«Занимательная математика»
ГПД 1 класс
Цель: Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор детей.
Задачи:
Формировать творческие способности обучающихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке.
Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитывать коллективизм и товарищество, культуру чувств (справедливости, долга, чести, ответственности).
Оборудование:
карточки с математическими ребусами;
рисунки из геометрических фигур;
«Танграм»;
Ход занятия:
Сегодня на уроке
Затеи, и задачи.
Игры, шутки-всё для вас:
Пожелаем всем удачи,
За работу в добрый час.
Сегодня мы проводим час веселой математики. Нас ждут занимательные вопросы и интересные загадки. Вам надо быть внимательными, активно, быстро, но подумав, выполнять те задания, которые вам будут задаваться
Для этого вам потребуется смекалка, находчивость и быстрота.
Но ваша победа зависит не только от ваших знаний, но и от того, как вы умеете слаженно и дружно работать.
Вступительная беседа «Из истории математики».
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы всё подсчитать нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот послушайте.
Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.
Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.
Первобытные люди, так же как современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сёстры. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.
Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а за тем четыре, пять, шесть и т. д.
Специальные названия чисел имелись поначалу только у одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: три - это два и один, четыре - это два и два, пять - это два, ещё два и один.
Скоро вы узнаете подробно о каждой цифре и поймёте, что без знания математики обойтись невозможно. Как, к примеру, подсчитать, сколько нужно кирпичей для постройки дома, сколько металла для корабля или сколько дерева для детского кубика? Поэтому математику называют королевой всех наук. Выучите её получше - станете «королями».
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не сможет подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звёзд арифметика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины куёт,
До самого неба рукой достаёт.
Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу! (Ю. Яковлев)
Для начала - небольшая разминка. Проверим, хорошо ли вы знаете цифры и правильно ли умеете считать.
*Какое число встречается в сказке о Царевне, которая заснула мертвым сном? (7 богатырей.)
*Какое число обозначает, сколько голов у Змея Горыныча? (3.)
*Какую цифру напоминают два сложенных вместе бублика? (8)
*Какая цифра похожа на висящий замок? (6)
*Какая цифра показывает, сколько ушей у большого слона? (2)
*Если цифра 6 перевернется, что случится? (9)
*Какая цифра похожа на стойкого оловянного солдатика? (1)
*Какую цифру пишет учитель в тетрадке отличника? (5)
*Если эту цифру перевернуть, то получится прекрасный стульчик для куклы. (4)
А теперь попробуйте сосчитать все предметы, которые купил герой стихотворения С. Маршака.
В сад я к бабушке пошел
И копейку там нашел.
Что купил я? Шапку, кепку,
А в придачу тряпку, щепку,
Ложку, плошку, шайку, лейку -
Все купил я за копейку! (8 предметов)
Итак, разминка окончена. Молодцы, отправляемся в путь.
Задание 1. «Помогите веселому Карандашу угадать цифры» Отгадайте-ка ребята,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. (Цифра 9)
Вид её - как запятая,
Хвост крючком и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её – нет. ( Цифра 2)
Это цифра - как замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек. (Цифра 6)
Вот так цифра - кочерга,
У неё одна нога! (Цифра 7)
Повернуть её ты можешь,
Головой поставишь вниз.
Цифра будет всё такой же
Ну, подумай, разберись (Цифра 3)
Могу назвать её мячом,
А хочешь дыркой назовём,
А можно бубликом,
Почти что новеньким.
Но как его ни назовём,
Он называет …? ( Нулём)
Задание 2. «Сказочное»
1) Сколько поросят строили дома? (3)
2) Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
3) Сколько друзей-гномов было у Белоснежки? (7)
4) Сколько разбойников было у Али - Бабы? (40)
5) Сколько медведей жило в избушке? (3)
6) Сколько зверей на своем пути встретил колобок? (4)
Задание 3. «Что означают эти выражения?
Одна нога тут, другая там. (Быстро)
От горшка два вершка. (Маленький)
На все четыре стороны. (Куда угодно)
Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо)
Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.
Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? (Тринадцать)
Число 13 - чертова дюжина.
Ни одно число в существующей системе исчисления не имеет столько легенд, страшилок и плохих примет, сколько число 13 или «чёртова дюжина». Так, в средние века считалось, что этот день идеально подходит для слета ведьм или разгула нечистой силы.
A вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.
Вспомним пословицы и поговорки с числом "7". Я начну, а вы продолжите.
1. Лук – от семи ……(недуг). 2. Работа до седьмого ……..(пота).
3. Семеро одного ……(не ждут).
4. Семь раз отмерь – …..(один отрежь). 5. У семи нянек дитя без …..(глазу).
6. Сам не дерусь, а и семерых не ….(боюсь).
7. На седьмом небе от …..(счастья). 8. Семь бед – один …..(ответ). 9. Семь пятниц ….(на неделе).
Прочитайте пословицу, расположив слова в порядке возрастания чисел.
Прочитайте пословицу, расположив слова в порядке убывания чисел.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Все умеем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
Задание 4. «Отгадай ребус»
100л; (стол)
100лица; (столица)
ме100; (место)
и100рия; (история)
100рона; (сторона)
100лб. (столб)
- Какое число вам встретилось? (100)
C 3 Ж стриж
ВИ 3 НА витрина
Задание 5. «Загадки Карандаша»
Задание: соединить точки в нужном порядке и получить изображение какого-то предмета.
Задание 6. «Загадки Карандаша»
Задание: определить, из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?
Задание 7. «Сложи фигуру. Танграм»
Каждая команда получает разрезной квадрат и изображение лисы, зайца или др., которое нужно сложить.
Задание 8. «Шифрограмма»
Вот и подходит к концу наше математическое соревнование. Осталось последнее задание – расшифровать слова. Подумайте, как найти ключ к шифру. Кто быстрее прочтет шифрограмму, тот побеждает.
3 | 5 | 1 | 6 | 2 | 7 | 4 | 8 |
Л | Д | М | Ц | О | Ы | О | ! |
Получается предложение «Молодцы!».
Давайте подведем итог.
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Вы убедились, что математика - это весело и занимательно?
Поблагодарите друг друга за хорошую работу. Погладьте себя и соседа, похвалите друг друга.
Рефлексия «Три лица».
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного.
Ребята, давайте с помощью карточек покажем наше настроение!
Красный смайл – грустное.
Жёлтый смайл - нейтральное.
Зеленый смайл - весёлое.
Выберите рисунок, который соответствует вашему настроению.
Ребята, по итогам выполнения заданий победила дружба! Все работали добросовестно, были активны и внимательны. Все получают по сладкому призу!
Всем спасибо!