Предлоги |
Тема № 1. Общее понятие о предлогах и
употреблении их в речи.
Сказка о предлогах
Давным-давно в далёкой стране Грамматике жили маленькие слова предлоги. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них всё дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.
Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.
Предлог-это слово. К предлогу нельзя задать вопрос. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
Предлоги служат для связи слов в предложении, то есть помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.
Перед глаголами предлогов не бывает, а с другими частями речи пишутся раздельно.
Тема № 2. Тренировочные упражнения в выделении предлогов.
1. Найдите и подчеркните предлоги.
Птицы в клетке, ласточки на ветке, кошка под столом, садик за углом, книжка у подруги, песенка о друге, заяц без хвоста, устный счёт до ста, в гости к дяде Коле, рассказать о школе, из школы к лесу на машине, у друга с мамой в магазине, от дома, около буфета, за поворотом до рассвета, грибы под деревом искал: Кто все предлоги здесь узнал?
2. Напишите без скобок, между предлогом и словом вставьте подходящее по смыслу слово.
(под) деревом - _________________________________________________,
(из) земли - _____________________________________________________,
(с) сумкой - _____________________________________________________,
(в) воздухе - ____________________________________________________,
(в) вазе - _______________________________________________________,
(с) Серёжей - ___________________________________________________,
(в) овраге - _____________________________________________________,
(под) дубом - ___________________________________________________,
(из) зала - ______________________________________________________,
(с) собакой - ____________________________________________________,
(в) воскресенье - _________________________________________________,
(в) ванне - ______________________________________________________,
(с) Зоей - _______________________________________________________,
(в) отряде - _____________________________________________________.
3. Составьте и напишите словосочетания, правильно употребляя предлоги.
Добрести (до, в) Выехали (из, с) Зацепился (за, о) Выполз (от, из) Вцепился (за, в) Взобрался (в, на) | город. село. скатерть. нора. рука. гора. |
4. Вставите предлоги.
Стал Вова собираться … школу. Но где же ручка? Заглянул ..… стол - нет её. И ….. столе тоже нет. И ….. столом её нет. Так где же ручка? А ручка спокойно лежала … пенале и думала : «Вот растеряха! Забыл, что ещё вчера положил меня … пенал!»
Тема № 3. Предлоги у, около, к, от, по.
1. Превратите предложения.
Например: Сорока подлетела к берёзе. - Сорока отлетела от берёзы.
Шмель подлетел к цветку.-_________________________________________.
Машина отъехала от магазина.-_____________________________________.
Синица отлетела от кормушки.-_____________________________________.
Мяч подкатился к стене.-__________________________________________.
Теплоход причалил к пристани.-____________________________________.
Автобус подъехал к остановке.-_____________________________________.
Черепаха подползла к камню.-______________________________________.
Воробей отскочил от лужи.-________________________________________.
Лиса подбежала к курятнику.-______________________________________.
2. Выделите предлоги «у-около». Придумать самостоятельно 2 предложения с данными предлогами.
Петя ушёл в школу. Машина стояла у дома. Первоклассники играли около школы. Дети ушли в лес за грибами. У нашего дома распустились розы. Деревня находится около леса.
3. Выделите предлог «по» в следующих предложениях.
Машины едут по дороге. Корабли и лодки плавают по морю. Самолёты и вертолёты летают по небу. Поезда едут по железной дороге.
4. Придумайте предложение про гусеницу с предлогом «по».
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема № 4. Предлоги на, над, под, с (со), из-под.
1. Выделите предлог «на».
Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
Поплясал на потолке, притаился на окне,
Вот он спрятался в кроватке-
С нами он играет в прятки!
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы идём его искать!
2. Исправьте предложения.
Яблоки упали на яблоню.__________________________________________
Подберёзовики растут в берёзах.____________________________________
Мышка спряталась в грибок.________________________________________
Лисичка вырыла нору на ёлке.______________________________________
3. Ответьте на вопрос сначала словом с предлогом, затем целым предложением:
Образец: С сыром. Я люблю бутерброд с сыром.
а) С чем ты любишь бутерброд?_____________________________________
________________________________________________________________
б) В чем пекут пироги?____________________________________________
________________________________________________________________
д) С кем ты любишь гулять?________________________________________
________________________________________________________________
4. Вставьте в предложения пропущенные предлоги «с», «со».
Посуду убрали ….. стола. Сотри пыль ….. книг. Лена ….. Светой-подруги. Ложка упала ..... стола. Маша любит клубнику ….. сливками. Мама любит клубнику ..... молоком. Леня пойдет ..... со мной гулять. Ребята пошли купаться и взяли ….. собой собаку. Жеребенок ….. испугом прижимался к матери.
5. Составьте предложения из данных слов.
Маленький, пробивался, из-под, росток, земли.________________________
________________________________________________________________
Платье, из-под, виднелось, пальто.___________________________________
________________________________________________________________
Выползла, из-под, пня, змея.________________________________________
Тема № 5. Предлоги: в (во), из, за, из-за.
1. Составьте предложения о том, куда мы положим эти предметы.
Конфеты кладём ________________________________________________.
Салфетки кладём ________________________________________________.
Хлеб кладём ____________________________________________________.
Масло кладём ___________________________________________________.
Сахар кладём ____________________________________________________.
2. Прочитайте словосочетания, выделите предлог. С каждым словосочетанием придумайте предложение.
Спрятался за дерево.______________________________________________
Держала за руку.__________________________________________________
Скрылся за поворотом._____________________________________________
Бежала за Алешей.________________________________________________
3. Прочитайте предложения. Измените их по образцу. Выделите предлоги в первом и во втором предложениях.
Образец: Собака забежала за конуру. Собака выбежала из-за конуры.
Марина выбежала из дома._________________________________________
Из поворота выехала машине._______________________________________
Картину вытащили из шкафа._____________________________________
Миша вышел из дверей.____________________________________________
Старый календарь вытащили из зеркала.______________________________
________________________________________________________________
Тема № 6. Предлоги: к, от, до.
1. Допишите предложения.
Играли как-то на полянке в лесу медвежонок, лисёнок, волчонок, зайчонок и бельчонок. Вдруг послышалось. Тра-та-та-тах, тра-та-та-тах. Испугались малыши и побежали к своим мамам.
Лисёнок_________________________________________________________,
Медвежонок ____________________________________________________,
Волчонок_______________________________________________________,
Зайчонок_______________________________________________________,
Бельчонок______________________________________________________.
2. Прочитайте песенку Колобка. Вставьте пропущенные предлоги.
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я ….. дедушки ушёл,
Я ….. бабушки ушёл,
Я ….. зайца ушёл,
Я ….. волка ушёл,
….. медведя ушел,
….. тебя, лиса, не хитро уйти.
3. Допишите предложения и выделите предлоги.
Поезд не доехал _________________________________________________.
Патрульная машина добралась _____________________________________.
Лодка доплыла___________________________________________________.
Автобус доехал__________________________________________________.
Утром мы добрались______________________________________________.
Тема № 7. Предлоги: за, из-за.
1. Замени предлог «из-за» предлогом «за». Как изменятся предложения?
Собака выбежала из-за конуры._____________________________________
Марина выбежала из-за дома._______________________________________
Из-за поворота выехала машина.____________________________________
Старый календарь достали из-за зеркала._____________________________
________________________________________________________________
2. Прослушайте предложения, вставьте пропущенный предлог «за», «из» или «из-за». Произнесите предложения целиком.
В воскресенье наша семья отправилась ….. город.
Возвратились ….. города только вечером.
От ветра дети спрятались ….. дерево.
Когда ветер стих, они вышли ..... дерева.
….. проливных дождей реки вышли ..... берегов.
Мама поливала огород ..... лейки.
Луна выглядывала ..... туч.
..... комаров нельзя было выйти на улицу.
Шубы шьют ….. овечьих шкур.
..... сугроба торчал старый пень.
….. сугробов нельзя было найти дорогу.
3. Составьте предложения из слов. Выделите предлоги.
тихо, парт, встали, ученики, из-за__________________________________
________________________________________________________________
щуку, большую, из, достал, воды, рыбак____________________________
________________________________________________________________
сухого, выползла, из-под, змея, пня________________________________
________________________________________________________________
картину, за, спрятали, старую, шкафом____________________________
________________________________________________________________
Тема № 8. Предлоги: через, сквозь, между.
1. Глядя на картинки, вставьте в предложения нужные предлоги.
Лев прыгает ….. обруч.
Белка прыгает …..ветку.
2. Составьте предложения с данными глаголами и предлогом через.
Образец: перепрыгнуть (через что?). Заяц перепрыгнул через камень.
перепрыгнуть перешагнуть переехать перелететь | через что? | __________________________________________ __________________________________________ ________________________________________ _______________________________________ |
3. Глядя на картинки, вставьте в предложения нужные предлоги.
Самолёт пролетел ….. облака.
….. стекло аквариума были видны рыбы.
4. Составьте предложения с данными глаголами и предлогом «сквозь».
Образец: пройти (сквозь что-то?). Иголка прошла сквозь ткань.
пройти пробежать прошагать пролететь | сквозь что-то? | _______________________________________ ________________________________________ ________________________________________ _______________________________________ ________________________________________ |
5. Вставьте предлог, чтобы получилось предложение, и прочитайте его.
….. облаками проглядывало солнышко.
….. тучами сверкала молния.
6. Вставьте предлоги в предложения.
Девочка прыгает ….. скакалку.
….. туман виднелись горы.
….. бабушкой и дедушкой шел мальчик.
Ребята перешли …. ручей.
….. дым был виден дом.
….. домами было видно поле.
Тема № 9. Предлоги: про, о, об (обо).
1. Раздели слова по столбикам при этом изменяя их.
Дерево, комната, опушка, я, лужа, дом, остановка, яма, все.
2. Составьте предложения с предлогами «о», «об», «про».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема № 10. Упражнения в раздельном написании предлогов со словами.
1. Прочитайте стихотворение. Найдите все предлоги и выделите их.
Из школы, к лесу, на машине,
У друга, с мамой, в магазине.
От дома, около буфета,
За поворотом, до рассвета
Грибы под деревом искал…
Кто все предлоги здесь узнал?
2. Спишите текст, раскрыв скобки.
(В)лесах цветет орешник. (По)опушкам лесов, (по)склонам оврагов (по)явились ранние цветы. Орел (с)вил себе гнездо на высоком дереве. Лиса (до)бралась (до)курятника.
3. Спиши, вставляя нужные предлоги.
… нас большой красивый класс. … окнах всегда много цветов. … стенам развешены таблицы. ..… доски стоит телевизор. … нашем классе всегда чисто.
Слова-помощники: у, на, по, у , в.
4. Вставьте пропущенные предлоги.
Петя вошел ….. класс. Он сел .…. парту. Вынул ..… портфеля книги и положил .…. парту. Петя сидит .…. Юрой. Учитель вызвал Петю ..… доске. Мальчик стоит ….. доски и отвечает урок.
Тема № 11. Составление предложений из заданных слов с предлогами.
1
. Составьте и запишите предложения по картинкам, вставляя подходящие предлоги.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составьте из слов предложения. Подсчитайте количество слов в предложении. Выделите предлог.
Первый, показался, из, росток, земли. Емеля, щуку, из, вытащил, проруби. Коля, другу, к, пришел. Сережа, птицами, за, наблюдал. Собака, к, подбежала, дому. Дождей, из-за, раскисли, дороги. Лампа, над, висела, столом.
3. Составьте предложения из данных слов, правильно подбирая предлоги.
Пастух, стадо, пасет (у,в) речке. Ребята, (у,в) реке, купаются. Кошка (с, из) комнаты, выскочила. Галка (с,на) крыши, сарая, слетела. Дым, идет (с,из) трубы. Бабушка (с, из) Киева, приехала.
Тема № 12. Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.
1. Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.
(с)катился (с)горы_________________________________________________
(по)бежали (по)дорожкам__________________________________________
(про)читал (про)машины___________________________________________
2. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.
На стройке.
Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.
3. Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги. Выделите предлоги и приставки.
Образец: …..бросился ….. врага. Набросился на врага.
..…кинула ..…плечи платок.________________________________________
Витя ..…вёл …дело …конца._______________________________________
Ставил ведро …кран.______________________________________________
..…резал замок …..дверь.___________________________________________
..…читал рассказ ..…конца._________________________________________
..…гулял …..парку.________________________________________________
..…ехал ..…станции._______________________________________________
..…рисовал ..…листке бумаги.______________________________________
..…плела ленту ..…косу.___________________________________________
Тема № 13. Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок.
1.Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.
Мурка
Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.
2. Преврати словосочетания с предлогом в словосочетания с приставкой.
Образец: календарь на стене-настенный календарь.
повязка на рукаве-________________________________________________
переход под землёй-_______________________________________________
камни под водой-_________________________________________________
часы на столе-____________________________________________________
годы после войны-________________________________________________
плата за работу-__________________________________________________
3. Прочитайте предложения. Составьте из этих предложений 2 рассказа. Запишите их отдельно, раскрывая скобки.
(На)дворе была гора.
(В)зале стоит душистая ёлка.
Весь день (на)горе много детей.
(На)ветках игрушки.
(К)пушистой красавице (при)бежали дети.
Митя (на)санках (с)катился (с)горы.
Тема № 14. Дифференциация предлогов и приставок.
1. Вставь в предложения слова из скобочек.
После метели на дороге появился снежный ____________.
Клоун схватил зрителя _____________.
(за нос, занос)
Сестра сунула книгу мне ______________.
Официант вымыл новый __________.
(под нос, поднос)
Солнце медленно опускалось _____________.
Дом был закрыт от посторонних глаз высоким ______.
(забором, за бором)
Мы приобрели __________ мебели.
Туман опустился _________.
(набор, на бор)
2. Соберите из слов предложение и запишите его в тетрадь, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
Медвежонок Фомка
1.медвежонка, Москву, белого, на, везли, самолёте, в, Фомку
2.медвежонка, затянули, поместили, сеткой, в, клетку, и Фомка
3.рвать, сетку, стал, крик, поднял, и, страшный
4.выпустить, клетку, и, тогда, открыли, решили, его
5.осторожно, всё, вышел, медвежонок, клетки, обнюхал, обошёл, осмотрел, из
6.влез, в, кресло, Фомка, окно, и, стал, глядеть, в
7.ел, кресле, в спал, и, он белый, Фомка
8.так, Москву, прилетел, в, полярный, медвежонок
3. Прочитайте внимательно, вставьте нужный предлог, и попробуйте отгадать из какой сказки это предложение.
Как-то раз все королевство пригласили ….. бал.
Фея взмахнула волшебной палочкой, и тыква превратилась ..… карету.
Взбешенная королева приказала слуге отвести принцессу (…) лес и привязать ее ..… дереву.
Жил-был один принц, и захотелось ему жениться ..… принцессе, но только ..… самой настоящей принцессе.
Поочередно каждой принцессе исполнялось пятнадцать лет и им разрешалось всплывать ..… поверхность.
4. Прочитайте внимательно предложения, исправьте ошибки. Запишите верные предложения.
Подокнами дети разбили полисадник.________________________________
________________________________________________________________
Изкустов поднялась целая стая прекрасных больших птиц.______________
________________________________________________________________
Настол женщина поставила тарелку сводою.__________________________
________________________________________________________________
Вгороде Стокгольме, подкрышей одного дома жил Карлсон._____________
________________________________________________________________
21