Клубный час в ГПД: «Ежели вы вежливы…», направленный на формирование культуры поведения детей
За последний период времени отмечается понижение общего уровня культуры среди населения. Привить школьникам должное понимание о том, что существуют определенные правила поведения в обществе – это одна из обязательных и необходимых задач воспитательного процесса в школе. В этой связи воспитательное мероприятие, направленное на воспитание у учащихся культуры поведения в обществе; воспитание у них потребности соблюдать правила поведения уместно и обоснованно в ГПД. Избранная форма праздника-игры была выбрана с учетом возраста учеников, для которых игра имеет значимое место в жизни, форма игры-праздника активизирует и заинтересовывает детей данного возраста.
Воспитательно-образовательные и развивающие цели и задачи:
Цель: Создание комфортной обстановки для развития личности каждого ребёнка в классном коллективе во внеурочной деятельности на основе эстетического воспитания и приобретенных языковых умений и навыков через коллективное творческое дело.
Задачи:
1. Образовательные: расширение знаний учащихся о происхождении и развитии правил этикета, знакомство с определенными правилами поведения в общественных местах.
2. Развивающие: развитие творческих способностей, совершенствование речи учащихся; развитие общего кругозора; формирование культуры поведения в обществе;
3. Воспитательные: воспитание морально-нравственных качеств учащихся, воспитание у них потребности соблюдать правила поведения, воспитывать интерес к повышению уровня своей культуры.
Оборудование: плакат с красочно оформленной темой мероприятия, воздушные шарики, книжная выставка книг по этикету для среднего школьного возраста, медиапроектор и доска для демонстрации видеосюжета «Давайте говорить друг другу комплименты» (из выпуска «Ералаша» № 83).
Сценарий мероприятия:
Ведущая: Нам всегда приятно иметь дело с воспитанными людьми, и мы испытываем неудобство, общаясь с людьми невежественными. И это понятно. Человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.
Основные правила поведения людей в обществе называют этикетом. Это слово произошло от французского названия карточек – «этикеток», которые вручались гостям на одном из пышных и изысканных приемов у короля Франции Людовика XIV. Эти «этикетки» содержали обязательные правила поведения на приеме.
Как стало известно, вы не всегда знаете о том, как следует вести себя в тот или ином месте, например, в школьной библиотеке. Но мы это исправим. Сейчас мы с вами узнаем, как следует себя вести в библиотеке. Вы получите так называемые «этикетки», по очереди прочитаете их, и всегда будете соблюдать правила поведения в библиотеке.
(раздаются «этикетки», по цепочке ученики зачитывают их)
В библиотеке надо вести себя так, чтобы не мешать другим.
Сидя в читальном зале, не разговаривай с соседями даже шепотом – этим ты мешаешь заниматься другим.
Читая книгу, не загибай страницы, не мусоль пальцами уголки, не пиши на полях, не перегибай книгу пополам – пусть после тебя она останется такой же чистой, как была.
Вовремя сдавай книгу в библиотеку!
Не забывай благодарить библиотекаря за подобранные для тебя издания.
Помни автора и название книги.
Четко и коротко называй тему.
Не забывай говорить «до свидания» работнику библиотеки.
Входя в библиотеку и уходя, не хлопай дверью, а осторожно прикрывай ее.
Мальчики должны снимать головной убор в помещении библиотеки.
Всегда здоровайся первым с библиотекарем.
Выучи часы работы библиотеки, приходи и уходи вовремя.
Ведущий: Что же такое этикетка? Яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете. Этикетка – словно маленький представитель вещи.
Ведущая: Правильно. Поэтому жесты, движения, позы, способы приветствия, поведение за столом, вкус в одежде. Являются своеобразной «этикеткой» человека. Этикет рекомендует, как человеку общаться с другими людьми, определяет ее внешний вид, предписывает манеру поведения. Именно это прежде всего бросается в глаза при знакомстве.
Ведущий: Столовые приборы были в почете еще у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось очень большим достоинством, важным элементом культуры поведения.
Ведущая: Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе ценились всегда. Достаточно простые правила поведения будут понятны и русским, и французским, и испанским, и американским, и немецким, и многим другим мальчикам и девочкам. Этих правил не так много, и если уметь ими пользоваться, то в любой компании вы будете чувствовать себя легко и непринужденно.
Ведущий: Что же такое этикет?
(ученики отвечают)
Чтец:
Что такое этикет?
Это – можно,
Это – нет…
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике –
У людей на языке!
Очень просто жить культурно:
Все прекрасно, что не дурно.
(А. Степанов. Что такое этикет?)
Ведущий: Какого человека мы называем вежливым?
(ученики отвечают)
Чтец:
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и бабушкой вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и гоголя возьмете не навеки,
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном и целом переплете.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
(С. Я. Маршак. Ежели вы вежливы)
Ведущая: О правилах хорошего поведения нужно помнить всегда: дома, в кинотеатре, на уроке, на перемене… Кстати, некоторые так себе ведут на перемене!!! Посмотрим видеосюжет из «Ералаша».
(демонстрация видеосюжета «Давайте говорить друг другу комплименты» – из выпуска «Ералаша» № 83)
Ведущая: Я думаю, что кто-то из вас узнал в героях «Ералаша» себя.
Ведущий: Это точно, узнали.
Ведущая: Во время перемены вы, ребята, должны отдохнуть, мысленно подготовиться к следующему уроку. Но не все из вас это делают. Некоторые с перемены приходят такими уставшими, будто они вскопали целый огород.
Ведущий: О том, как мы можем вести себя на перемене очень красочно рассказал Самуил Яковлевич Маршак.
Чтец:
Перемена! Перемена!
Заливается звонок!
Первым Вова непременно
Вылетает за порог
Семерых сбивает с ног…
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не смог?
Если он, то несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
Ваське, Кольке и Сережке,
Покатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачу, –
Словом, сделал, все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
на уроке отдохнем…
Ведущая: Знакомая картина, правда? Приходилось встречать такого Вову на перемене? А может вы и сами выступали в роли такого Вовы?
А кто нам скажет, как нужно вести себя на перемене?
(ученики отвечают)
Ведущий: Может быть, еще раз повторим эти правила?
Ведущая: Обязательно. Сейчас мы с вами поиграем и повторим, что можно и чего нельзя делать согласно этикету. Я говорю правило, если вы с ним согласны, то хором говорим «можно», если нет, то хором говорим «нельзя».
Итак, школьники и школьницы, соблюдающие этикет на перемене:
Не жуют жевательную резинку, разговаривая с кем-нибудь.
Выплевывают жевательную резинку на пол, прилепляют ее к стулу, столу, стене, школьной парте.
С опозданием сдают книги в школьную библиотеку.
Всегда помнят, что эти книги будут потом читать другие люди и не загибают страницы, не мусолят пальцами уголки, не пишут на полях, не перегибают книгу пополам.
Ходят по школе только в сменной обуви.
Бегут в столовую, расталкивая всех локтями.
Не обижают маленьких, не задирают старших.
Бросают на пол мусор.
Никогда не кричат, не ругаются нецензурными словами, не смеются громко, не размахивают.
Ведущая: Молодцы, вы умеете дружно работать, дружно отвечать, дружно играть. Может быть, еще поиграем?
Тогда послушайте правила игры. Я называю вам одно из волшебных слов и кидаю кому-нибудь из вас этот мячик. Вы должны в ответ мне сказать любое вежливое слово и вернуть мне мячик.
(проводится игра)
Ведущий: Вы поиграли, а я хочу задать вам задачу на правила уважения. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему он сделал три ошибки. Какие?
(Мальчик не должен был кричать. Надо было подойти и спокойно спросить: «Не смогли бы вы сказать, который час?» или «Не смогли бы вы сказать, сколько времени?», то есть обратиться в вежливой форме, соблюдая правила русского языка)
Ведущая: Молодцы, вы знаете правила поведения, и это очень хорошо…
(с криком и хохотом в класс врывается ученик, у него грязный костюм, огромные сапоги, он очень лохматый)
Ведущая: А это кто?
Ведущий: Очень странный гость! Кто вы?
Незваный гость: Я-то? А то ты не догадался!
(вытаскивает из кармана очень грязный носовой платок, трясет им)
Я всегда ленив и скучен,
Я с платочком неразлучен,
Не люблю играть и петь,
Мне бы лучше пореветь.
Главный нытик я из класса,
И зовут меня все … (плакса)
А еще не люблю я, братцы, мыться,
С мылом, щеткой не дружу.
Вот поэтому, ребята,
Вечно грязный я хожу,
И сейчас не потому ли назовут меня … (грязнулей)
Вот честно я скажу ребятам:
Быть опрятным, аккуратным
Очень трудно самому!
Сам не знаю, почему
Вещи всюду я бросаю
И найти их не могу…
Что схвачу, в том и бегу.
Где штаны? А где рубаха?
Я не знаю. Я – … (неряха)
Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил.
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я для всех уже больной,
Трудно ждать конца урока.
А зовусь я … (лежебока)
Ведущий: Вот так гость! Бывает, что кто-то плакса, кто-то неряха, кто-то грязнуля, кто-то лентяй, но чтобы так! Целый набор отрицательных качеств!
Ведущая: Что же нам делать? Вдруг эти качества привлекут ребят, и все станут кто неряхой, кто лентяем…? Вдруг захотят дружить с такими вот незваными гостями? Или начнут вести себя точно также?
Ведущий: Спросим у ребят, (обращается ко всем) Рады вы таким гостям?
(дети хором: Нет!)
Чтец:
Все мы любим умываться
И опрятно одеваться.
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
К спорту мы неравнодушны,
Аккуратны и послушны.
Мы сильны, крепки, красивы –
Всем на зависть и на диво.
Хором скажем мы сейчас:
Нет вам места среди нас!
Незваный гость: Меня не любят! Меня прогоняют! Эх, вы! А еще вежливые! Об этикете разговариваете!
Ведущий: Мы всегда рады хорошим гостям. А вот ты пришел, чтобы испортить праздник!
Незваный гость: Это нечестно! Может, я тоже хочу этикету научиться! Может, я исправиться хочу! Пожалуйста, разрешите мне остаться?
Ведущая: Вот теперь видно, что ты честно хочешь исправиться и научиться правильно себя вести, Ты сказал «пожалуйста». Это хорошее начало. Конечно, оставайся, правда, ребята?
Библиотекарь: А теперь я расскажу всем вам о том, какие книги помогут вам овладеть этикетом (проводится обзор книжной выставки).
Книжная выставка включает в себя книги:
Азбука вежливых манер / сост. Н. Крайнева. – М.: Детский мир, 2003. – 224 с.
Что такое этикет? // Я познаю мир. Культура. – М.: АСТ, 1995. – 378-380.
Этикет для девочек / сост. В. Иванова. – М.: Премьера, 2006. – 176 с.
Этикет для мальчиков / сост. М. Бедняков. – М.: Премьера, 2005. – 169 с.
Я познаю мир. Культура. – М.: АСТ, 1995. – 480 с. (и др.)
Окончание праздника.
Список использованных источников
Дмитриева А. Внеклассные мероприятия. 5 класс / А. Дмитриева, О. Черных. – М. : ВАКО, 2011. – 601 c.
Звездина Г.П. Классные часы в основной школе (программа факультатива «Я и Общество») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 132 с.
Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с.
Максимова И. П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы / И.П.Максимова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 347 с.
Маренкова Н. В. Золотая коллекция школьных праздников и внеклассных мероприятий для 1-11 классов / Н.В. Маренкова. – Москва : Феникс, 2008. – 352 c.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения со школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 80 с.
Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы: Пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. – М. : АРКТИ, 2009 . – 312 с.
12