СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клубный час в ГПД: «Ежели вы вежливы…», направленный на формирование культуры поведения детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание и разработка клубного часа по этике

Просмотр содержимого документа
«Клубный час в ГПД: «Ежели вы вежливы…», направленный на формирование культуры поведения детей»

Клубный час в ГПД: «Ежели вы вежливы…», направленный на формирование культуры поведения детей


За последний период времени отмечается понижение общего уровня культуры среди населения. Привить школьникам должное понимание о том, что существуют определенные правила поведения в обществе – это одна из обязательных и необходимых задач воспитательного процесса в школе. В этой связи воспитательное мероприятие, направленное на воспитание у учащихся культуры поведения в обществе; воспитание у них потребности соблюдать правила поведения уместно и обоснованно в ГПД. Избранная форма праздника-игры была выбрана с учетом возраста учеников, для которых игра имеет значимое место в жизни, форма игры-праздника активизирует и заинтересовывает детей данного возраста.

Воспитательно-образовательные и развивающие цели и задачи:

Цель: Создание комфортной обстановки для развития личности каждого ребёнка в классном коллективе во внеурочной деятельности на основе эстетического воспитания и приобретенных языковых умений и навыков через коллективное творческое дело.

Задачи:

1. Образовательные: расширение знаний учащихся о происхождении и развитии правил этикета, знакомство с определенными правилами поведения в общественных местах.

2. Развивающие: развитие творческих способностей, совершенствование речи учащихся; развитие общего кругозора; формирование культуры поведения в обществе;

3. Воспитательные: воспитание морально-нравственных качеств учащихся, воспитание у них потребности соблюдать правила поведения, воспитывать интерес к повышению уровня своей культуры.

Оборудование: плакат с красочно оформленной темой мероприятия, воздушные шарики, книжная выставка книг по этикету для среднего школьного возраста, медиапроектор и доска для демонстрации видеосюжета «Давайте говорить друг другу комплименты» (из выпуска «Ералаша» № 83).

Сценарий мероприятия:

Ведущая: Нам всегда приятно иметь дело с воспитанными людьми, и мы испытываем неудобство, общаясь с людьми невежественными. И это понятно. Человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.

Основные правила поведения людей в обществе называют этикетом. Это слово произошло от французского названия карточек – «этикеток», которые вручались гостям на одном из пышных и изысканных приемов у короля Франции Людовика XIV. Эти «этикетки» содержали обязательные правила поведения на приеме.

Как стало известно, вы не всегда знаете о том, как следует вести себя в тот или ином месте, например, в школьной библиотеке. Но мы это исправим. Сейчас мы с вами узнаем, как следует себя вести в библиотеке. Вы получите так называемые «этикетки», по очереди прочитаете их, и всегда будете соблюдать правила поведения в библиотеке.

(раздаются «этикетки», по цепочке ученики зачитывают их)

В библиотеке надо вести себя так, чтобы не мешать другим.

Сидя в читальном зале, не разговаривай с соседями даже шепотом – этим ты мешаешь заниматься другим.

Читая книгу, не загибай страницы, не мусоль пальцами уголки, не пиши на полях, не перегибай книгу пополам – пусть после тебя она останется такой же чистой, как была.

Вовремя сдавай книгу в библиотеку!

Не забывай благодарить библиотекаря за подобранные для тебя издания.

Помни автора и название книги.

Четко и коротко называй тему.

Не забывай говорить «до свидания» работнику библиотеки.

Входя в библиотеку и уходя, не хлопай дверью, а осторожно прикрывай ее.

Мальчики должны снимать головной убор в помещении библиотеки.

Всегда здоровайся первым с библиотекарем.

Выучи часы работы библиотеки, приходи и уходи вовремя.

Ведущий: Что же такое этикетка? Яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете. Этикетка – словно маленький представитель вещи.

Ведущая: Правильно. Поэтому жесты, движения, позы, способы приветствия, поведение за столом, вкус в одежде. Являются своеобразной «этикеткой» человека. Этикет рекомендует, как человеку общаться с другими людьми, определяет ее внешний вид, предписывает манеру поведения. Именно это прежде всего бросается в глаза при знакомстве.

Ведущий: Столовые приборы были в почете еще у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось очень большим достоинством, важным элементом культуры поведения.

Ведущая: Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе ценились всегда. Достаточно простые правила поведения будут понятны и русским, и французским, и испанским, и американским, и немецким, и многим другим мальчикам и девочкам. Этих правил не так много, и если уметь ими пользоваться, то в любой компании вы будете чувствовать себя легко и непринужденно.

Ведущий: Что же такое этикет?

(ученики отвечают)

Чтец:

Что такое этикет?

Это – можно,

Это – нет…

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике –

У людей на языке!

Очень просто жить культурно:

Все прекрасно, что не дурно.

(А. Степанов. Что такое этикет?)

Ведущий: Какого человека мы называем вежливым?

(ученики отвечают)

Чтец:

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

Ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и гоголя возьмете не навеки,

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном и целом переплете.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

(С. Я. Маршак. Ежели вы вежливы)

Ведущая: О правилах хорошего поведения нужно помнить всегда: дома, в кинотеатре, на уроке, на перемене… Кстати, некоторые так себе ведут на перемене!!! Посмотрим видеосюжет из «Ералаша».

(демонстрация видеосюжета «Давайте говорить друг другу комплименты» – из выпуска «Ералаша» № 83)

Ведущая: Я думаю, что кто-то из вас узнал в героях «Ералаша» себя.

Ведущий: Это точно, узнали.

Ведущая: Во время перемены вы, ребята, должны отдохнуть, мысленно подготовиться к следующему уроку. Но не все из вас это делают. Некоторые с перемены приходят такими уставшими, будто они вскопали целый огород.

Ведущий: О том, как мы можем вести себя на перемене очень красочно рассказал Самуил Яковлевич Маршак.

Чтец:

Перемена! Перемена!

Заливается звонок!

Первым Вова непременно

Вылетает за порог

Семерых сбивает с ног…

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не смог?

Если он, то несомненно,

С ним бо-о-ольшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

Ваське, Кольке и Сережке,

Покатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачу, –

Словом, сделал, все, что мог!

Ну, а тут – опять звонок…

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем!

– Ничего, – вздыхает Вова, –

на уроке отдохнем…

Ведущая: Знакомая картина, правда? Приходилось встречать такого Вову на перемене? А может вы и сами выступали в роли такого Вовы?

А кто нам скажет, как нужно вести себя на перемене?

(ученики отвечают)

Ведущий: Может быть, еще раз повторим эти правила?

Ведущая: Обязательно. Сейчас мы с вами поиграем и повторим, что можно и чего нельзя делать согласно этикету. Я говорю правило, если вы с ним согласны, то хором говорим «можно», если нет, то хором говорим «нельзя».

Итак, школьники и школьницы, соблюдающие этикет на перемене:

Не жуют жевательную резинку, разговаривая с кем-нибудь.

Выплевывают жевательную резинку на пол, прилепляют ее к стулу, столу, стене, школьной парте.

С опозданием сдают книги в школьную библиотеку.

Всегда помнят, что эти книги будут потом читать другие люди и не загибают страницы, не мусолят пальцами уголки, не пишут на полях, не перегибают книгу пополам.

Ходят по школе только в сменной обуви.

Бегут в столовую, расталкивая всех локтями.

Не обижают маленьких, не задирают старших.

Бросают на пол мусор.

Никогда не кричат, не ругаются нецензурными словами, не смеются громко, не размахивают.

Ведущая: Молодцы, вы умеете дружно работать, дружно отвечать, дружно играть. Может быть, еще поиграем?

Тогда послушайте правила игры. Я называю вам одно из волшебных слов и кидаю кому-нибудь из вас этот мячик. Вы должны в ответ мне сказать любое вежливое слово и вернуть мне мячик.

(проводится игра)

Ведущий: Вы поиграли, а я хочу задать вам задачу на правила уважения. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему он сделал три ошибки. Какие?

(Мальчик не должен был кричать. Надо было подойти и спокойно спросить: «Не смогли бы вы сказать, который час?» или «Не смогли бы вы сказать, сколько времени?», то есть обратиться в вежливой форме, соблюдая правила русского языка)

Ведущая: Молодцы, вы знаете правила поведения, и это очень хорошо…

(с криком и хохотом в класс врывается ученик, у него грязный костюм, огромные сапоги, он очень лохматый)

Ведущая: А это кто?

Ведущий: Очень странный гость! Кто вы?

Незваный гость: Я-то? А то ты не догадался!

(вытаскивает из кармана очень грязный носовой платок, трясет им)

Я всегда ленив и скучен,

Я с платочком неразлучен,

Не люблю играть и петь,

Мне бы лучше пореветь.

Главный нытик я из класса,

И зовут меня все … (плакса)

А еще не люблю я, братцы, мыться,

С мылом, щеткой не дружу.

Вот поэтому, ребята,

Вечно грязный я хожу,

И сейчас не потому ли назовут меня … (грязнулей)

Вот честно я скажу ребятам:

Быть опрятным, аккуратным

Очень трудно самому!

Сам не знаю, почему

Вещи всюду я бросаю

И найти их не могу…

Что схвачу, в том и бегу.

Где штаны? А где рубаха?

Я не знаю. Я – … (неряха)

Спортом я не занимаюсь,

Я никак не закаляюсь.

Бегать, прыгать нету сил.

Свет мне кажется не мил.

Я сутулый и хромой,

Я для всех уже больной,

Трудно ждать конца урока.

А зовусь я … (лежебока)

Ведущий: Вот так гость! Бывает, что кто-то плакса, кто-то неряха, кто-то грязнуля, кто-то лентяй, но чтобы так! Целый набор отрицательных качеств!

Ведущая: Что же нам делать? Вдруг эти качества привлекут ребят, и все станут кто неряхой, кто лентяем…? Вдруг захотят дружить с такими вот незваными гостями? Или начнут вести себя точно также?

Ведущий: Спросим у ребят, (обращается ко всем) Рады вы таким гостям?

(дети хором: Нет!)

Чтец:

Все мы любим умываться

И опрятно одеваться.

Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья.

К спорту мы неравнодушны,

Аккуратны и послушны.

Мы сильны, крепки, красивы –

Всем на зависть и на диво.

Хором скажем мы сейчас:

Нет вам места среди нас!

Незваный гость: Меня не любят! Меня прогоняют! Эх, вы! А еще вежливые! Об этикете разговариваете!

Ведущий: Мы всегда рады хорошим гостям. А вот ты пришел, чтобы испортить праздник!

Незваный гость: Это нечестно! Может, я тоже хочу этикету научиться! Может, я исправиться хочу! Пожалуйста, разрешите мне остаться?

Ведущая: Вот теперь видно, что ты честно хочешь исправиться и научиться правильно себя вести, Ты сказал «пожалуйста». Это хорошее начало. Конечно, оставайся, правда, ребята?

Библиотекарь: А теперь я расскажу всем вам о том, какие книги помогут вам овладеть этикетом (проводится обзор книжной выставки).

Книжная выставка включает в себя книги:

Азбука вежливых манер / сост. Н. Крайнева. – М.: Детский мир, 2003. – 224 с.

Что такое этикет? // Я познаю мир. Культура. – М.: АСТ, 1995. – 378-380.

Этикет для девочек / сост. В. Иванова. – М.: Премьера, 2006. – 176 с.

Этикет для мальчиков / сост. М. Бедняков. – М.: Премьера, 2005. – 169 с.

Я познаю мир. Культура. – М.: АСТ, 1995. – 480 с. (и др.)

Окончание праздника.




Список использованных источников


  1. Дмитриева А. Внеклассные мероприятия. 5 класс / А. Дмитриева, О. Черных. – М. : ВАКО, 2011. – 601 c.

  2. Звездина Г.П. Классные часы в основной школе (программа факультатива «Я и Общество») / Г.П Звездина, Т.П. Щербакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 132 с.

  3. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,1997. – 240 с.

  4. Максимова И. П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы / И.П.Максимова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 347 с.

  5. Маренкова Н. В. Золотая коллекция школьных праздников и внеклассных мероприятий для 1-11 классов / Н.В. Маренкова. – Москва : Феникс, 2008. – 352 c.

  6. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения со школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 80 с.

  7. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы: Пособие для воспитателей и учителей / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова. – М. : АРКТИ, 2009 . – 312 с.



12