СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодекс учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителя начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Кодекс учителя начальных классов»

Кодекс учителя начальных классов

Выполнила студентка

группы 346 «б» Ермакова

Анастасия Дмитриевна





2018 г.

Учитель начальных классов должен знать


Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, СанПиН, «Закон об Образовании в Российской Федерации» статья 47 «Правовой статус педагогический работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».

Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения (далее – стандарт) и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.

Методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям стандарта.

Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений.

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.













Права учителя начальных классов

Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ в ред. от 01.01.2001 (далее – ТК РФ), Законом РФ -1 “Об образовании”, постановлением Правительства РФ “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении”, Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом школы.


При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса. 

Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.



Свод правил для учителя.

  1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему “сорадость”, сочувствие.

  2. Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.

  3. Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.

  4. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.

  5. Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.

  6. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.

  7. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.

  8. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.

  9. Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок Совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.

  10. Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.

  11. Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.

  12. Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.

  13. Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.

  14. Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.

  15. Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.

  16. Предлагайте родителям присутствовать на уроках.

  17. Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.

  18. Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.

  19. Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.

  20. Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.

  21. Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.

  22. Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.

  23. Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.

  24. Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.

  25. Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.

  26. Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.

  27. Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражений при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.

  28. Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.

  29. Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.

  30. Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.

  31. Пользуйтесь способом “допущения” ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.

  32. Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

  33. Помогайте ребенку превзойти самого себя.

  34. Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.

  35. Задавайте детям домашние задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.

  36. Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных возможностей, давайте им возможность пробовать себя в отношении заданий последующих классов.

  37. Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.

  38. Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.

  39. Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои “пятиминутные уроки”, помогайте им в проведении таких уроков.

  40. Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы и при их применении на уроках не забывайте указывать, кто их автор.

  41. Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их пожеланиям.

  42. Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведении интересного урока.

  43. Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.

  44. Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребенок и как их преодолевал.

  45. Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.

  46. При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.

  47. Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.

  48. Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.

  49. Следите за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения.







Ответственность учителя начальных классов

В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность: за реализацию образовательных программ в полном объеме; жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем; соблюдение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения; выполнение приказов “Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности” и “Об обеспечении пожарной безопасности”; безопасное ведение образовательного процесса; принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае; проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда; организацию изучения обучающимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.; осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда.


В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со ст. 192 ТК РФ.
За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен в соответствии с п. 2 ст. 336 ТК РФ.
Профессиональный кодекс учителя 
Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.




Принципы этики учителя


При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: 
- гуманность; 

- законность; 
- демократичность; 
- справедливость; 

- профессионализм; 
- взаимное уважение.


Личность учителя

  1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников. 
    2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией. 
    3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию. 
    4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания. 5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз. 
    6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача. 
    7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы),а также свое рабочее время для личных нужд.






Взаимоотношения учителя с учениками

  1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении. 
    2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей. 
    3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. 
    4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной. 
    5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим. 
    6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности. 
    7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку. 
    8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения. 
    9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 
    10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях. 
    11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.



Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом 


  1. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ). 
    2. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие. 
    3. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной. 

    4. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей. 
    5. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне. 
    6. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда. 
    7. Инициатива приветствуется. 
    8. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия. 
    9. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.


Взаимоотношения учителя с обществом и государством


1. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком. 
2. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества. 
3. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс