Глава 3. Русь в середине XІІ – начале XІІІ в.
КНЯЖЕСТВА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ § 14
3/2/19
Что знаем
1132 г. Распад Древней Руси
Покажите княжества и земли удельной Руси
Значение политической раздробленности
Сохранение культурного единства
Ослабление военной силы Руси
Раздробленность - закономерный и прогрессивный этап в развитии любого государства, так как связана с более высоким уровнем развития экономики и политической системы.
Три типа государственности в удельный период
ВЛАСТЬ
КНЯЗЬ
СТАРШАЯ ДРУЖИНА (бояре)
ГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ
КАКАЯ СИЛА ИГРАЛА РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ?
ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2-й тип
3-й тип
1-й тип
Монархия с большой ролью боярства
Боярская республика с решающей ролью вече
Монархия с главенствующей ролью князя
Южная Русь:
Киевская, Галицко-Волынская земля.
Северо-Западная Русь: Новгород, Псков.
Северо-Восточная Русь:
Суздальское княжество.
Что было общим в политической жизни каждого государственного
образования?
?
Реши кроссворд
л
По вертикали :
1. Погодная запись происходящих событий в Древней Руси.
2. Владение младших членов княжеского рода.
3. В IX в. столица Древнерусского государства,
в XII в. — столица княжества, которое
подвергалось набегам половцев, утратила
значение торгового центра.
у
е
К
т
р
д
и
ь
о
г
е
о
е
п
ы
ц
л
о
о
в
и
с
ь
По горизонтали :
4. Имя новгород-северского князя, который без помощи других князей решил
совершить поход против половцев. События этого похода легли в основу
эпического произведения.
5. На Руси их называли «погаными», но некоторые князья приглашали их для участия
в военных походах против своих политических соперников в XII в., а некоторые
князья породнились с их ханами.
Тесты
1 . Распаду Древнерусского государства способствовало:
а) развитие натурального хозяйства;
б) упадок торгового значения пути «из варяг в греки»;
в) усиление влияния Византии.
2. Владение младших членов княжеского рода называлось:
а) удел; б) вотчина; в) вервь.
3. В основу «Слова о полку Игореве» легли события похода против
половцев в: а) 1111 г.; б) 1132 г.; в) 1185 г.
4. Решение «Каждый держит вотчину свою» было принято на съезде
князей при участии:
а) Владимира Мономаха; б) Мстислава; в) Ярослава Мудрого.
5. Определите, о ком идет речь: «Внук Ярослава Мудрого, 19 раз
заключал договоры с половцами, несколько раз участвовал в военных
походах против кочевников, автор «Устава», ограничившего произвол
ростовщиков в Киеве».
а) Святополк; б) Владимир Мономах; в) Мстислав.
6. Соотнесите имена князей и события.
События
А) поход против половцев 1185 г.
Князь
Б) создание «Поучения детям»
1) Ярослав Мудрый
2) Всеволод и Святослав
В) строительство Софийского собора
Г) создание Правды Ярославичей
3) Игорь
4) Владимир Мономах
7. Соотнесите понятие и определение.
Понятие
Определение
А) удел
- люди, объединенные жизнью и деятельностью в
Б) миниатюра
одном государстве
2) живописное художественное произведение малых
В) натуральное
Г) раздробленность
3) распад государства на самостоятельно
хозяйство
размеров
управляющиеся княжества
4) производство продуктов для
Д) общество
собственного потребления
5) владение младшего члена княжеского рода
Княжества Северо-Восточной Руси § 14
Можно ли назвать Суздальское княжество наиболее сильным и
влиятельным в удельный период?
?
I. Открываем новые знания:
- Утверждение княжеской власти (1-я группа)
Обособление Ростово-Суздальской земли (2-я группа)
- На пути к единовластию (3-я группа)
3. Организация деспотической власти
4. Смерть Андрея Боголюбского (4-я группа)
II. Применяем новые знания и оцениваем свою работу: с. 105.
2 балла – в.1.
1 балл – в. 4.
2 балла – задания в группах.
1 балл – устный ответ.
III. Домашнее задание : § 14, в. 1 – 4, источник.
Задания группам
1
3
2
4. Смерть Андрея Боголюбского. Задания:
4
- Составьте план текста с. 103 – 104.
- Кто были убийцы? Как они действовали? Приведите факты из текста.
- Как простой народ отнесся к убийству Андрея Боголюбского?
Приведите факты из текста.
4. Выскажите свою оценку данному событию.
1. Утверждение княжеской власти (1-я группа).
В конце XІ – начале XІІ в. началось возвышение земель в междуречье Оки и Волги.
Города – ? с. 99.
Суздаль
Ростов
1108 г. - Владимир
1.
Безопасно
половцы
варяги
не переходили р. Оку (леса)
сотрудничали
2.
Торговый путь из
«варяг в хазары»
Суздальское ополье
урожаи зерновых
Ростово-Суздальские земли
промыслы
Обособление Ростово-Суздальской земли (2-я группа)
Первый князь -
Юрий Долгорукий
Воевал с
Построил 14 городов:
Великим Новгородом
Кострома, Переяславль, Дмитров, Москва и др.
Волжской Болгарией
Крепость на границе с
Трижды завладевал киевским престолом
Черниговским княжеством
Задание:
Узнайте, что произошло в Киеве после смерти князя Юрия в 1157 г. ? С. 101.
Что говорит о непродуманности южного
направления внешней политики Юрия
Долгорукого?
?
2. На пути к единовластию (3-я группа)
Северо-Восточная Русь
2-й тип государственной власти
Монархия с главенствующей ролью князя
Князья в Ростов и Суздаль назначались из
Киева
В 1157 г. унаследовал киевский престол
Андрей Боголюбский
отказался жить в
Киеве
Задание:
1). Узнайте, где княжил Андрей Боголюбский?
2). Подумайте, почему он изгнал из Ростово-
Суздальской земли своих братьев,
племянников, и мачеху? С. 101.
3). Куда и почему перенес столицу из Суздаля с
вечевыми традициями самоуправления?
Город Владимир – столица Суздальского княжества
Успенский собор во Владимире
Золотые ворота во Владимире
Уцелевший фрагмент замка Андрея Боголюбского
3. Организация деспотической власти
Князь
Дворяне (дворня, слуги, холопы) -
собственность господина.
Имеют высокие посты и большие владения
Старшая дружина (бояре)
теряют свои права
Холопы – опора деспотической власти - ? С.229-230.
ДЕСПОТИЯ – (от греч. - господин, полновластный правитель)
Задание. Узнайте:
1). В чем проявлялась зависимость князей Киева и Новгорода от
Андрея Боголюбского? С. 102 – 103.
2). Каким образом Андрей Боголюбский подчинил себе других князей? С. 103.
Можно ли назвать Суздальское княжество наиболее сильным и
влиятельным в удельный период?
?
Первый князь обособленного Суздальского княжества. Основатель Москвы.
Князь Андрей Боголюбский.
Установил деспотическую власть.
Подчинил Киевские и Новгородские земли.
Князь Юрий Долгорукий.
4. Смерть Андрея Боголюбского (4-я группа)
Убийство князя Андрея Боголюбского
4. Смерть Андрея Боголюбского. Задания:
1. Составьте план текста с. 103 – 104.
2 . Кто были убийцы? Как они действовали? Приведите факты из текста.
3. Как простой народ отнесся к убийству Андрея Боголюбского?
Приведите факты из текста.
4. Выскажите свою оценку данному событию.
Археологи нашли список убийц
князя Андрея Боголюбского
При реставрации Спасо - Преображенского собора в Переславле-Залесском археологи и эпиграфисты обнаружили надпись XII века, в которой говорится об убийстве князя Андрея Боголюбского в 1174 году. Там же перечисляются имена его убийц.
Ученые пока не могут ответить на вопрос, почему надпись, посвященная убийству Андрея Боголюбского, находится в Переславле. Ведь князь был убит в Боголюбове, а столицей княжества был город Владимир.
"Похоже, что это официальный текст, который был разослан по всем городам епархии и высечен в назидание потомкам на стенах их главных храмов. Конечно, неслучайно расположение его на таком стратегически важном месте, как алтарная апсида. Теоретически можно было бы поискать такие надписи на других храмах княжества", - говорит Алексей Гиппиус.
Задание. Какие версии выдвигают ученые в связи с надписью XII века, обнаруженной
при реставрации Спасо – Преображенского собора?
Применяем новые знания и оцениваем свою работу
с. 97 – 98.
2 балла – в.1.
1 балл – в. 3.
2 балла – задания в группах.
1 балл – устный ответ.
Использованные источники
Рисунок: Раздробленность Руси: http://okt.ru/studopediaru/baza10/1558785734775.files/image032.jpg
Карта: Русь в период раздробленности: http://bigslide.ru/images/40/39201/960/img7.jpg
Изображение: Князь Юрий Долгорукий: http://prorossiu.ru/str/1703/01.gif
Изображение: Князь Андрей Боголюбский : http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/54/62054454_andrei1.jpg
Изображение: Успенский собор во Владимире: http://zero50x.myjino.ru/allpic/15/10969-img_18.jpg
Изображение: Убийство князя Андрея Боголюбского: http://www.istpravda.ru/upload/iblock/2ff/2ff9eb042a2ffb7fbb9a7806314403f6.jpg
Изображение: Золотые ворота во Владимире:
http://mtdata.ru/u33/photo8C8C/20096706710-0/original.jpeg
Изображение: Уцелевший фрагмент замка Андрея Боголюбского:
https://anashina.com/wp-content/uploads/2013/05/Zamok-Bogolubskogo.jpg
Использованные печатные источники
Андреев И.Л., Фёдоров И.Н. История России с древнейших времен до XVІ века:
М.: Дрофа, 2016.
Симонов Е В. Методическое пособие к учебнику И.Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVІ века: М.: Дрофа, 2016.
Пояснения для учителя
Авторская интерактивная презентация к уроку позволяет учителю организовать учебную деятельность учащихся в группе и с классом, самопроверку (взаимопроверку), самооценку (взаимооценку).
Бальная система оценивания дает возможность оценить работу каждого учащегося на протяжении всего урока учителем, самим учащимся или его одноклассниками.
Главная задача учителя – это развитие устной речи учащегося. С этой целью разрабатываю логические схемы, цепочки и таблицы, которые содержат «сигнальные» слова, указывающие на «опорные» слова, которые учащиеся самостоятельно отыскивают в тексте и вставляют в схему, цепочку или таблицу. Затем проверяют свои опорные слова (через анимацию на слайде). Используя схемы, цепочки или таблицы с опорными словами, ученики свободно говорят на заданную тему.
Одновременно учащиеся развивают навыки работы с текстом.
На слайдах представлены карты, с которыми ученики работают по заданию.
Таким образом, презентация представляется как дидактическое пособие по организации и управлению самостоятельной познавательной деятельностью учеников.
Лариса Алексеевна Синяева