Составлено с использованием кодификаторов ГИА ФИПИ, школьных учебников и образовательных стандартов РФ.
Код раздела | Код контро- лиру- емого элемента | Элементы содержания |
1 | 1.1 | Биология как наука. Методы биологии Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов |
2 | 2.1 | Признаки живых организмов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. |
2.2 | Признаки организмов. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними |
3 | 3.1 | Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Грибы.3 |
3.2 | Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. |
3.3 | Корень, его функции, типы корневых систем Побег, его видоизменения. Почки. Внешнее строение листа, его функции. Стебель |
3.4 | Цветок и его строение Плод, его функции. Распространение плодов и семян |
3.5 | Жизнь растений. Значение фотосинтеза, дыхания, испарения воды в обмене веществ и энергии |
3.6 | Основы классификации растений. Систематика. Происхождение культурных растений. |
3.7 | Водоросли, их разнообразие и значение. |
3.8 | Отдел Моховидные. Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика |
3.9 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. |
3.10 | Отдел Покрытосеменные, особенности организации. Класс Двудольные. Представители семейств Бобовые, Крестоцветные, Розоцветные. Класс Однодольные. Представители семейств. |
3.11 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности |
4 | 4.1 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. |
| 4.2 | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Особенности агроэкосистем |
| 4.3 | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы |
Код | Требования | Требования к уровню подготовки выпускников |
1 | 1.1.1 | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ |
признаки биологических объектов: живых организмов (растений, грибов и бактерий) |
1.2.2 | экосистем, агроэкосистем, биосферы; |
1.3.5 | сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; |
1.4.2 | круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах; |
| | УМЕТЬ |
2 | 2.1.1 | объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; |
2.3.6 | родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); |
2.3.11 | роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; |
2.4.2 | роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; |
2.3.5 | изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; |
2.3.1 – 2.3.9 | описывать биологические объекты; |
2.2.1 | распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки; |
2.3.1-2.3.10 | на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов; культурные растения |
2.4.1 | выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; |
2.2.1 2.3.1-2.3.10 | сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; |
2.3.6-2.3.10 | определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); |
2.4.1 2.4.3 | анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах; |
2.4.3 | анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах; |
3 | 3.3.1 3.3.11 | ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами |
| 3.3.1 | оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями |
| 3.4.3 | выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними |
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания |
1 | 1.1 | Биология как наука. Методы биологии Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов |
2 | 2.1 | Признаки живых организмов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани, органы, системы органов растений и животных |
| 2.2 | Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Классификация. Одноклеточные и многоклеточные организмы. |
| 2.3 | Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними |
3 | 3.1 | Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Простейшие. |
| 3.2 | Усложнение животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости жизни. |
| 3.3 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. |
| 3.4 | Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. |
| 3.5 | Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. |
| 3.6.1 | Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. |
| 3.6.2 | Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Значение пауков в биогеоценозах (на примере местных лесных биоценозов). Клещи. Клещевой энцефалит. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. |
| 3.6.3 | Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. |
| 3.7 | Тип Хордовые Подтип Бесчерепные. Общая характеристика типа хордовых. Ланцетник |
| 3.8 | Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. |
| 3.9 | Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. |
| 3.10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. |
| 3.11.1 | Класс Птицы. Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. |
| 3.11.2 | Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. |
| 3.12.1 | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Забота о потомстве. |
| 3.12.2 | Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. |
4 | 4.1 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе |
| 4.2 | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. |
| 4.3 | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы |
Код | Требова- ния | Требования к уровню подготовки выпускников |
| | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ |
1 | 1.2.1 | признаки биологических объектов: живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий) |
1.1.1 | генов, хромосом, клеток; |
1.4.2 | популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы; |
1.2.2 | обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; |
1.4.2 | круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах; |
2 | | УМЕТЬ |
| 2.1.1 | объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; |
2.2.2 | родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); |
2.4.2 | роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; |
2.4.2 | взаимосвязи организмов и окружающей среды; |
2.2.2 | роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; |
| 2.1.1 2.3.2 | изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; |
7.2 | описывать биологические объекты; |
| 2.2.1 | распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки; |
2.3.1 -2.3.12 | на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных; на рисунках (фотографиях) органы и системы органов |
2.3.1-2.3.12 | животных, животных отдельных типов и классов; |
2.3.1 2.3.11 2.3.12 | домашних животных, опасные для человека животные; |
| 2.3.11.2 2.3.12.2 | выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; |
| 2.3.1-2.3.12 | сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; |
| 2.3.1-2.3.12 | определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); |
| 2.4.3 | анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах; |
3 | 3.3.1-3.3.12 | ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых животными |
| 3.3.1-3.3.12 | оказания первой помощи при укусах животных; |
| 3.3.11 3.3.12 | выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними |
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания |
1 | 1.1 | Биология как наука. Методы биологии Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов |
2 | 2.1 | Признаки живых организмов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани, органы, системы органов животных, выявление изменчивости организмов. |
| 2.2 | Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. |
3 | 3.1 | Человек. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека |
| 3.2 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны |
| 3.3 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении |
| 3.4 | Дыхание. Система дыхания |
| 3.5 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет |
| 3.6 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы |
| 3.7 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины |
| 3.8 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения |
| 3.8 | Покровы тела и их функции |
| 3.9 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение |
| 3.10 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат |
| 3.11 | Органы чувств, их роль в жизни человека |
| 3.12 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. |
| 3.13 | Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека |
| 3.14 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха |
| 3.15 | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения |
Код | Требования | Требования к уровню подготовки выпускников |
| | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ |
1 | 1.2.1 | признаки биологических объектов: живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий); |
1.2.2 | генов, хромосом, клеток; |
2 | 2.2.1 | сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; |
2.3.1 2.3.13 | особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности |
| | УМЕТЬ |
3 | 3.1.1 | объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; |
3.3.14 | роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; |
3.1.1 | взаимосвязи организмов и окружающей среды; |
3.1.1 | роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; |
| 3.3.1-3.3.12 | изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; описывать биологические объекты; |
| 3.2.1 | распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки; |
| 3.3.1-3.3.12 | на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; |
| 3.3.1-3.3.12 | сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; |
| 3.3.15 | анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах; |
4 | 4.3.14 | ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; |
| 4.3.15 | оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; |
| 4.3.1-4.3.12 | рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; |
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания |
1 | 1.1 | Биология как наука. Методы научного познания Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. |
1.2 | Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция |
2 | 2.1 | Клетка как биологическая система Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. |
2.2 | Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. |
2.3 | Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. |
2.4 | Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. |
2.5 | Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. |
2.6 | Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. |
2.7 | Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза. |
3 | 3.1 | Организм как биологическая система Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы. |
3.2 | Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. |
3.3 | Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития |
3.4 | Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. |
3.5 | Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т.Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. |
3.6 | Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. |
3.7 | Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. |
3.8 | Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. |
3.9 | Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома). |
4 | 4.1 | Система и многообразие органического мира. Многообразие организмов. Вирусы — неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. |
| 4.2 | Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. |
Код | Требова- ния | Требования к уровню подготовки выпускников |
| | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ |
1. | 1.1.1 | Биология как наука. Методы научного познания: методы научного познания; основные положения биологических законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез. |
1.1.2 | методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи |
1.1.3 | основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; синтетическая теория эволюции, антропогенеза); |
1.1.4 | основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); |
1.1.5 | сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); |
1.1.6 | сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); |
1.1.7 | сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека); |
2 | 2.2..1 | строение и признаки биологических объектов: клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов; |
2.2.6 2.3.4 | генов, хромосом, гамет; |
2.2.4 | вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека; |
2.3.1-2.3.5 | сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост; |
2.2.7 | митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных; |
2.2.7 2.3.8 | взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов |
2.3.4-2.3.5 | современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции; |
| | УМЕТЬ |
3 | 3.1.1 | объяснять: роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; |
3.1.2 3.2.1 | единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; |
3.3.7 | причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; |
| 3.2.7 | устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; |
3.3.5 3.3.6 | Решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания) |
3.2.7 | распознавать и описывать: клетки растений и животных; |
3.2.7 3.3.1 | биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности; |
3.3.1 3.4.1 | выявлять отличительные признаки отдельных организмов; |
3.2.4 3.3.1 3.4.1 | сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий) |
3.2.5 3.3.3 | процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); |
3.2.7 3.3.2 3.3.3 3.3.9 | митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; |
4 | | ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ для обоснования |
| 4.3.3 4.3.4 4.3.9 4.4.1 4.4.2 | правил поведения в окружающей среде; мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); |
| 4.3.8 4.3.9 | способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними . |