СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодекс классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кодекс классного руководителя содержит основные правила взаимоотношений с обучающимися школы

Просмотр содержимого документа
«Кодекс классного руководителя»

КОДЕКС КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


Помни: во взаимодействии и взаимоотношениям с воспитанниками должно быть меньше формализма, но больше человеческого общения.

  • Относись к ученикам по-человечески, доброжела­тельно.

  • Никогда не унижай, не оскорбляй детей – свое негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; дети в большинстве своем очень ранимы и
    самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребенка лучше отложить
    до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ребенку, что,
    несмотря на случившееся, в него верят, надеются на него.

  • Начиная работу с классом, постарайся, как можно больше узнать о каждом
    ребенке и о классе в целом, а затем постоянно интересуйся жизнью детей,
    их проблемами.

  • Старайся как можно больше времени проводить с классом: бывать с уче­никами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходить с ними в похо­ды, просто разговаривать. Это дает возможность получить подробную ин­
    формацию о воспитанниках, сплачивает класс и, что немаловажно, помо­гает создать теплые, доверительные отношения между воспитанником и
    классным руководителем.

  • Стремись понять расстановку сил в своем классе, определи микрогруппы
    класса, выясни, кто является лидером. Если в классе есть лидер, который,
    очевидно, оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с
    этим лидером в борьбу, а лучше постараться повернуть его лицом к себе,
    перетянуть его на спою сторону, сделать его споим единомышленником.

  • Работай со сложными (в поведении) ребятами в активном сотрудничестве
    с ними и с их родителями.

  • Старайся отталкиваться от положительных черт характера конкретного
    ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, в организован­ности, в каком-либо деле. Особо отмечай индивидуальные достижения ре­бенка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях. Всегда знай,
    что твои поддержка и одобрение - есть выражение веры в силы ученика.

  • Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать.

  • Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи детей этой самостоя­тельности.

  • Учись сомневаться в себе, все время задавай себе вопрос: «Почему я так
    уверен/уверена, что он/она должен/должна быть похож/похожа на меня? У
    него/нее своя дорога, формирующуюся личность надо уважать, а не да­
    вить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай
    больше свободы, «воздуха».

  • Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть
    строгим, а где можно посмеяться. Не попытай голос никогда (потом вес
    равно будет стыдно). Старайся все замечания делать с юмором.

  • Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуа­цию до конфликта.

  • Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, раз­делять его огорчения и верить в будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй; в то же время не влюбляй в себя детей пожалеешь.

  • Развивай в детях чувство благодарности, тогда череп некоторое время и
    они тебе будут благодарны.

Имей в виду: главное - не воспитывать ребят, а жить е ними совместной деятельностыо тот отрезок времени, который нам выпало быть имеете. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Помни: учащиеся, но нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы но одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

Уделяй серьезное внимание учебной работе класса:

  • Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в классе, стремись
    к максимальному единству взглядов внутри малого педсовета.

  • Введи систему проверки дневников и обязательно требуй от родителей
    подписи дневника, контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно.
    По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посе­тить урок по определенному предмету, позвонить родителям с целью вы­
    работки наилучшего способа решения проблемы.

  • Осторожно оценивай неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним
    относится, и имей в виду, что ребенок не должен уходить из школы оби­женным на учителя.

  • Веди повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведи отдельный конверт для справок и записок от родителей.

  • Научись своевременно и четко заполнять журнал.

  • Чаще бывай на уроках других учителей в своем классе, наблюдай на раз­
    личных уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и само­стоятельности у детей с первого дня, веди строгий контроль за дежурст­вом по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанностей.

Имей в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педаго­гику успеха - она приносит хорошие результаты.

Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной класс­ной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены на­прасно.

  • Старайся, не жалея сил, организовать как можно больше внеклассных ме­роприятий: посещений театров, просмотров кинофильмов с их обсуждени­ем, экскурсий, походов, поездок.

  • Говори с учениками обо всем, что вызывает удивление, тренирует память,
    развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или
    придумать что-то подобное.

  • Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом помни, что у нее должны быть начало и конец, а желательно - и скром­ное награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных.

  • Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возможности
    обсудить текущие проблемы и поговорить с ребятами об интересующих
    их проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентировать­ся в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готов к дис­куссиям и оценкам.

  • Постарайся обязательно найти какое-то общее дело, продолжительное по
    времени подготовки: это сплачивает коллектив и развивает инициативу.

  • Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования дня
    рождения класса с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое
    традиционное дело надо тщательно готовить.

  • Привлекай учеников класса не только к участию в школьных делах, но и к
    созданию собственного классного микроклимата.

  • Работай в тесном содружестве с классными руководителями параллельных
    классов: это экономит время, позволяет помогать друг другу и делает
    жизнь детей интереснее.

  • Старайся задействовать всех детей во внеурочной работе, дай возмож­ность каждому ребенку проявить себя.

Имей в виду: главное - найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет ин­тересно с тобой, а тебе — интересно с ними.

Помни: родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

  • Стремись к тесной, деловой связи с родителями.

  • Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирай­ся на их помощь.

  • На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год - и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто будет всегда в сто­роне.

  • На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего
    класса, а не некоторых детей.

  • Старайся постепенно создать работоспособный родительский комитет, это
    очень помогает в решении практически всех вопросов классной жизни.

  • Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в
    присутствии других родителей, тем более на родительских собраниях.

  • Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские близкие от­
    ношения.

  • Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе
    нет принципиальности, твердости характера.

Помни: дети в классе - твое отражение - старайся постоянно работать над собой.

  • Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности -
    это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из разных си­туаций, советовать.

  • Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учи­тель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если полу­чится, то человеком с большой буквы.

  • Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей ана­лизировать их и делать выводы. Умение собственные ошибки анализиро­вать, признавать и исправлять станет хорошим «учебным пособием» для
    воспитанников. Не стесняйся учиться. Учеба - это освоение неизвестного,
    непознанного, поэтому не бойся действовать и совершать ошибки. Учись
    думать, беседовать, прислушиваться к мнению другого, следовать хоро­шим, добрым советам.

  • Тщательно продумай принципы сноси воспитательной работы и старайся
    следовать им. К принципам можно отнести следующие:

  • быть честным с детьми;

  • быть добрым, по не добреньким, не заигрывать с детьми;

  • быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требова­ния;

  • быть оптимистом, стараться ставить себя на место детей и сопережи­вать им;

  • быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходимо;

  • быть последовательным и объективным;

  • быть артистом в своей профессии, владеть ораторским искусством,
    воздействовать словом убедительно и эмоционально;

  • быть самим собой, работать без профессиональной маски, оставаясь в ладу со своими чувствами, сочетая искренность с требовательностью и добротой;

  • быть активным и инициативным, заинтересованным в своей работе;

  • быть примером пытливости и знаний, искать повое, критически осмыс­ливать спою работу, не останавливайся и идти вперед;

  • не делать ничего формально;

  • не давать обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, все­гда исполнять;

  • не торопиться, поскольку воспитывается Личность: быстро ее можно
    только сломать и далее «творить по образу и подобию своему», на что у одного человека в отношении другого права нет;

  • не ждать от детей благодарности, уметь прощать и забывать, ведь ребе­нок еще изменится, а учитель нет, уметь начинать все сначала, уметь смеяться над собой, разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях.

Имей в виду: главное - не ждать прямых актов благодарности - тогда не будет разочарований.

Предостережения:

  • Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.

  • Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между
    собой и учениками - установить ее снова будет гораздо труднее.

  • Не играй роль небожителя - у тебя тоже есть недостатки, твое преимуще­ство лишь в том, что ты знаешь, как их преодолеть, и стремишься к этому.

  • Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или фи­зически).

  • Не будь чрезмерно активным - иногда детям надо дать отдохнуть от ме­роприятий.

  • Не старайся сделать все без помощи родителей, иначе потом все остав­шееся время будешь делать это один.

  • Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях.

  • Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди пря­мых и скорых результатов.

  • Не забывай на открытых мероприятиях или выпускных вечерах напоми­нать родителям и детям о тех учителях, которые их учили раньше, - это оценят и ученики, и родители, и коллеги.

Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве - это поможет лучше понять ребенка.

Имей в виду: главное - сохранять молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя сча­стливая профессиональная карьера.


Заповеди педагогического общения


1. Помни: педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому нашему «педагогическому движению» неповторимый личност­ный смысл, окрашивают любое наше педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которой никогда не достигнуть тайников детской души. Посто­янно думай над своими взаимоотношениями с детьми, стремись целенаправленно выстраивать их.

2. Организуй общение с детыми, стремись точно ориентировать сбою речь
на конкретного ребенка или на группу учащихся. Помни - это так же важно, как и
отобрать верные методы обучения и воспитания.

3. При организации общении с детьми не исходи только из педагогических целей и задач. Такая организация общения невольно замкнет тебя на твоих педаго­гических заботах, из которых незаметно для тебя ускользнет живой ребенок с его интересами и чаяниями. Строй отношения с детьми не «от себя», а «от них», тогда ученик будет попадать в радиус твоего педагогического видения.

4. Вступая в контакт с учащимися, не организуй с ними общения «по вер­тикали», сверху вниз. Помни, что даже малыш стремится отстаивать собственную
самостоятельность и значительность «о взаимоотношениях. Диплом учителя авто­матически не даст тебе права быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это
великое педагогическое право надо завоевать не столько официальным педагогиче­ским статусом, сколько твоей, по словам Макаренко, «прекрасной личностью».

5. Стремись постоянно ощущать психологическую атмосферу в классе:
без этого продуктивный педагогический процесс невозможен. Формируй у себя навыки этого «психологического камертона», который подскажет тебе наиболее точ­ные психологические ходы к личности ученика. Умей наблюдать за детьми, вос­принимать выражение их глаз, мимику, экспрессию. Обращай внимание на псе де­тали их поведения, настроения. Будь пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса.

6. Учись видеть себя кик бы со стороны, глазами ребят. Для этого:

  • чаще анализируй свою деятельность;

  • стремись поставить себя на место ученика;

  • посещай уроки коллег, сравнивай себя с ними;

  • честно признавай свои ошибки;

  • чаще организуй контакты с ребятами в свободное от занятий время.

7. Умей слушать детей. Старайся выслушать до конца, даже если ученик, на твой взгляд, говорит неверно. Это важнейший показатель твоего отношения к лич­ности ребенка.

8. В процессе твоего общения с детьми могут возникать разнообразные
конфликты.
Всегда помни: конфликт может быть следствием твоей педагогиче­ской неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать. Ты не
имеешь профессионального права обижаться на детей - в этом тоже своеобразие
педагогического общения.

9. Если в процессе общения с ребятами у тебя возникает с ними спор, постарайся организовать его в форме взаимного обмена мнениями, не обижай оп­понентов, не задевай недостатков их характера.

10. Стремись преодолевать негативные установки по отношению к неко­торым ребятам: это мешает не только твоим взаимоотношениям с ними, но и отри­цательно сказывается на общей атмосфере в коллективе.

11. Помин, что голая критика ребят бесполезна. Она не содержит преоб­разующего, конструктивного начала и не передаст учащемуся твоего личностного
позитивного отношения к нему. Такая критика неизбежно ставит школьника в по­зицию обороняющегося, а зачастую ведет к формированию заниженной самооцен­ки. В общении с детьми элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется дружественность, разрушается общее взаимодействие, становятся невоз­можными деловые и межличностные отношения.

12. Чаще улыбайся детям. Улыбка учителя создает общий благоприятный
психологический настрой: располагает детей к общению, вызывает стремление к
работе.

13. Помни, что людей всегда волнует их личность - твое отношение к
ней, понимание, уважение. Ребята хотят, чтобы их воспринимали именно как лич­ностей, этим объясняется их стремление к самоутверждению, к самореализации. В твоем общении с ребятами всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка, и дети должны это ощущать.

14. Дети должны знать, как ты к ним относиться. Доброжелательное от­
ношение к учащимся самым существенным образом влияет на восприятие ими
твоего поведения и работы. Твои оценки за ответ, твои критические замечания и
пожелания всегда воспринимаются ими в контексте твоего отношения к ним. Учись передавать свое отношение к детям.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!