КОДОВАЯ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.
Лашина Елена Борисовна, старший преподаватель
кафедры иностранных языков ИГУ, г. Иркутск
mhelena_20 @mail.ru
Под кодовой интертекстуальностью понимается включение кода одного типа текста в другой, ведущее к созданию поликодового текста, а под кодом – система, устанавливающая репертуар символов согласно правилам их сочетания, где каждый символ соответствует какому-то одному означаемому [8:57].
Единицей анализа кодовой интертекстуальности является кодовый интертекст. Кодовый интертекст состоит из текста-реципиента (в нашем случае художественного текста), который принимает термин в качестве средства создания кодовой интертекстуальности. Включенный в состав текста-реципиента термин отсылает к прототексту (в нашем исследовании к научному тексту).
Использование терминологических включений в тексте-реципиенте обусловлено связью художественного текста как возможного мира с реальным миром, ведущей к объективному использованию терминов в художественном тексте. К объективным факторам использования терминологических включений относятся: фактор объекта, фактор реального окружения, фактор ситуации и фактор типа текста. Одним из микротекстов, в котором реализуется фактор объекта является «Портрет персонажа».
Антропоцентризм художественного текста предполагает отражение художественной картины мира автором в связи с познанием человека. Через персонажей, которым принадлежит значительное место в системе образов, писатель воплощает в художественном произведении свои представления о человеке.
Одним из средств создания образа персонажа является портрет. В художественной литературе писатель создает портрет, оригиналом для которого служит не отдельный человек, а общие, существенные свойства людей, как универсальные, так и присущие людям определенного типа, характера, поколения [3:296].
А.А. Бодалев различает в портрете описание физического облика и внешних оформляющих элементов облика. Физический облик – это лицо и части тела человека. Внешнее оформление физического облика – это одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки. Внешние компоненты облика могут говорить о деятельности человека (военная форма, рабочий комбинезон) и его национальной принадлежности. Они могут служить признаком возраста, свидетельствовать о вкусах и привычках [1]. Изображение лица и фигуры в портрете отображает природные черты, а одежды и манеры – социальные.
Существует детская игра, условием которой является создание физического облика человека из геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, круга, ромба, треугольника и других фигур. Эта игра имеет под собой реальные основания. Дело в том, что отдельные части тела человека действительно напоминают геометрические фигуры.
Приведем пример:
Прямые волосы до школьного воротничка. Глаза цвета Балтийского моря в ненастный день. Тонкие серые брови дугами. Веки немного приспущены, отчего взгляд слегка отрешенный [6:191].
Термин дуга, использованный при описании бровей персонажа, в геометрическом прототексте определяется как участок кривой между ее точками. Данный термин происходит от древне-русского слова дуга, означающего радуга. Совершенно очевидно, что именно форма радуги легла в основу понятийной составляющей термина дуга. Если представить себе форму радуги, то получим зрительный образ округлой формы бровей, составляющей элемент портрета персонажа.
Другой пример:
Соответственно размерам и положению глаз прямые и четкие, очень черные брови смыкались с волосами высоко на висках и почти сходились к узкой переносице, образуя широкий тупой угол. Волосы надо лбом от середины спускались к вискам такой черной и прямой линией, совершенно симметричной бровям. Поэтому лоб имел очертания вытянутого горизонтального ромба [4:153].
Сходящиеся на переносице брови имеют форму, которая в геометрии обозначается термином тупой угол. В прототексте геометрический термин угол – это неограниченная фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла), выходящими из одной точки. Существуют различные виды углов: прямой, развернутый и тупой. Чтобы представить себе зрительный образ тупого угла, посредством которого характеризуются сходящиеся на переносице брови персонажа, необходимо иметь представление о данной фигуре. Тупой угол – это угол, бóльший прямого и меньший развернутого.
Форма лба в анализируемом примере описывается посредством геометрической фигуры ромб. Для возникновения соответствующего зрительного образа вновь необходимо обращение к значению термина ромб. Ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны.
Интересно, что этимология многих геометрических фигур связана с совершенно обыденными словами. Термин ромб происходит от древне-греческого слова rombos, означающего бубен. Если сейчас бубны в основном делают круглой формы, то раньше их делали в форме ромба. Название карточной масти бубны, знаки которой имеют ромбическую форму, происходит ещё с тех времён, когда бубны не были круглыми. На наш взгляд, такая этимологическая связь терминов, используемых для обозначения геометрических фигур, и обыденных лексем связана с тем, что геометрические фигуры издавна использовались для описания объектов, окружающих человека. С их помощью, как мы убедились, можно описать и физический облик персонажа в художественном произведении.
При описании портрета персонажа, как следует отметить, используются как замкнутые (ромб), так и незамкнутые геометрические фигуры (угол, дуга). Замкнутые геометрические фигуры обычно описывают форму лица:
Это был мужчина! Борис всмотрелся в сизый от мороза треугольник лица, обрамленный ушанкой [5:8].
По своей природе форма лица – это замкнутое пространство, отсюда употребление терминов из геометрических прототекстов, которые обозначают фигуры, соединенные в единое целое посредством точек или непрерывных линий. Для описания замкнутого пространства лица подходят такие геометрические фигуры, как овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. В приведенном выше примере форма лица передается через термин треугольник, который представляет собой замкнутую геометрическую фигуру, поскольку все три его стороны соединены в точках, называемых вершинами.
Используемые при описании портрета персонажа термины из геометрических прототекстов создают зрительный образ, выполняя тем самым иллюстративно-описательную и пространственную функции. Они также могут выполнять характеризующую функцию. В науке известно направление под названием «психогеометрия», первоначально зародившаяся в США и связанная с именем С. Деллингер. Психогеометрия устанавливает связь между геометрической фигурой и особенностями характера человека. Для треугольников, например, характерны лидерские наклонности, энергичность, нетерпимость, категоричность, честолюбие, эгоцентризм, уверенность в себе, способность концентрироваться на главной цели и быстро анализировать ситуацию. Доминирующей установкой треугольника в любом деле является установка на победу, выигрыш, успех. Наличие в портрете действующего лица геометрической фигуры треугольник проецирует на образ персонажа определенные черты характера, свойственные данной фигуре. Герой в художественном произведении Н. Нестеровой «Татьянин дом», чьи портретные данные вполне соответствует тем представлениям о личности, которые приписываются треугольникам.
Геометрические термины, используемые при описании одежды как внешнего оформления физического облика персонажа, часто носят символический характер:
Раскольники, надевая высокие четырехугольные шапки, стали выходить из сборни [6:39].
Шапки, имеющие форму геометрической фигуры четырехугольника, говорят о принадлежности данной группы персонажей к общине старообрядцев-раскольников, являющихся участниками религиозно-общественного движения, возникшего в России в середине XVII века. Цифра «четыре», как следует отметить, является символичной во многих религиях. Четырехконечный крест – это распространенная в разных религиях эмблема целостности и универсальности, указывающая на четыре направления космоса. Четыре лица у богов Амон-Ра в Египте и Брахма в Индии свидетельствовали об их господстве в космосе. В христианстве цифра «четыре» является символом четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна [2: 413].
Термины из геометрических прототекстов, используемые при изображении портрета персонажа, прежде всего, создают зрительный образ, выполняя тем самым описательную и пространственную функции. К возможностям геометрических терминов в портретных описаниях относится также их способность выполнять характеризующую и символическую функции.
Список литературы
Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – М. : Из-во МГУ, 1982. – 200 с.
Тресиддер Дж. Словарь символов. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.
Юркина Л.А. Портрет // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. – М. : Высшая школа; Издательский центр «Академия», С. 296-308.
Ефремов И. Сердце змеи. – Алма-Ата : Жалын, 1990. – С. 107-165.
Нестерова Н. Татьянин дом. – М. : АСТ : Астрель, 2010. – 318 с.
Пермитин Е.Н. Горные орлы.– Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986. – 528 с.
Сергиенко К.К. Самый счастливый день. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 383 с.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию – СПб. : «Симпозиум», 2004. – 544 с.
2