Назовите 2 прилаг. к слову «патриотизм» (героический, отважный)
3) Назовите 3 глагола к слову «патриотизм» (бороться, сражаться, воевать)
4) Как вы относитесь к этому качеству? (я хочу стать патриотом?)
Итоги.
Как вы думаете, для чего наши деды и прадеды, не щадя своей жизни, боролись с фашистами? (ответы учеников).
Спасибо всем за участие!







