СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Книжка-подсказка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ содержит комплекс памяток по математике и русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Книжка-подсказка»


  1. Текст состоит из предложений. Текст можно озаглавить.

Предложения в тексте связаны между собой по смыслу.

  1. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

  2. Каждое слово имеет значение:

    Слова – назначения

    предметов и явлений

    признаков

    действий

    Кто? Что?

    Какой? Какая?

    Какое? Какие?

    Что делает?

    Что сделает?

    вОрона

    серая

    лЕтит

    дождЬ

    вЕсеННий

    капАет

    яблОко

    соЧНое

    вИсит

    рЕбята

    вЕсёлые

    играют

  3. Слова

    Однозначные

    (имеют только одно значение)

    Многозначные

    (имеют несколько значений)

    пЕнал, грач, бЕрёза

    кисть, звЕзда, кОса

  4. Слова

    Близкие по значению -

    синонимы

    Противоположные по значению - антонимы

    врач-доктОр

    тихий - громкий

    мокрый-влажный

    весЕло-грустно

  5. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Слог может состоять:

- из одного гласного:а | у

- из одного гласного и одного согласного:ли | па

- из нескольких согласных и одного гласного:тра | ва



Типы текстов

повествование

это текст, который объясняет причину какого-то явления или события


описание

рассуждение

это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях

это текст, в котором происходит описание людей, растений, животных, разных предметов и т.д.


несколько фото

одно фото

нет фото

Кто? Что? Что случилось? Что происходит? Когда это произошло?


Какой? Какая? Какое? Как выглядит? В чём его особенность?


Почему?

Что из этого следует?











Фразеологизм - это маленькая, устойчивая фраза с переносным смыслом, внутри такой фразы нельзя менять слова местами.

Фразеологизм - это маленькая, устойчивая фраза с переносным смыслом, внутри такой фразы нельзя менять слова местами.

Фразеологизм - это маленькая, устойчивая фраза с переносным смыслом, внутри такой фразы нельзя менять слова местами.

Фразеологизм - это маленькая, устойчивая фраза с переносным смыслом, внутри такой фразы нельзя менять слова местами.







ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

Форма слова – это одно и тоже слово, в котором изменяется только окончание.

Попробуй изменить форму слова: ОСИНА. Составь предложения.

И получится: 1. Не видно ОСИНЫ. 2. Подойти к ОСИНЕ. 3. Не вижу ОСИНУ.

ЗАПОМНИ!

О кончание – это значивая часть слова, которая находится в его конце (после ). Окончание чаще всего нужно для образования (создания) формы слова, а также для того чтобы связать словав словосочетании и предложении. когда? какие?

Н АПРИМЕР: В октябр е подул и сердит ые ветр ы .

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму этого слова:

о кн о - окн а , под окн ом , на окн е .

б ольш ой – больш ая .

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

Форма слова – это одно и тоже слово, в котором изменяется только окончание.

Попробуй изменить форму слова: ОСИНА. Составь предложения.

И получится: 1. Не видно ОСИНЫ. 2. Подойти к ОСИНЕ. 3. Не вижу ОСИНУ.

ЗАПОМНИ!

О кончание – это значивая часть слова, которая находится в его конце (после ). Окончание чаще всего нужно для образования (создания) формы слова, а также для того чтобы связать словав словосочетании и предложении. когда? какие?

Н АПРИМЕР: В октябр е подул и сердит ые ветр ы .

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму этого слова:

о кн о - окн а , под окн ом , на окн е .

б ольш ой – больш ая .


ЗАПОМНИ!

П риставка – это значимая часть члова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов:

х одить – переходить, подходить;

д обрый – предорый, задобрить.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

до-

по-

про-

о- / об-

от-

под-

на-

над-

за-

перед-

пере-

при-

вы-

в-

у-

с-


К АК ЖЕ НАЙТИ ПРИСТАВКУ?

Подобрать однокоренное слово без приставки…

ИЛИ

с другой

приставкой.


ЗАПОМНИ!

П риставка – это значимая часть члова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов:

х одить – переходить, подходить;

д обрый – предорый, задобрить.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

до-

по-

про-

о- / об-

от-

под-

на-

над-

за-

перед-

пере-

при-

вы-

в-

у-

с-


К АК ЖЕ НАЙТИ ПРИСТАВКУ?

Подобрать однокоренное слово без приставки…

ИЛИ

с другой

приставкой.


ЗАПОМНИ!

П риставка – это значимая часть члова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов:

х одить – переходить, подходить;

д обрый – предорый, задобрить.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

до-

по-

про-

о- / об-

от-

под-

на-

над-

за-

перед-

пере-

при-

вы-

в-

у-

с-


К АК ЖЕ НАЙТИ ПРИСТАВКУ?

Подобрать однокоренное слово без приставки…

ИЛИ

с другой

приставкой.


ЗАПОМНИ!

П риставка – это значимая часть члова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов:

х одить – переходить, подходить;

д обрый – предорый, задобрить.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

до-

по-

про-

о- / об-

от-

под-

на-

над-

за-

перед-

пере-

при-

вы-

в-

у-

с-


К АК ЖЕ НАЙТИ ПРИСТАВКУ?

Подобрать однокоренное слово без приставки…

ИЛИ

с другой

приставкой.


ЗАПОМНИ!

П риставка – это значимая часть члова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов:

х одить – переходить, подходить;

д обрый – предорый, задобрить.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

до-

по-

про-

о- / об-

от-

под-

на-

над-

за-

перед-

пере-

при-

вы-

в-

у-

с-


К АК ЖЕ НАЙТИ ПРИСТАВКУ?

Подобрать однокоренное слово без приставки…

ИЛИ

с другой

приставкой.



ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

С уффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и перед окончанием, служит для образования новых слов:

Н апример: дорожка, каменный.

К АК ЖЕ НАЙТИ СУФИКС?

Подобрать однокоренное слово без суфикса…

ИЛИ

с другими

суфиксами.


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

С уффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и перед окончанием, служит для образования новых слов:

Н апример: дорожка, каменный.

К АК ЖЕ НАЙТИ СУФИКС?

Подобрать однокоренное слово без суфикса…

ИЛИ

с другими

суфиксами.


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

С уффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и перед окончанием, служит для образования новых слов:

Н апример: дорожка, каменный.

К АК ЖЕ НАЙТИ СУФИКС?

Подобрать однокоренное слово без суфикса…

ИЛИ

с другими

суфиксами.


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!

С уффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и перед окончанием, служит для образования новых слов:

Н апример: дорожка, каменный.

К АК ЖЕ НАЙТИ СУФИКС?

Подобрать однокоренное слово без суфикса…

ИЛИ

с другими

суфиксами.


З АПОМНИ!

Основой называют часть слова без окончания.

Н апример: вод а .

К ак же найти основу?

Нужно, отделить окончание в слове:

Н апример: Комнатные цветы поливают тёплой водой.

З АПОМНИ!

Основой называют часть слова без окончания.

Н апример: вод а .

К ак же найти основу?

Нужно, отделить окончание в слове:

Н апример: Комнатные цветы поливают тёплой водой.

З АПОМНИ!

Основой называют часть слова без окончания.

Н апример: вод а .

К ак же найти основу?

Нужно, отделить окончание в слове:

Н апример: Комнатные цветы поливают тёплой водой.

З АПОМНИ!

Основой называют часть слова без окончания.

Н апример: вод а .

К ак же найти основу?

Нужно, отделить окончание в слове:

Н апример: Комнатные цветы поливают тёплой водой.





























Обратите внимание!

Б уква, обозначающая безударный гласный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: пришёл;

в корне: дарить;

• в суффиксе: маленький;

в окончании: из земляник и .

Обратите внимание!

Б уква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставкесделать;

в корне: четверг;

• в суффиксе: пирожок;

в окончании: нет звук ов .

Обратите внимание!

Б уква, обозначающая безударный гласный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставке: пришёл;

в корне: дарить;

• в суффиксе: маленький;

в окончании: из земляник и .

Обратите внимание!

Б уква, обозначающая парный по звонкости-глухости согласный звук, может быть в любой значимой части слова:

в приставкесделать;

в корне: четверг;

• в суффиксе: пирожок;

в окончании: нет звук ов .


















Гласные звуки: [а] [о] [у] [э] [ы] [и]

Буквы, которые обозначают гласные звуки:

Указывают на твёрдость согласного: а, о, у, э, ы

Указывают на мягкость согласного: и, е, ё, ю, я





Б уквы, которые обозначают два звука:

Е Ё Ю Я

[й’э] [й’о] [й’у] [й’а]

Гласные звуки: [а] [о] [у] [э] [ы] [и]

Буквы, которые обозначают гласные звуки:

Указывают на твёрдость согласного: а, о, у, э, ы

Указывают на мягкость согласного: и, е, ё, ю, я





Б уквы, которые обозначают два звука:

Е Ё Ю Я

[й’э] [й’о] [й’у] [й’а]

Гласные звуки: [а] [о] [у] [э] [ы] [и]

Буквы, которые обозначают гласные звуки:

Указывают на твёрдость согласного: а, о, у, э, ы

Указывают на мягкость согласного: и, е, ё, ю, я





Б уквы, которые обозначают два звука:

Е Ё Ю Я

[й’э] [й’о] [й’у] [й’а]

Гласные звуки: [а] [о] [у] [э] [ы] [и]

Буквы, которые обозначают гласные звуки:

Указывают на твёрдость согласного: а, о, у, э, ы

Указывают на мягкость согласного: и, е, ё, ю, я





Б уквы, которые обозначают два звука:

Е Ё Ю Я

[й’э] [й’о] [й’у] [й’а]



Согласные звуки бывают парные и непарные по:

т вёрдости

з вонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [л] [м] [н] [р]

глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц]

м ягкости

з вонкие: [б’] [в’] [г’] [д’] [ж’] [з’] [л’] [м’] [н’] [р’]

глухие:[п’] [ф’] [к’] [т’] [ш’] [с’] [х’] [ч’][щ’]

Буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

Согласные звуки бывают парные и непарные по:

т вёрдости

з вонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [л] [м] [н] [р]

глухие:[п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц]

м ягкости

з вонкие: [б’] [в’] [г’] [д’] [ж’] [з’] [л’] [м’] [н’] [р’]

глухие:[п’] [ф’] [к’] [т’] [ш’] [с’] [х’] [ч’][щ’]

Буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

Согласные звуки бывают парные и непарные по:

т вёрдости

з вонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [л] [м] [н] [р]

глухие:[п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц]

м ягкости

з вонкие: [б’] [в’] [г’] [д’] [ж’] [з’] [л’] [м’] [н’] [р’]

глухие:[п’] [ф’] [к’] [т’] [ш’] [с’] [х’] [ч’][щ’]

Буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ



ЗАПОМИНАЛОЧКА

В сочетаниях ЖИ-ШИ, только И всегда пиши.

В сочетаниях ЧА-ЩА, пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ, мы запишем букву У.






Мы мягкие согласные,

Сказали Че и Ща.

Нам мягкий знак не нужен

В ЩН, НЩа, РЩа.


А если вы увидите

ЧН, НЧе, ЧКа

То знайте знака мягкого

Там наверняка.


ЗАПОМИНАЛОЧКА

В сочетаниях ЖИ-ШИ, только И всегда пиши.

В сочетаниях ЧА-ЩА, пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ, мы запишем букву У.






Мы мягкие согласные,

Сказали Че и Ща.

Нам мягкий знак не нужен

В ЩН, НЩа, РЩа.


А если вы увидите

ЧН, НЧе, ЧКа

То знайте знака мягкого

Там наверняка.


Нам с нулём и единицей
Очень нужно подружиться!
На один мы умножаем,
Ту же цифру получаем
А
умножишь ты на ноль,
Ноль писать скорей изволь.


И ЗАПОМНИТЕ, друзья,
Что
делить на ноль НЕЛЬЗЯ
Цифра
на один делилась,
Та же цифра получилась.  
Ноль разделишь на число:
НЕ ПОЛУЧИШЬ НИЧЕГО!  


Нам с нулём и единицей
Очень нужно подружиться!
На один мы умножаем,
Ту же цифру получаем
А
умножишь ты на ноль,
Ноль писать скорей изволь.


И ЗАПОМНИТЕ, друзья,
Что
делить на ноль НЕЛЬЗЯ
Цифра
на один делилась,
Та же цифра получилась.  
Ноль разделишь на число:
НЕ ПОЛУЧИШЬ НИЧЕГО!  













Как же определить число имени существительного?

Если к любому имени существительному подставить местоимение, то ты сможешь легко определить его число.

1. местоимения единственного числа – он, она, оно.

2. местоимения множественного числа – они.

Как же определить число имени существительного?

Если к любому имени существительному подставить местоимение, то ты сможешь легко определить его число.

1. местоимения единственного числа – он, она, оно.

2. местоимения множественного числа – они.

Как же определить число имени существительного?

Если к любому имени существительному подставить местоимение, то ты сможешь легко определить его число.

1. местоимения единственного числа – он, она, оно.

2. местоимения множественного числа – они.

Как же определить число имени существительного?

Если к любому имени существительному подставить местоимение, то ты сможешь легко определить его число.

1. местоимения единственного числа – он, она, оно.

2. местоимения множественного числа – они.

Как же определить число имени существительного?

Если к любому имени существительному подставить местоимение, то ты сможешь легко определить его число.

1. местоимения единственного числа – он, она, оно.

2. местоимения множественного числа – они.

Как же определить число имени существительного?

Если к любому имени существительному подставить местоимение, то ты сможешь легко определить его число.

1. местоимения единственного числа – он, она, оно.

2. местоимения множественного числа – они.