СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кочевые народы Предкавказья. Ногайцы.Туркмены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Кочевые народы Предкавказья. Ногайцы. Туркмены" для 8 класса, в рамках изучения истории Ставропольского края.

Просмотр содержимого документа
«Кочевые народы Предкавказья. Ногайцы.Туркмены.»

В оргкомитет краевого конкурса

педагогического мастерства

«Лучший учитель истории

Ставрополья – 2023»










Методическая разработка

урока по теме «Кочевое население предкавказских степей. Ногайцы. Туркмены»



Класс 8


Автор: Вяльшина И.В.

учитель истории и

обществознания, СЗД

МКОУ СОШ №3

им. В.Н. Дроздова

Тема урока Кочевое население предкавказских степей. Ногайцы. Туркмены.

Тип урока Урок изучения нового материала

Класс 8

Цель урока:


сформировать у учащихся общее представление о народах населяющих предкавказские степи. Познакомить учащихся с процессом расселения племён на территории Ставрополья. Дать ученикам общее представление о занятиях и быте кочевых племен.


Образовательные ресурсы

Учебник «История Ставропольского края 7-9 классы», «Просвещение», презентация, видеофрагмент , ПК, мультимедийный проектор или доска.


План урока

1. Происхождение и расселение кочевого населения

2. Занятия кочевников

3. Быт и нравы ногайцев и туркмен

4. Религия


Личностно значимая проблема

Определить основные занятия кочевников Ставрополья.


методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная


Основные понятия

Османская империя, Крымское ханство, улус, хан, мурза, кочевник.

1635 г. — впервые туркмены появились на Северном Кавказе.

1723 г. — переход караногайцев в российское подданство.

1783–1785 гг. — возникновение первых ставропольских ногайских аулов Тукуй-Мектеб, Абрам-Тюбе.

1785 г. — создание первых ногайских приставств.

1825 г. — создание Трухменского (Туркменского) приставства.

1863 г. — возникновение первых ставропольских туркменских аулов

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Учащиеся усваивают географию расселения племенных союзов славян; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт восточных славян; устанавливают связи верований славян с их занятиями

Метапредметные УУД

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Личностные УУД

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.



ХОД УРОКА:

1.Учитель мотивирует к учебной деятельности обучающихся, формирует тему и постановку цели урока (2мин).


2. Учитель: Что изучает история Ставропольского края? Что мы знаем о жизни людей Предкавказья ? Назовите основные занятия кочевников ?

Ответы учеников из ранее пройденного материала.

Учитель подводит итог сказанного обучающимися, потом продолжает рассказ по теме урока, одновременно работая с картой, иллюстрациями в учебнике и на экране.


Учитель: Степное Предкавказье, частью которого является территория Ставропольского края, входит в степную природную зону. С середины ХVI века здесь ставили свои юрты ногайцы, потомки древних кочевников. На рубеже XVI-XVII вв. в степном Предкавказье появились первые туркмены. Ногайцы и туркмены относятся к тюркоязычным племенам. Этноним «ногайцы» связан с военно-политическим золотоордынским деятелем Ногаем, жившим в XIII веке, который правил самым западным улусом Золотой Орды. Он провел консолидацию своих сторонников из разных этнических групп протоногайцев, которые получили свое название по имени прародителя. Ногай обращал основное внимание на роды узо-печенежского, кипчако-половецкого, алано-асского круга, так как основная часть монголов перешла на сторону Токтая. Самое ранее появление этнонима «ногайцы» в золотооардынской эпохе приходится на 1436 год. Другие названия народа: ногаи, крымские степные татары, ногайские татары. Самоназвания: ногай, ногайлар. Туркмены впервые появились на Северном Кавказе в 1635 году, когда группа из 1665 семейств, покинувшая полуостров Мангышлак, вышла берегом Каспийского моря в северо-восточную часть Степного Предкавказья, в долину реки Кумы. До начала XIX века сюда продолжали прибывать новые группы туркмен.

Перед вами фотография XIX века ногайцев и туркменов начала XX века.


Деление класса на 4 группы.


1-я группа - «Внешний вид ногайцев и туркмен»


2-я группа - «Поселок туркмен и ногайцев»


3-я группа - «Жилище ногайцев и туркмен»


-я группа – «Занятия ногайцев и туркмен»


Физкультминутка  (между выступлениями групп).


3. Работа с текстом учебника и словарем в учебнике, учитель предлагает учащимся самостоятельно выписать новые термины и понятия (до 7 мин.)

4. Учитель предлагает просмотреть видеофрагмента о жилище ставропольских ногайцев и туркмен. Работа в группах . Каждая группа заполняет карточку, которую учитель раздал в начале урока. (Приложение 1)

5. Демонстрация слайда с домашними животными кочевых народов Предкавказья. Учитель задаёт следующие вопросы: Перед вами на слайде домашние животные. Как вы думаете, что это может означать? И какое главное занятие ставропольских ногайцев и туркмен?

6. Учитель: Теперь поговорим о религии кочевых народов Предкавказья. Основная часть ногайцев и туркменов — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в X-XI веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий.

Учитель при рассказе использует презентацию.

7. Учитель: Как была организована военная служба народов, вошедших в состав России в XVI в.? Какую цель преследовало российское правительство, распространяя христианство среди вновь присоединенных народов Кавказа? Какими правами пользовались представители других религий? Какие религии были распространены в Предкавказье?

8. Домашнее задание: п.1 стр 3-15, изучить материал, вопросы №1,2 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!