Кодекс учителя начальных классов

Выполнила: Татьяна Анатольевна
Сергеева


Есть три профессии от Бога:
Лечить... Судить... Учить...
Избрав Судьбу себе в итоге,
Решил Учителем я быть!
Пытливый детский ум мне люб,
Открытые глаза…
Среди младых дубов – Я ДУБ!
Ну что еще сказать?
Мы будем вместе возрастать
Под сводом храма – школы…
И, может быть, из них, как знать….
Учитель выйдет новый.
Учитель начальных классов должен знать:
1. Конституцию Российской Федерации от 25 декабря 1993 года;
2. Решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН) от 29 декабря 2010;
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ 29 декабря 2012 года;
5. Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ);
6. Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;
7. Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении от
8. Методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям стандарта.
9. Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений.
10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Должностные обязанности учителя начальных классов
1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики требований стандарта, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
2. Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.
3. Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.
4. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.
5. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.
6. Проставляет в классный журнал все оценки за диктанты и контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.
7. Проводит работу над ошибками после проверки диктантов и контрольных работ.
8. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение обучающихся. Обеспечивает включение младших школьников в различные формы внеучебной деятельности.
10. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. 1 раз в пять лет обязательно проходит курсы базового повышения квалификации. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
Права учителя начальных классов
1. Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ в ред. от 01.01.2001, Законом РФ – «Об образовании», постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
2. Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом школы.
Согласно Профессиональному Стандарту педагог должен (обучение):
Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
Владеть ИКТ-компетенциями
Согласно Профессиональному Стандарту педагог должен (воспитательная работа):
Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Ответственность учителя начальных классов
1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:
за реализацию образовательных программ в полном объеме;
жизнь и здоровье, учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
соблюдение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения;
выполнение приказов “Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности” и “Об обеспечении пожарной безопасности”;
безопасное ведение образовательного процесса;
принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;
организацию изучения обучающимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда.
2. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со ст. 192 Трудового Кодекса РФ.
3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен в соответствии с п. 2 ст. 336 Трудового Кодекса РФ.
Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
гуманность;
законность;
демократичность;
справедливость;
профессионализм;
взаимное уважение.
Личность учителя
1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.
Взаимоотношения учителя с учениками
1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям.
3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.
Взаимоотношения учителя с родителями учеников
1. Учителя должны уважительно и дружелюбно общаться с родителями учеников.
2. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
4. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижение целей.
5. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.
Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
1. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения.
2. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
4. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
5. Учитель имеет право на поощрение от администрации образовательного учреждения. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
6. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы образовательного учреждения. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
7. Инициатива приветствуется.
8. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
9. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.
Взаимоотношения учителя с обществом и государством
1. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
2. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
Имидж педагога
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Основные составляющие педагогического имиджа
Внешний облик.
Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Особое значение здесь имеют и одежда, и аксессуары, и макияж, и прическа.
Одежда является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека». Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала.
Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. Для женщины – это может быть и красивое, но элегантное платье.
Использование вербальных и невербальных средств общения
Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях. Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько учитель обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, взгляд, осанка, походка.
Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это, влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание на умение представить себя окружающим наиболее благоприятным образом.
Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я»
Внешний образ – это техника игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Внутренний образ – это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.
Личностные качества
В каждой профессиональной деятельности свойствами личности опосредуется технология работы, но только опосредуется, а не определяется.
(академик В.П. Беспалько)
Обязательность у педагога таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.
Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.
Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который учитель применяет для решения педагогических ситуаций.
Педагогическое мышление и интуиция необходимы учителю для предвидения развития ситуации без полного ее анализа. Педагогическая рефлексия – это способность учителя мысленно представить себе возникшую ситуацию у ребенка и на ее основе сложить представление о себе.
Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.
Педагогическое общение, являясь и компонентом профессиональной компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание благоприятного психологического климата на уроке.
Основные функции педагогического общения
информационная (обмен познавательной и аффективно-оценочной информацией),
социально-перцептивная (восприятие социальных объектов),
самопрезентативная (вступая во взаимоотношения с детьми, учитель как бы “предлагается” им в качестве партнера по общению),
интерактивная (состоит в обмене образами, идеями, действиями),
аффективная (заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, создание социально значимого аффективного отношения).
В целом необходимо научиться приемам, снимающим напряжение и стимулирующим учебную деятельность учащихся на уроке.
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
Педагог начальной школы должен:
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Образ современного учителя начальных классов
Современный учитель должен идти в ногу со временем;
должен быть эрудированным;
должен быть готовым оказать помощь и поддержать в трудную минуту;
он является не только педагогом, но и воспитателем;
должен знать психофизиологические особенности детей;
он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
готовность к постоянному саморазвитию;
учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
владеет современными методиками обучения.
Неотъемлемые качества учителя начальных классов - интеллигентность, эрудированность, профессионализм, а самое главное - любовь к детям, уметь понимать современных детей, то есть считаться с ними, принимать их заботы и дела. В народе говорят: "В начальной школе нужен хороший учитель, в старшем и среднем звене продвинутая школа". Наверное, так и есть, ведь в начальном звене нужно быть не просто учителем, но и мамой, и наставником, и идеалом для детей.
Профессиональные качества учителя выделяют следующие:
широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
направленность на работу с учениками;
умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
умение правильно формулировать цели;
должен обладать организаторскими способностями;
контроль качества знаний учащихся.
Образ учителя начальных классов глазами работодателя
Учитель должен быть творческой личностью;
быть грамотным и образованным;
уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями;
постоянно заниматься самообразованием;
в современной педагогической практике, чтобы достичь эффективности на уроках учитель должен быть фасилитатором, т.е. дать возможность ученику самому найти пути и решения поставленной задачи.
Образ учителя начальных классов глазами родителей
заботливо вести своих учеников в мир школьных наук;
учить упорству, настойчивости, трудолюбию;
добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;
должен уметь создать творческую атмосферу в классе, так, чтобы дети любили не только предмет, но и своего учителя тоже.
Образ учителя начальных классов глазами учеников
Каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, обобщенное представление учеников об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как:
добрый, доброжелательный;
внимательный, отзывчивый;
хорошо объясняет, чтоб всё понятно было;
не ругается, а объясняет, когда не получается;
строгий, но справедливый;
внимательный к детям, другим учителям, родителям;
должен уметь с легкостью заинтересовать детей.
Каким учителем буду я?
Преданным своему делу и своим ученикам;
Образованным;
Трудолюбивым;
Вежливым и любящим детей;
Стрессоустойчивым;
Стану другом для своих учеников;
Пунктуальным;
Общительным.
Отличия профессии педагога от других
Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии учителя?
1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.
Аттестация педагогических работников
Нормативные правовые документы, разъяснения, регулирующие порядок аттестации педагогических работников.
Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ 29 декабря 2012 года;
Федеральный закон от 27 июня 2006 № 149 «Об информации, информатизации и защите информации»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированным в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 "Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);
Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Перечень обязательных документов:
Заявление с личной подписью
Копия результата с прошлой аттестации (если имеется)
Копии дипломов о высшем или среднем профессиональном педагогическом образовании
Копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории аттестации (если такое было ранее получено)
Копия документов о смене фамилии, если она была изменена
Сопроводительное письмо или развернутая характеристика с места работы, которая может подтвердить уровень компетенции и профессиональной деятельности.
Через месяц после подачи документов, заявителю на домашний адрес придет письмо с подробным описанием места и времени проведения аттестации.
Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве
Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению. Например, положением об аттестационной комиссии.
Сейчас понятие Положения об аттестации чаще всего рассматривается в контексте Правил аттестации, утвержденных приказом № 276.
Новый порядок аттестации: общие положения
Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения). Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:
в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;
в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.
В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.
Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:
стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;
повышение качества образования;
приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;
обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.
Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.
Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление Новое в аттестации педагогических работников заключается в особом порядке составления на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:
Ф.И.О. сотрудника;
должность, занимаемая работником образовательного учреждения;
дата подписания специалистом трудового договора;
уровень квалификации сотрудника;
сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;
результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;
мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.
Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.
Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации
Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.
Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату.
Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия. В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность.
По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования.
При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.
Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста.
Порядок действий после обязательной аттестации
Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.
В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах.
Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.
Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.
Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?
Процедуру оценки квалификации могут не проходить:
работники, у которых уже есть квалификационные категории;
сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;
беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;
сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.
Заявление на аттестацию: в чем его особенности?
Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.
Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:
определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;
письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.
Проведение аттестации на повышение квалификации
Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.
Человеку присваивается первая категория, если:
-установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;
его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;
установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.
Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:
установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;
ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;
установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;
человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.
Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности.
Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:
Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия.
Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.
Можно отметить, что первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса.
Заключительные положения
1. При приеме на работу в образовательное учреждение руководитель образовательного учреждения должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.