Литературная гостиная
Вступительное слово учителя об истории возникновения праздника Книжкиных именин.
Традиционно Неделя детской книги проходит в последнюю неделю марта. Веселый выдумщик и хороший детский писатель Л.А. Кассиль назвал эту праздничную неделю «Книжкиными именинами» - так ее с тех пор и называют взрослые и дети.
Неделя детской книги отмечается в нашей стране почти 70 лет. Как же проходила первая Неделя?
Был хмурый мартовский день тревожного и трудного 1943г. На фронтах Великой Отечественной войны разворачивались ожесточенные сражения. Кругом было холодно, голодно, и мало радостей выпадало на долю ребят суровой военной поры. Вдруг по Москве прокатился слух о том, что в Колонном зале Дома Союзов состоится день детской книги, куда придут знаменитые писатели, поэты и художники. В назначенный день московские мальчики и девочки заполнили зал.
У входа ребят встречали мужчина и женщина в военной форме. Майор с орденом Красной Звезды – директор детского издательства Людмила Викторовна Дубровина и Лев Абрамович Кассиль в командирском морском кителе с орденом «Знака Почета».
Открывал первый праздник писатель Лев Кассиль – главный инициатор и душа «Книжкиных именин». Благодарные читатели жадно внимали каждому слову любимого автора, который рассказывал мальчишкам и девчонкам, чьи отцы и братья сражались с врагом, как рождается книга. А потом читали стихи, беседовали. И каждому ребенку, кто пришел в Колонный зал Дома Союзов, подарил по книге. Тоненькую, отпечатанную на серой бумаге книгу дети уносили как боевой паек, у который надо сберечь и растянуть на много дней. Книга согревала, добавляла света, вселяла силы.
С конца 1950-х годов «Книжкины именины» стали проводить по всей стране. Подключились средства массовой информации – газеты, журналы, радио и телевидение. Праздник книги стал всесоюзным, а местом празднования каждый год становилась одна из столиц советских республик. Но официальное открытие каждой Недели всегда начиналось в Москве, в колонном зале Дома Союзов.
Однажды С.Я. Маршак прислал в Колонный зал Дома Союзов, где открывалась очередная Неделя детской книги, такие стихи:
Пусть эта Книжкина неделя
Продлится только до апреля,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
Так и мы вам хотим пожелать дружить с книгою круглый год.
Звучит музыка. Въезжает на велосипеде Почтальон Печкин с сумкой на ремне и посылкой в руках.
Печкин: Здравствуйте, ребята. Это детская библиотека, а вы ребята со школы № …
Дети отвечают.
Печкин: Вам посылка. Вот она. Только я вам ее не отдам.
Ведущий: Это почему?
Печкин: А у вас документов нет.
Ведущий: Печкин, ребята ведь на праздник пришли. И конечно у них нет документов, но у них есть знания, он много читают и многое знают.
Печкин: Тогда они и мне помогут. У меня есть телеграммы. Но они немного запутаны.
Ведущий: Как такое возможно?
Печкин: Телеграмма от сказочного героя зашифрована. Необходимо отгадать, кто ее писал, кому она адресована, и из какой сказки.
Печкин читает телеграммы.
А) Спокойствие. Только спокойствие.
Сейчас я вас настигну,
И тут-то вам будет весело. (Карлсон – Злодеям)
Б) Я живу хорошо. Просто замечательно.
У меня есть свой дом. Он теплый.
В нем одна комната и кухня.
А недавно мы клад нашли и
Корову купили. И трактор- тр-тр Митю.
Трактор хороший, только он бензин не любит,
а любит суп. (Дядя Федор – Родителям)
В) Скоро наступит осень, станет холодно.
Давайте вместе построим теплый дом.
(Ниф-Ниф – братьям)
Г) Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи. (Мама мышка – мышонку)
Д) Сообщаю тебе, что смерть Кощея
На конце иглы, игла в яйце.. (Баба Яга Ивану царевичу)
Е) Скажите королю, что эти луга и замок
Принадлежат Маркизу Карабасу.
(Кот в сапогах проезжающему королю)
Ж) Погодите не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую.
(Тараканище – Букашкам)
З) Я на верху у Карлсона,
Который живет на крыше. (Малыш – родителям)
И) Садитесь ко мне на спину,
И мы полетим туда, где никогда не бывает зимы,
Где всегда светит солнце. (Ласточка – Дюймовочке)
Ведущий: Печкин, так не интересно, видишь, наши читатели все телеграммы разгадали. Вот если бы ты еще смог и оживлять героев произведений, вот это другое дело.
Печкин: Так это запросто. В Простоквашино совсем недавно Дядя Федор открыл школу волшебства. Я несколько раз посылки приносил, и подсмотрел пару уроков по превращениям. Для начала отгадайте, кого я хочу пригласить к нам на праздник:
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его пропеллер.
Над Стокгольмом он летает,
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый.. (Карлсон)
Печкин произносит слова заклинания:
Не красавец, не глупец,
Не юнец и не старец,
Не богатый, не скупой,
А почтальон Печкин я простой,
Появись Карлсон – мужчина холостой.
Звучит музыка. Появляется Карлсон.
Карлсон: Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
Ведущий: Да,да, пожалуйста. Здравствуйте. Скажите, а что трудно вот так летать?
Карлсон: Мне – ни капельки, потому что я лучший в мире летун.
Ведущий: Да ты лучший в мире болтун! Ты, наверное, и не знаешь, что у нас здесь за праздник?
Карлсон: Спокойствие. Только спокойствие! Конечно же я все знаю. У вас День варенья.
Ведущий: Ребята, подскажите Карлсону, что у нас за праздник.
Ребята отвечают.
Ведущий: Карлсон, раз уж ты лучший в мире летун, значит, ты много путешествуешь, много видел, многое знаешь.
Карлсон: Конечно, конечно, Я и сувениры с каждой сказочной страны собираю.
Ведущий: Поделись впечатлениями.
Карлсон: Хорошо. Вот у меня целый сундук сувениров. Сможете отгадать из какой сказки они, и кому принадлежат?
Игра «Бюро находок» (У Карлсона приготовлены предметы их различных сказок, он показывает, а ребята называют из какой сказки предмет)
Фрагмент-Презентации книги, А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Ведущий: Как интересно, Карлсон, было бы побывать у тебя дома. Я, думаю, там есть еще множество интересных сувениров.
Карлсон: Ну, я в точности не считал, сколько их там, но уж никак не меньше нескольких дюжин. Но вот беда, у меня совсем нет времени здесь болтать, мне уже пора улетать. Пока!
Печкин: Ну как, понравилось мое волшебство? Видите, я могу и волшебником по совместительству работать.
Ведущий: Хорошо. Это интересная мысль. А можно теперь я тебе загадаю героя?
Печкин: Давай.
Ведущий: Этот кот добрейший в мире,
Он мышам в своей квартире
Говорил всегда, что нужно
Кошкам с мышками дружить. (Кот Леопольд)
Печкин говорит слова заклинания:
Не красавец, не глепец,
Не юнец и не старец,
Не богатый, не скупой,
А почтальон Печкин я простой,
Появись Леопольд со своею добротой.
Звучит музыка. Входит Леопольд с удочкой и рыбой.
Леопольд: Ребята, давайте жить дружно! Извините, что я не по-праздничному одет. Вы меня прямо с рыбалки вытащили.
Ведущий: Извините, уважаемый Леопольд. Это у нас Печкин в волшебстве тренируется. А кого ты ловил?
Леопольд: Да вот поймал огроменную рыбу, а может мне ребята подскажут, как она называется?
Леопольд загадывает загадки про рыб.
Презентация – «Водный мир»
А) К ней опасно приближаться,
Рыбаки ее бояться,
В теплых водах водится
Хищная охотница.
Зубами острыми сверкнула
Океанская.. (Акула)
Б) Лежит в омуте страшила,
Зубы острые, как шило.
Как зовется эта штука?
Ну, конечно, это.. (Щука)
В) Ее ловлю я на крючок.
Для приманки – червячок.
Рыбка цветом золотиста,
Весить может граммов триста.
Ловим утром по росе,
Речь идет о … (Карасе)
Г) Не кузнец, а с лепешками,
С длинными усами.
Когда он черен –
Куслив и задорен.
А лишь покраснеет,
Так и присмиреет. (Рак)
Д) Драчун и забияка,
Не знает страха,
На спине иголки,
А иголки – колки. (Ерш)
Е) Большой, с усами, под мостом
Перед грозою бьет хвостом. (Сом)
Ж) Блинчик плавает живой-
Он с хвостом и головой. (Камбала)
З) Он в панцирь оделся и ринулся в бой,
Клещи держа над своей головой.
В доспехах тяжел,
Но даны ему в дар
Сильных и быстрых
Ножек пять парю (Краб)
Голос из-за кулис: Леопольд – подлый трус! Хвост за хвост! Глаз за глаз! Леопольд, выходи.
Леопольд: Простите меня, но сами слышите. Снова нужно учить мышей хорошим манерам. Мне пора.
Печкин: Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
Печкин говорит слова заклинания:
Не красавец, не глупец,
Не юнец и не старец,
Не богатый, не скупой,
А почтальон Печкин я простой,
У Буратино есть ключик золотой.
Звучит музыка. Появляется Буратино.
Буратино: Дзин-ла-ла, дзин-ла-ла. Школа же никуда не уйдет. Я только взгляну, послушаю – и бегом в школу. Скажите, пожалуйста, сколько стоит входной билет?
Ведущий: Послушай, Буратино, это не кукольный театр, а библиотека. И ты, кажется, в школу идешь?
Буратино: Э..Э..Э..Да.
Ведущий: Что ты мнешься? А ну-ка, давай показывай, что у тебя в рюкзаке?.
Буратино достает из рюкзака разрезанные кусочки бумаги.
Буратино: Ну, я.. это.. немного заигрался.
Ведущий: Ребята, давайте поможем Буратино все сложить, как было.
Игра «Собери пазлы» (Букварь, ручка, чернильница с пером, портфель, тетрадь, пенал)
Ведущий: Теперь, чтобы закрепить все, что необходимо Буратино для школы отгадаем викторину «От «А» до «Я».
Слайд-викторина «От «А» до «Я».
Буквы все от «А» до «Я» на страницах…
-Букваря!
Верно!
Должен каждый ученик
В школу брать с собой…
-Дневник!
Отлично!
Чтобы ручками писать,
Приготовим мы…
-Тетрадь!
Молодцы!
Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно…
-Карандаш!
Чтобы вдруг он не пропал,
Уберем его в…
-Пенал!
Ведущий: Теперь Буратино готов к школе. Иди в школу и никуда не сворачивай.
Звучит музыка, врывается Шапокляк.
Шапокляк: Так, так, значит, праздник здесь устроили, про книжки говорите, и Печкин здесь, и Карлсона звали, и Леопольда с рыбалки забрали, и даже проказника Буратино на праздник пригласили, а меня, как всегда забыли. А я то думаю, что это в стране Литературии на улице Библиотечная все прихорашиваются, куда то торопятся. Но я все разузнала. И пришла сама.
Ведущий: Шапокляк, ты не обижайся. Пожалуйста, присоединяйся к нам. Но у нас одно условие. Все гости для ребят подготовили литературные задания.
Шапокляк: Хорошо, но у меня будет задание с подвохом. Названия сказок перевернуты. Смогут ребята отгадать?
Игра в перевертыши проводится с помощью слайдов, представленных на экране.
-Курочка-серебрянная лапка – Петушок –Золотой гребешок
-Пес без шляпы – Кот в сапогах
-Жарилко – Морозко
-Эдик в обыкновенной деревне – Алиса в стране чудес
-Кастрюля супа – Горшок каши
-Прекрасный цыпленок – Гадкий утенок
-Бодрствующее чудовище – Спящая красавица
-Ржавая отмычка – Золотой ключик
-Ледяной король – Спящая красавица
-Одетый нищий – Голый король
-Черный берет – Красная шапочка
-Девочка великанша – Мальчик с пальчик
-Красные усы – Синяя борода
Шапокляк: Ой, моя Лариска сбежала. Извините, побегу ее искать.
Печкин: Наряд его пестрый,
Колпак его острый,
Его шутки и смех
Веселят нас всех. ( Скоморох)
Печкин говорит слова заклинания:
Не красавец, не глупец,
Не юнец и не старец,
Не богатый, не скупой,
А почтальон Печкин я простой,
Появись скоморох развеселый, удалой.
Петрушка: Здравствуйте, мои друзья, звали?
Ведущий: Здравствуй, Петрушка. Вот у тебя сказочное задание точно есть для ребят.
Петрушка: Да, внимание на экран сейчас попробуем отгадать викторину по народным сказкам.
Викторина-презентация (на экране) «Народные сказки»
Петрушка: Ну да ладно, устал я что-то викторины загадывать, пойду–ка я лучше к другу Скомороху песни да пляски водить.
Ведущий: Как хорошо уметь читать.
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Вас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Ведущий: Книжкина неделя шагает по стране. Каждый день у нас новые встречи, мероприятия, презентации. С радостью ждем вас у нас в библиотеке.