Тема: Княжение Ягайло. Кревская уния и её значение.
Цели и задачи: определить причины сближения Великого княжества Литовского с Польшей; определить условия, итоги и значение Кревской унии; развивать умения объяснить причинно-следственные связи; способствовать формированию представления о необходимости единства, как успешного государственного развития.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, информационные карточки с заданием, карта «Образование Великого княжества Литовского».
Тип учебного урока: комбинированный.
Новые понятия: уния, Кревская уния, привилей, персональная уния, Островское соглашение.
Основные даты и события:
1385 г. – Кревская уния;
1387 г. – крещение литовского населения по католическому обряду;
1377-1381 гг., 1382-1392 гг. – Ягайло – великий князь литовский;
1386-1434 гг. – Ягайло – король польский;
1392 г. – Островское соглашение.
Исторический деятель: Ягайло.
План урока:
Организационныйэтап.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Мотивационный этап
Изучение нового материала.
Физкультминутка
Закрепление материала изученного на уроке.
Выставление оценок с комментированием.
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Слайд 1
1.Организационный этап. (Запись темы урока в журнал, отметить отсутствующих) Ребята, сегодня на уроке нас ожидает интересное исследование. Я желаю вам успехов и надеюсь на плодотворное сотрудничество.
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос по вопросам на стр. 24-25.
Какими путями белорусские земли входили в состав ВКЛ? Приведите примеры.
Это происходило различными путями. Иногда местные жители видели в литовских правителях надежную защиту от врагов. Поэтому они сами приглашали их к себе на княжение. Тогда с литовскими князьями заключались специальные договоры. Они гарантировали белорусским землям сохранение давних порядков. Добровольно вошла в состав ВКЛ и Витебская земля. Однако она была присоединена к Великому Княжеству благодаря браку. Витебский князь отдал свою дочь за литовского князя Ольгерда. После его смерти Ольгерд стал княжить в Витебске.
Какое значение имело включение белорусских земель в состав ВКЛ?
Вхождение белорусских земель в ВКЛ было прогрессивным явлением. Местные жители получали надежную защиту от внешнего врага. При этом они сохраняли свой уклад, традиции и веру предков. Во внутренние дела славянских княжеств верховная власть почти не вмешивалась.
Назовите результаты правления Гедимина.
При нем ВКЛ превратилось в один из главных центров объединения восточнославянских земель. Гедимин проводил мудрую внутреннюю и внешнюю политику. Он противостоял крестоносцам и татарской агрессии. При нем активизировались контакты с Западной Европой. Оттуда он приглашал ремесленников и торговцев. Во времена Гедимина ВКЛ впервые вступило в антигерманский союз с Польшей.
Какую политику проводили Ольгерд и Кейстут?
В 1345 г. великим князем стал Ольгерд. Он властвовал в согласии с Кейстутом, которому была передана в правление западная часть государства. Деятельность Кейстута была направлена прежде всего на борьбу с крестоносцами. Восточной частью государства правил Ольгерд. Он старался расширить границы ВКЛ на востоке. В борьбе за «русские земли» Ольгерду пришлось столкнуться с Золотой Ордой. Она считала эту территорию своим владением. За время княжения Ольгерда (1345—1377) территория ВКЛ увеличилась в два раза. Объединение восточнославянских княжеств стало главной задачей государства. Это было полезно для белорусских земель. Они заняли центральное место в стране. Выгодное расположение способствовало развитию экономики и культуры. Тем самым обеспечивалась ведущая роль белорусских земель в Великом Княжестве.
Какие изменения произошли в деятельности крестоносцев после прекращения крестовых походов в Святую землю?
К XIV в. крестовые походы в Палестину прекратились. Поэтому борьба с язычниками-литовцами стала основной задачей тевтонцев. На захваченных землях крестоносцы строили зáмки, служившие опорой для дальнейших походов.
Назовите способы борьбы литовских князей с крестоносцами
Совершали военные походы, возвели мощный оборонительный пояс. Неприступными твердынями стали замки в Городне, Новогородке, Лиде, Крево и других городах.
Какой вклад в защиту белорусских земель от внешних врагов внесли Давыд Городенский и Андрей Полоцкий? Давыд уничтожил весь их обоз, отнял лошадей и вынудил рыцарей спасаться бегством. Немногие из крестоносцев вернулись домой. Вскоре Давыд сам возглавил поход на Пруссию. Потом он воевал в Мазовии на востоке Польши. Слава Давыда гремела далеко за пределами ВКЛ. Он оборонял от немецких и датских рыцарей Псков. Его воины доходили до самого Ревеля (современный Таллин). В 1326 г. Давыд участвовал в совместном с Польшей походе на Бранденбург. Однако по дороге назад Давыд был убит. Он вел основные военные действия с городом крестоносцев Динабургом (ныне Даугавпилс в Латвии). Этот город находился вблизи от Полоцка и все время угрожал ему. Не раз полочане опустошали окрестности Динабурга и других зáмков крестоносцев. Князь Андрей сражался не только с крестоносцами, но и с другими врагами. Он воевал с татарами, проявил себя как один из главных героев Куликовской битвы. Окончил жизнь знаменитый князь на поле боя во время битвы на реке Ворскла
3. Актуализация знаний. Слайды 2-9
1.Какое государство возникло в XIII веке?
(Великое княжество Литовское)
2.Назовите князей, которые оказали влияние на развитие Великого княжества Литовского.
(Миндовг, Гедимин, Ольгерд)
3.Соотнесите имена и время правления князей.
1253-1263-Миндовг
1316-1341 – Гедимин
1345-1377 - Ольгерд
4.Что такое уния??
Уния – это объединение, союз государств.
4. Мотивационный этап.(Объявляется тема урока, записывается в тетрадь). Мы на урке продолжим разговор о Великом княжестве Литовском и его сближении с соседним государством Польшей. Особо значимым событием стало заключение Кревской унии. Как вы думаете, почему она так называлась? (Заключена в Крево).
Задание: найти Крево на карте. Скажите, а что бы вы хотели узнать о Кревской унии? (Определение целей урока учащимися).
5.Изучение нового материала.
Определяется проблемный вопрос: Какое государство, Великое княжество Литовское или Польша, было наиболее заинтересовано в подписании унии?
Слайд 10
Обращается внимание на портреты главных участников унии: Ягайло, Ядвигу, Витовта.
В 1377 г. умер великий князь литовский Ольгерд. После себя он оставил 16 детей 6 – от первого брака и 10 - от второго. Кто должен был стать наследником?
На доске:
Ольгерд |
Андрей старший сын от первого брака Был изгнан из Полоцка направился к московскому князю Дмитрию. | | Ягайло старший сын от второго брака |
Своим преемником он назначил Ягайло. Это был его любимый, но не старший сын. Сначала Ягайло продолжал политику отца. Западной частью государства по-прежнему правил старый Кейстут. А сам Ягайло должен был осуществлять «собирание русских земель». Однако приход к власти Ягайло вызвал внутренний конфликт в государстве. Старшие сыновья Ольгерда сочли себя обиженными. Они группировались вокруг полоцкого князя Андрея Ольгердовича. Чтобы ослабить своих противников, Ягайло изгнал Андрея из Полоцка. Поэтому тот вместе со своими соратниками направился к московскому князю Дмитрию. В дальнейшем они сыграли важную роль в Куликовской битве 1380 г. Победа в этой битве укрепила позиции Дмитрия. Позиции же Ягайло были ослаблены.
Непростые отношения сложились у Ягайло и с Кейстутом. Ягайло не доверял своему дяде и потому заключил тайные соглашения с крестоносцами. Узнав об этом, Кейстут в 1381 г. лишил племянника власти и стал во главе государства. Однако правление Кейстута также устраивало не всех. Против него поднялся мятеж. Летом 1382 г. столица государства вновь оказалась в руках Ягайло. Кейстута обманом захватили и заточили в Кревском замке. Вместе с ним был захвачен и его сын Витовт — князь городенский, берестейский и каменецкий. По приказу Ягайло Кейстут был задушен. Витовту же удалось бежать. После этого он направился к крестоносцам. С их помощью Витовт хотел вернуть владения своего отца.
Слайд 11
Просмотр видеосюжета.
Задание: определите причины и условия унии, записать их в тетрадь, использовать текст параграфа «Кревская уния и её условия»
Для изучения условий унии разделимся на группы.
1 группа. Работа с документом. Привелей великого князя литовского и короля польского Ягайло. (Приложение 1).
2 группа. Определить итоги унии. Текст параграфа.
3 группа. Работа с информационной карточкой «Островское соглашение». (Приложение 2)
Подводим итоги работы.
Слайд 12,13
6.Физкультминутка.
Встаньте, детки, улыбнитесь,
Земле нашей поклонитесь,
За счастливый день вчерашний.
Все вы к солнцу подтянитесь,
Влево, вправо наклонитесь,
Веретёнком покрутитесь.
Раз присядьте, два присядьте
И за парты тихо сядьте.
7.Закрепление нового материала.
Задания для закрепления темы
Дайте краткие ответы на вопросы.
Когда была заключена Кревская уния?_____________
Какие государства заключили союз в Кревском замке?___________
На ком женился Ягайло?__________
Какую религию он принял?___________
Когда было заключено Островское соглашение?____________
2. Раскройте причинно-следственные связи в «логических цепочках»
Избрание Ягайло польским королём
Крещение населения по католическому обряду
обряду
населения по католическому
обряду
Привилей Ягайло
Протест православного населения ВКЛ
обряду
населения по католическому
обряду
3. Объясните историческое значение Кревской унии.
Свой ответ оформите в виде таблицы
Положительные результаты унии | Отрицательные результаты унии |
| |
Ключ к заданиям Слайд 14
Осуществляют взаимопроверку.
Вернемся к проблемному вопросу:
Какое государство, Великое княжество Литовское или Польша, было наиболее заинтересовано в подписании унии? (Более выгодно подписание унии было для Польши, так как увеличилась обороноспособность государства, к Польше были присоединены «русские земли», произошло распространение католической веры на земли Великого княжества Литовского, феодалы-католики получили привилегии).
8.Выставление отметок.
Слайд 17
9.Рефлексия. Закончите предложения.
Слайд 18
10.Домашнее задание: На каникулы не задаём.
Приложение 1.
Привилей великого князя литовского и короля польского Владислава (Ягайлы)
20.02.1387 г.
Во имя Бога, аминь! На вечную память о событии. Мы, Владислав, с Божьей милости король Польский, великий князь Литовский и наследник Руси и т.д. К сведению всех кому нужно, желаем, чтобы дошло следующее. С причины своего религиозного чувства, совести (в здравом уме) оценивая искреннее и свободное стремление, которое наш литовский народ выказывает в принятии крещения в правую католическую веру, мы желаем… увеличить это стремление векопомными правами, вольностями, добрыми делами и подарками в целях расширения этой веры для установления католической веры… Каждый рыцарь или боярин, который примет католическую веру и его наследники, имеют и будут иметь полную возможность владеть, содержать, пользоваться, продавать, отчуждать, обменивать, давать, дарить со своей доброй воли и желания замки, волости, веси, и дома, чем владели бы по отцовскому наследству….. Также желаем, чтобы в каждом замке и повете или области был поставлен судья, который слушает дела тяжников… Разрешаем и даруем этим рыцарям полную и всестороннюю свободу выдавать замуж своих дочерей и внучек….. сохраняя католический обряд. Названные рыцари не будут
привлекаться для каких-либо других работ, за исключением строительства нового замка, когда созывается вся земля литовская, и также для выполнения работ по строительству или ремонту старого замка. По древнему обычаю, военный поход остается обязанностью, которая выполняется собственными средствами и расходами. В том случаи, когда придется преследовать врага, неприятелей наших, то для такого преследования, по народному – Погоня, обязаны отправляться не только рыцари, но и все мужчины, какого бы происхождения они не были, лишь бы были способны носить оружие. Все, кто приняв святую католическую веру, предательски от нее отойдет, кто будет отказываться ее принимать, не должен пользоваться никакими определенными правами.
ЗАДАНИЕ 1. Работа с документом.
Кто автор документа?____________
Какая вера распространялась в ВКЛ?________________________________
Как объясняется необходимость введения католичества? _______________
Какие права получала католическая шляхта?__________________________
________________________________________________________________
Почему привилей вызвал недовольство православной шляхты?__________
________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2
Определить итоги унии, работая с пунктом «Итоги Кревской унии»
\
ЗАДАНИЕ:
4 июля 1392 г. двоюродные братья Витовт и Ягайло встретились в имении Остров близ Лиды и подписали соглашение (Островское соглашение), по которому Витовт становился великим князем литовским и получал обратно свою вотчину — Трокское княжество, сохранив при этом Луцк. Ягайло же получал титул верховного князя Литвы и становился сюзереном Витовта (Витовт – вассал Ягайло). Также Витовт пообещал, что после его смерти земли Великого княжества станут собственностью короля Польши.
Используя текст и материал учебника на стр. 31-32, ответьте на вопросы:
1. Что изменилось в положении православного населения ВКЛ после Кревской унии?
2. Когда и почему было заключено Островское соглашение?
3. Каковы были его условия?
ЗАДАНИЕ:
4 июля 1392 г. двоюродные братья Витовт и Ягайло встретились в имении Остров близ Лиды и подписали соглашение (Островское соглашение), по которому Витовт становился великим князем литовским и получал обратно свою вотчину — Трокское княжество, сохранив при этом Луцк. Ягайло же получал титул верховного князя Литвы и становился сюзереном Витовта (Витовт – вассал Ягайло). Также Витовт пообещал, что после его смерти земли Великого княжества станут собственностью короля Польши.
Используя текст и материал учебника на стр. 31-32, ответьте на вопросы:
1. Что изменилось в положении православного населения ВКЛ после Кревской унии?
2. Когда и почему было заключено Островское соглашение?
3. Каковы были его условия?
Задания для закрепления
Дайте краткие ответы на вопросы.
1)Когда была заключена Кревская уния?_____________
2)Какие государства заключили союз в Кревском замке?___________
3)На ком женился Ягайло?__________
4)Какую религию он принял?___________
5)Когда было заключено Островское соглашение?____________
Раскройте причинно-следственные связи в «логических цепочках» 1
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Объясните историческое значение Кревской унии.
Свой ответ оформите в виде таблицы
Положительные результаты унии | Отрицательные результаты унии |
| |