Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по русскому языку (9 класс).
1.Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 11 класса. КИМ предназначен для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2.Документы, определяющие содержание КИМ. Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Промежуточная аттестационная работа составлена на основе УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской, Баранова,2016г. (9 класс).
Продолжительность итоговой работы. На выполнение работы отводится 40 минут.
3. Характеристика структуры КИМ. Работа состоит их двух частей и включает в себя 14 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 - задания с кратким ответом.Часть 2 – задание с развёрнутым ответом.
4.Распределение заданий КИМ по видам работы с языковым материалом.
№ | Проверяемые умения и виды деятельности |
1 | Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста) |
2 | Написание сочинения. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи |
5. Распределение заданий по позициям кодификатора.
Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | Б | 1 |
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением) | Б | 1 |
Изобразительно-выразительные средства | Б | 1 |
Правописание приставок | Б | 1 |
Правописание корней | Б | 1 |
Правописание суффиксов различных частей речи | Б | 1 |
Лексика. Синонимы, антонимы, стилистически нейтральные слова | Б | 1 |
Типы связи словосочетаний | Б | 1 |
Грамматическая основа предложения | Б | 1 |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членам | Б | 1 |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | Б | 1 |
Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. | Б | 1 |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | Б | 1 |
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | П | 14 |
6.Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий |
Базовый | 13 |
Высокий | 1 |
Итого | 14 |
6.Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
За верное выполнение каждого задания 2-14 работы ученик получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов. Максимальное количество баллов– 13.
Оценка ответа на задание 15 работы осуществляется по специально разработанным критериям из ОГЭ по русскому языку в 9 классах. Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение (альтернативное задание) – 9. Ученик выполняет ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2, 15.3.
Оценка практической грамотности и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки сочинения в целом и составляет 5 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 27.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Количество баллов | 0-12 | 13-18 | 19 - 24 | 25-27 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Промежуточная аттестационная работа.Вариант 1.
Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.
(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».
(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.
(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.
(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.
(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, — говорила бабушка. — (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок — вот что он будет держать в руках всю жизнь!
(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.
– 19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба — в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.
– (22)3наю, бабушка, — добродушно соглашался Олег. — (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!
(26)«Может быть, то новые методы музыкального воспитания?» — рассуждала бабушка.
(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:
– Всё он!.. (29)Своими руками!
(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:
– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом! (По А. Алексину) *
* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
2 | Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор называет бабушку Олега и бабушкой, и Анной Степановной?». Такие формы именования говорят о том, что… 1) автор стремится оживить повествование и потому меняет часто повторяющееся «бабушка» на полное Анна Степановна. 2) бабушка Олега работает в бухгалтерии и занимает там ответственную должность. 3) Олег и его отец боятся бабушки и потому иногда называют её в домашней обстановке по имени и отчеству. 4) для сослуживцев Анна Степановна прежде всего официальное лицо, а для Олега она бабушка, родной человек. |
3 | В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 1) (11) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. 2) (14) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером. 3) (17) Смычок — вот что он будет держать в руках всю жизнь! 4) (26) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» — рассуждала бабушка. |
4 | Из предложений 5—9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение». |
5 | Из предложений 11—14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н». |
6 | Замените книжное выражение «во всеуслышание» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. |
7 | Замените словосочетание «музыкальный кружок» (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
8 | Выпишите грамматическую основу предложения 4. |
9 | Среди предложений 26—30 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения. |
10 | В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. – Смотри,(1) надо беречь руки! Вся воя судьба – в твоих руках! Вернее сказать,(2) в твоих пальцах. – 3наю,(3) бабушка,(4) – добродушно соглашался Олег. – Вот я их и развиваю. Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,(5) говорят,(6) пилите! |
11 | Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой. |
12 | В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Олег тоже любил бабушку,(1) поэтому согласился учиться музыке. Была куплена виолончель,(2) и Олег начал ходить в музыкальный кружок. В отличие от бабушки,(3) отец хотел,(4) чтобы Олег стал в будущем толковым инженером. |
13 | Среди предложений 1—6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. |
14 | Среди предложений 13—18 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. |
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Новикова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась: — Всё он!.. Своими руками! И потом во всеулышание, чтобы слышал Олег, восклицала: — Но главное, конечно, музыка! Он будет музыкантом!»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Промежуточная аттестационная работа.Вариант 2.
Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.
(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.
(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.
(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.
(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.
(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.
(По Е. Гришковцу)*
* Гришковец Евгений Валерьевич (род.в 1967 г.) – современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».
2 | В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик в старших классах школы считал, что не пойдёт по стопам своих родителей?» 1)Он не чувствовал в себе способностей к тому, чем занимались его родители, – к точным наукам. 2)Он не был уверен в том, что родители помогут ему поступить в университет, где сами преподавали. 3)Он стремился быть самостоятельным и хотел доказать родителям, что способен на это. 4)Он собирался поступать в медицинский институт, потому что там преподавал его дядя. |
3 | В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет? 1) (9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась. 2) (12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. 3) (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. 4) (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. |
4 | Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. |
5 | Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано». |
6 | Замените разговорное слово «штуками» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. |
7 | Замените словосочетание «студенческого хора» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
8 | Выпишите грамматическую основу предложения 32. |
9 | Среди предложений 22 – 27 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения. |
10 | В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове. Выражение же лица отца в это время было таким, (1) что я догадывался: он сомневается,(2) что мама говорит правду. Короче,(3) профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась. |
11 | Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой. |
12 | В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Родители сами понимали,(1) что по их стопам я не пойду,(2) и даже не намекали на это. Какие возможности у меня имелись? Университет, (3) институт культуры и,(4) конечно же,(5) медицинский. |
13 | Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. |
14 | Среди предложений 15–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. |
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Аверинцева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Промежуточная аттестация по русскому языку 9 ___класса.
ФИ _______________________________________________________Вариант № _____
Бланк ответов
Отвечая на задание с развёрнутым ответом, пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая разметку страницы. Не забудьте указать номер задания, на которое вы отвечаете. Условия задания переписывать не надо.
Ответы |
| Вариант 1 | Вариант 2 |
| 4 | 3 |
| 1 | 3 |
| Привели | Испортил |
| Куплена | Необыкновенно |
| Громко | Предметами |
| Кружок музыки | Хор студентов |
| Повели | Хотелось учиться |
| 28 | 22 |
| 3 4 | 3 |
| 3 | 2 |
| 2 | 1 2 |
| 3 | 7 |
| 16 | 20 |